способ плавки чугуна в газовой вагранке
Классы МПК: | C21C1/08 получение литейного чугуна F27B1/08 нагреваемые иным способом, чем сжиганием твердого топлива, смешанного с шихтой |
Автор(ы): | Черный А.А. (RU), Грачев В.А. (RU), Моргунов В.Н. (RU), Дворник С.И. (RU) |
Патентообладатель(и): | Пензенский государственный университет (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-10-06 публикация патента:
20.03.2005 |
Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при плавке чугуна в газовых вагранках. Способ включает разогрев углеродсодержащей холостой огнеупорной колоши и проплавление загружаемой шихты за счет горения газовоздушной смеси, истекающей из горелок, при этом в случае необходимости уменьшения производительности печи без остановки хода плавки осуществляют отключение подачи газа и воздуха в некоторые горелки, сохраняя прежнюю скорость истечения газовоздушной смеси из работающих горелок. Использование изобретения позволяет снизить тепловую нагрузку в шахте печи без изменения технологических параметров плавильного процесса, кроме уменьшения производительности печи. 1 табл.
Формула изобретения
Способ плавки чугуна в вагранке, включающий разогрев углеродсодержащей холостой огнеупорной колоши и проплавление загружаемой металлической шихты за счет горения газовоздушной смеси, истекающей из горелок, отличающийся тем, что в случае необходимости уменьшения производительности печи без остановки хода плавки осуществляют отключение подачи газа и воздуха в некоторые горелки и сохраняют при этом прежнюю, отрегулированную на оптимальную производительность вагранки скорость истечения газовоздушной смеси из работающих горелок.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано при плавке чугуна в газовых вагранках.
Известен способ плавки чугуна в газовой вагранке, при котором расходы газа и воздуха, при коэффициенте расхода воздуха 1,0, подобраны таким образом, чтобы скорость истечения газовоздушной смеси из канала сопла горелки обеспечивала горение газа в горелочном туннеле (см. А.А.Черный "Особенности сжигания природного газа в газовых вагранках". Литейное производство, 1996, №5, с.27-28).
Недостатком способа является именно то, что горение газовоздушной смеси происходит в горелочных туннелях, которые в процессе плавки разгораются, нарушаются газодинамические характеристики процесса горения и плавка расстраивается.
Наиболее близким по технической сущности к заявленному является способ плавки чугуна в газовой вагранке (см. "Плавка чугуна в газовой вагранке" - Литейное производство, 1985, №2, с.9-10). Способ заключается в прогреве футеровки, разогреве холостой огнеупорной колоши, содержащей углеродистый материал, загрузку металлической шихты с периодической добавкой порций колоши и проплавление шихты за счет тепла продуктов сгорания газа с воздухом, при коэффициенте расхода воздуха =0,98-1,02. Данный способ позволяет нормально вести процесс плавки при обеспечении оптимальной производительности вагранки, однако в производственных условиях постоянно возникают ситуации, когда временно необходимо снизить производительность без остановки хода плавки (поломка одного из заливочных конвейеров и т.п.). Особенно это актуально для вагранок с непрерывным отбором металла, т.е. не имеющих копильника.
Задачей предлагаемого способа является поддержание оптимальных режимов работы вагранки в случае необходимости уменьшения производительности печи без остановки хода плавки и без изменения других технологических параметров плавильного процесса, а именно температуры металла на желобе и температуры отходящих газов в районе завалочного окна. Это достигается тем, что для уменьшения производительности печи без остановки хода плавки осуществляют отключение подачи газа и воздуха в некоторые горелки и сохраняют при этом прежнюю, отрегулированную на оптимальную производительность вагранки, скорость истечения газовоздушной смеси из работающих горелок.
Снижение расхода газа и воздуха, таким образом, позволяет снизить тепловую нагрузку в шахте и уменьшить производительность вагранки без прекращения процесса плавки и изменения других технологических параметров плавильного процесса.
В газовой вагранке с холостой огнеупорной колошей при соблюдении оптимальных режимов сжигания, т.е. скорости истечения газовоздушной смеси из горелочных туннелей 27-36 м/с, горение газовоздушной смеси происходит внутри холостой колоши, а не в туннелях, при этом подина вагранки и сама колоша разогреваются до температуры 1873-1923К, а горелочные туннели не разгораются.
Снижение расхода газа и воздуха, при сохранении =0,98-1,02, обеспечивающее скорость истечения газовоздушной смеси из горелочных туннелей менее 27 м/с приводит к тому, что статическое давление столба шихты превышает динамический напор газовоздушной смеси и не позволяет ей проникнуть внутрь холостой колоши. Горение смеси происходит в пристенных слоях по высоте шахты, где статическое давление ниже, и над верхним слоем шихты, при этом температура в районе завалочного окна повышается до 1100-1200°С, что приводит к деформации и выводу из строя металлоконструкций вагранки, внутренние слои ХОК и подина захолаживаются, температура металла на желобе снижается, что не соответствует требованиям технологического процесса заливки металла. При расходе газа и воздуха обеспечивающем скорость истечения газовоздушной смеси из горелочных туннелей выше 36 м/с резко увеличивается местное сопротивление в каналах между кусками ХОК и смесь не проникает внутрь ХОК, а горит, поднимаясь вверх вдоль стенок шахты, где сопротивление ниже, и над верхним слоем шихты, при этом также повышается температура в районе завалочного окна до 1100-1200°С, что приводит к деформации и выводу из строя металлоконструкций вагранки и узлов загрузочного устройства, а внутренние слои ХОК и подина вагранки захолаживаются, температура металла на желобе снижается, что не соответствует требованиям технологического процесса заливки металла.
Пример осуществления способа
Плавки проводили на газовой вагранке с холостой огнеупорной колошей производительностью 12 т/час, имеющей компрессионный шлакоотделитель. После прогрева шахты вагранки и холостой огнеупорной колоши заваливали металлическую шихту и плавку вели, обеспечивая скорость выхода газовоздушной смеси из горелочных туннелей, равной 31 м/с при коэффициенте расхода воздуха =0,98-1,02. Затем уменьшали производительность вагранки, снижая расход газа и воздуха путем последовательного отключения горелок таким образом, чтобы обеспечить скорость истечения газовоздушной смеси из горелочных туннелей работающих горелок в пределах 18-45 м/с, сохраняя коэффициент расхода воздуха =0,98-1,02. В ходе работы проводили контроль технологических параметров плавки. Результаты плавки представлены в таблице.
Как видно из таблицы, применение способа, т.е. отключение такого количества горелок, при котором скорость истечения газовоздушной смеси из горелочных туннелей сохраняется в пределах 27-36 м/с, позволяет стабильно вести процесс плавки при снижении производительности газовой вагранки без изменения других технологических параметров плавильного процесса.
Предлагаемый способ всесторонне исследован и принят к осуществлению на Чебоксарском агрегатном заводе.
Применение предлагаемого способа плавки чугуна в газовой вагранке позволило снизить температуру отходящих газов в зоне завалочного окна с 1200°С до 550°С и исключить деформацию металлоконструкций шахты вагранки и вывод из эксплуатации элементов загрузочного устройства и обеспечить температуру металла на желобе в соответствии с требованиями технологического процесса заливки металла.
Условия плавки | Производительность вагранки; т/час | Расход газа; м3 /час | Расход воздуха; м3 /час | Коэффициент расхода воздуха | Количество работающих горелок; шт | Скорость истечения газовоздушной смеси из горелочных туннелей; м/с | Температура отходящих газов в районе завалочного окна; °С | Температура металла на желобе; °С |
Известный способ | 12 | 960 | 8900 | 1,02 | 6 | 31 | 550 | 1410 |
9 | 720 | 6600 | 0,98 | 6 | 23,3 | 850 | 1360 | |
6 | 480 | 4450 | 1,0 | 6 | 15,5 | 1200 | 1310 | |
9 | 720 | 6600 | 0,98 | 3 | 47 | 1170 | 1320 | |
9 | 720 | 6600 | 0,98 | 4 | 35 | 600 | 1405 | |
Предлагаемый способ | 9 | 720 | 6600 | 0,98 | 5 | 28 | 620 | 1402 |
6 | 480 | 4450 | 1,0 | 2 | 47 | 1130 | 1330 | |
6 | 480 | 4450 | 1,0 | 3 | 31 | 500 | 1410 | |
6 | 480 | 4450 | 1,0 | 4 | 23,3 | 820 | 1375 | |
6 | 480 | 4450 | 1,0 | 5 | 18,7 | 1100 | 1340 |
Класс C21C1/08 получение литейного чугуна
Класс F27B1/08 нагреваемые иным способом, чем сжиганием твердого топлива, смешанного с шихтой