вертолет

Классы МПК:B64C27/06 с одним винтом 
B64D25/12 катапультируемые капсулы 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Буданов Станислав Васильевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-08-11
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной технике. Вертолет включает фюзеляж с кабиной в передней части, хвостовым оперением в виде киля с хвостовым винтом, стабилизатор, кабину для груза, несущий винт с приводом, шасси. Предусмотрены два расположенных по бокам фюзеляжа модуля для размещения груза, жестко связанных посредством разъемных стыковочных узлов со стыковочными узлами фюзеляжа, расположенными на его боках. Каждый модуль оборудован ранцем со спускаемым и вытяжным парашютами, размещенными в нише за кабиной, и стяжками, прикрепленными к модулю. По бокам модуля расположены стропы, объединенные в две группы надетыми коушами и связанные с модулем посредством шарнирной связи в виде двух скоб, вмонтированных в каждого модуля так, что концы строп каждой группы открытой частью прилегают к модулю. Модуль снабжен гасителем скорости с каркасом по форме зонта, размещенным в нише на нижней поверхности модуля. Предусмотрено наличие привода гасителя скорости, выполненного в виде силового гидроцилиндра, шарнирно присоединенного штоком к упомянутому рычагу втулки, а корпусом - к стойке. Каркас обтянут оболочкой из парашютной ткани. Модули присоединены к фюзеляжу с возможностью отделения по стыкам автоматически и вручную. Технический результат – расширение функциональной возможности доставки груза на труднодоступные площадки. 11 ил.

вертолет, патент № 2247680

вертолет, патент № 2247680 вертолет, патент № 2247680 вертолет, патент № 2247680 вертолет, патент № 2247680 вертолет, патент № 2247680 вертолет, патент № 2247680 вертолет, патент № 2247680 вертолет, патент № 2247680 вертолет, патент № 2247680 вертолет, патент № 2247680 вертолет, патент № 2247680

Формула изобретения

Вертолет, включающий фюзеляж с кабиной в передней части, хвостовым оперением в виде киля с хвостовым винтом, стабилизатор, кабину для груза, несущий винт с приводом, шасси, отличающийся тем, что он снабжен двумя расположенными по бокам фюзеляжа модулями для размещения груза, жестко связанными посредством разъемных стыковочных узлов со стыковочными узлами фюзеляжа, расположенными на его боках, при этом каждый модуль оборудован ранцем со спускаемым и вытяжным парашютами, размещенным в нише за кабиной, стяжками, прикрепленными к модулю, по бокам которого расположены стропы, объединенные в две группы надетыми коушами и связанные с модулем посредством шарнирной связи в виде двух скоб, вмонтированных в бока модулей так, что концы строп каждой группы открытой частью прилегают к модулю, гасителем скорости, размещенным в нише, выполненной на нижней поверхности модуля, выполненным с каркасом по форме зонта, который состоит из головки с фланцем на одном конце, восьми проушин с ограничителем, равномерно расположенных по периметру средней части головки, восьми зацепов, равномерно расположенных по периметру концевой части головки, восьми упругих стержней, каждый из которых шарнирно посредством пальца связан с упомянутыми проушинами, восьми витых пружин растяжения, каждая из которых одним концом присоединена к упомянутому зацепу, а другим концом - к упомянутому стержню, узлом связи, выполненным в виде втулки с фланцем с одного бока и рычагом - с другого бока, оси, помещенной в отверстие втулки, концами заделанной в стойку, приводом гасителя скорости, расположенным в салоне модуля, выполненным в виде силового гидроцилиндра, шарнирно присоединенного штоком к упомянутому рычагу втулки, а корпусом - к стойке, причем каркас гасителя обтянут оболочкой из парашютной ткани, свободный конец стержня выполнен с загибом по произвольному радиусу, а модули присоединены к фюзеляжу с возможностью отделения по стыкам автоматически и вручную.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к вертолетам.

Известен вертолет, состоящий из фюзеляжа, в передней части которого расположена кабина управления полетом, кабины для управления монтажными работами, которая находится в задней части фюзеляжа, хвостового оперения в виде киля, несущего винта, который расположен над средней частью фюзеляжа и связан с приводом, смонтированным в салоне фюзеляжа, шасси /А.С. СССР №1795947, кл. В 64 С 27/00, 1993/.

К недостатку указанного вертолета относится ограниченная вместимость салона, а также невозможность высадки пассажиров и выгрузка груза без приземления.

Наиболее близким по технической сущности является вертолет, состоящий из фюзеляжа с хвостовым оперением в виде киля с хвостовым винтом, стабилизатора, кабины для пассажиров, багажное отделение, два турбовинтовых двигателя с выхлопными трубами, смонтированными в верхней части фюзеляжа, трансмиссии, расположенной в салоне, главного редуктора, который через втулку связан с несущим винтом, расположенным над фюзеляжем, шасси /Кн. Братухин И.П. Проектирование и конструкция вертолетов. М.: Оборонгиз, 1995, с.99, фиг.67/.

Недостатком вертолета является сужение функциональных возможностей в виду невозможности приземления в труднодоступных местах и на участках, ограниченных по ширине из-за конструктивного исполнения.

Технический результат достигается тем, что вертолет, включающий фюзеляж с кабиной в передней части, хвостовым оперением в виде киля с хвостовым винтом, стабилизатор, кабину для пассажиров (груза), несущий винт с приводом, шасси, согласно изобретению снабжен двумя расположенными по бокам фюзеляжа модулями для размещения пассажиров (груза), жестко и разъемно связанных посредством пристыковочных узлов с подобными пристыковочными узлами фюзеляжа, расположенными на его боках, при этом каждый модуль оборудован ранцем, со спускаемым и вытяжным парашютами, размещенными в нише за кабиной, стяжками прикрепленным к модулю, по бокам которого расположена открытая часть строп, объединенная в две группы связанные с ним (модулем) посредством шарнирной связи в виде двух скоб, вмонтированных в бока модулей и надетых на них коушей, в которые заделаны концы строп каждой группы, гасителем скорости, размещенным в нише, выполненной на нижней поверхности модуля, выполненным в виде каркаса по форме зонта, который состоит из головки с фланцем на одном конце, восьми проушин с ограничителем, равномерно расположенными по периметру средней части головки, восьми зацепов, равномерно расположенными по периметру концевой части головки, восьми упругих стержней, каждый шарнирно посредством пальца связанный с упомянутыми проушинами, восьми витых пружин растяжения, каждая одним концом присоединена к упомянутому зацепу, и другим концом - к упомянутому стержню, узлом связи, выполненным в виде втулки с фланцем с одного бока и рычагом с другого бока, оси, помещенной в отверстие втулки, концами заделанной в стойку, приводом гасителя скорости, расположенным в салоне модуля, выполненным в виде силового гидроцилиндра, шарнирно присоединенного штоком к упомянутому рычагу втулки, и корпусом - к стойке, причем каркас обтянут оболочкой из парашютной ткани, свободный конец стержней выполнен с загибом по произвольному радиусу, а модули присоединены к фюзеляжу с возможностью отстыковки автоматически и вручную.

Вертолет поясняется чертежами, где

на фиг.1 изображен вертолет, вид сбоку;

на фиг.2 - то же, вид спереди;

на фиг.3 - то же, вид сверху в плане;

на фиг.4 изображен модуль, вид сбоку;

на фиг.5 изображен гаситель скорости, вид сбоку;

на фиг.6 - то же, разрез по В-В на фиг.5;

на фиг.7 показано планирование модуля на спускаемом парашюте, вид с периди;

на фиг.8 показан выпуск гасителя скорости, вид сбоку;

на фиг.9 изображено раскрытие гасителя скорости;

на фиг.10 показано приземление модуля, вид сбоку;

на фиг.11 показан гаситель скорости, узел связи и привод в сборе, вид сбоку.

Вертолет включает фюзеляж 1 с кабиной в передней части, хвостовым оперением в виде киля с хвостовым винтом и стабилизатора, кабиной для пассажиров (груза), несущим винтом с приводом, шасси.

На боковых поверхностях фюзеляжа 1 расположено по одному пристыковочному узлу 2. Два модуля 3, каждый пристыкован своим пристыковочным узлом присоединен к соответствующему пристыковочному узлу 2 фюзеляжа 1. Ранец 4 со спускаемым парашютом 5 и вытяжным парашютом 6 размещен в нише 7, выполненной на верхней поверхности каждого модуля 3. В каждый бок модулей 3 вмонтировано по одной скобе 8. Стропы спускаемого парашюта 5 объединены в две группы 9 и открытой частью плотно прилегают к бокам модуля 3. В каждой группе 9 концы строп парашюта 5 заделаны в коуш 10. Каждый коуш 10 установлен на скобу 8. Клапаны ранца 4 парашюта 5 посредством троса связаны с рабочим местом оператора модулей 3 (не показано). На нижней поверхности каждого модуля 3 выполнена ниша 11. В нише 11 размещены гаситель скорости "а" и узел связи "б". Гаситель скорости "а" выполнен в виде каркаса. Он состоит из головки 12 с фланцем 13 на одном конце, восьми проушин 14 с ограничителем, "г" каждый, расположенных равномерно по периметру поверхности головки 12, восьми зацепов 15, выполненных по периметру концевой части головки 12, восьми стержней 16, изготовленных из легкого, прочного и упругого материала, например, углепластика, каждый из которых одним концом шарнирно присоединен посредством пальца 17 к проушине 14. Другой конец стержней 16 выполнен с загибом по произвольному радиусу, восьми пружин растяжения, каждая одним концом присоединена к зацепу 15, а другим концом - к стержню 16. Узел связи "б" состоит из втулки 19 с рычагом 20 на одном боку и фланцем 21 - на другом (противоположном) боку, присоединяемым к фланцу 13 головки 12, оси 22, помещенной в отверстие втулки 19, концами заделанной в стойку 23, закрепленную в салоне модуля 3. Привод гасителя скорости расположен в салоне модуля 3. Он состоит из силового гидроцилиндра 24, шарнирно соединенным штоком с рычагом 20 втулки 19 и корпусом - со стойкой 25. Каркас гасителя скорости обтянут оболочкой, выполненной из парашютной ткани. Гаситель скорости каждого модуля 3 оборудован автоматически и аварийным (вручную) управлениями, которые расположены на рабочем месте оператора модуля 3.

Вертолет работает следующим образом.

По прибытию к месту назначения летчик вертолета размыкает одновременно замки пристыковочных узлов 2 обоих модулей 3. Этим действием модули 3 одновременно отделяют от фюзеляжа 1. После отделения оператор каждого модуля 3 воздействует на трос и раскрывает ранец 4. При этом из ранца 4 ниши 7 выпадает вытяжной парашют 6, который подхватываемый воздушным потоком, вытягивает из ранца 4 спускаемый парашют 5, фиг.7. Раскрываясь парашют 5 замедляет скорость снижения модуля 3. Благодаря чему обеспечивают плавное планирование модулю 3. Однако из-за большой массы некоторое время модуль 3 по инерции движется поступательно в направлении перемещения вертолета с достаточно большой скоростью. Для уменьшения скорости поступательного движения оператор модуля 3 включает привод гасителя скорости. При этом шток выходит из силового гидроцилиндра 24 воздействует на рычаг 20 и поворачивает втулку 19 на оси 22, жестко закрепленной в стойке 23. А так как фланец 21 присоединен к фланцу 13 головки 12, то последняя отклоняется от своего исходного положения. Этим гаситель скорости выводят из ниши 11 и располагают под заданным углом относительно продольной оси модуля 3, вершиной, направленной в сторону, противоположную поступательному движению модуля 3. Набегающий воздушный поток воздействует на внутреннюю поверхность оболочки каркаса гасителя скорости "а" и раздвигает стержни 16. При этом стержни 16 совершают поворот на пальцах 17, а пружины 18 растягиваются. Полураскрытый гаситель скорости оказывает значительное сопротивление поступательному перемещению модуля 3. Благодаря чему поступательную скорость модуля 3 значительно уменьшают. При переводе в вертикальное положение гаситель скорости выполняет функции спускаемого парашюта. При этом под напором воздушного потока стержни 16 расходятся до упора в ограничители "г" проушин 14. Этим обеспечивают снижение при планировании с небольшой скоростью и плавное приземление. Стержни 16 каркаса гасителя скорости в момент касания поверхности несколько деформируются (прогибаются), чем амортизируют удар модуля 3 о поверхность приземления. Приземление модуля 3 может быть произведено и без участия гасителя скорости (т.п. с убранным в нишу 11), однако в этом случае приземление будет более жестким.

При планировании управление куполом парашюта 5 осуществляют воздействием на специальные стропы (не показано и не обозначено на графическом материале и в описании).

Введение спускаемых модулей увеличивает вместимость вертолета, обеспечивает доставку пассажиров (груза) в места, непригодные для приземления вертолета. Гаситель скорости обеспечивает значительное уменьшение скорости поступательного перемещения модуля в воздушной среде, выполняет функции спускаемого парашюта. Все это обеспечивает плавное планирование и приземление с небольшой скоростью, улучшая комфортность для пассажиров. Коуши 10, установленные на скобы 8, обеспечивают надежную шарнирную связь групп 9 строп спускаемого парашюта 5 с модулем. Размещение гасителя скорости и узла связи "б" в нише 11 способствует лучшей обтекаемости модуля. Головка 12 каркаса обеспечивает жесткость конструкции модуля, а зацепы 25 - надежную связь пружин 18 со стержнями. Стойка 23 надежно фиксирует положение оси 22, а стойка 25 - положение силового цилиндра 24. Выполнение стержней каркаса из упругого материала амортизирует посадку (приземление) модуля, а загиб концов исключает заглубление стержней в поверхность приземления.

Изобретение может быть использовано в летательных аппаратах для доставки пассажиров (груза) в труднодоступные места, а также на участки ограниченных размеров по ширине.

Класс B64C27/06 с одним винтом 

летательный аппарат -  патент 2415780 (10.04.2011)
вертолет -  патент 2385266 (27.03.2010)
вертолет -  патент 2333867 (20.09.2008)
каскадно-стабилизаторный вертолёт -  патент 2266237 (20.12.2005)
транспортный вертолет -  патент 2232695 (20.07.2004)
транспортный вертолет -  патент 2175625 (10.11.2001)

Класс B64D25/12 катапультируемые капсулы 

Наверх