способ профилактики задержания последа и предупреждения его разложения
Классы МПК: | A61K35/50 плацента; околоплодные воды A61P43/00 Лекарственные средства для специфических целей, не указанные в группах 1/00 |
Автор(ы): | Безбородов Н.В. (RU), Пальчиков А.Ю. (RU), Пальчиков М.Ю. (RU), Шитов Геннадий Гаврилович (UA) |
Патентообладатель(и): | Белгородская государственная сельскохозяйственная академия (Белгородская ГСХА) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-07-07 публикация патента:
10.04.2005 |
Изобретение относится к ветеринарии и может быть использовано для профилактики задержания последа и предупреждения его разложения. Вводят иммуномодулятор - плаценту, денатурированную, суспендированную (ПДС) подкожно, в дозе 20 мл/гол/сут за 10 суток до отела в течение 10 суток. Данное изобретение предохраняет плодные оболочки от патологического изменения и способствует их своевременному отделению в физиологические сроки, характерные для крупного рогатого скота, за счет повышения уровня общей резистентности организма. 14 ил., 2 табл.
(56) (продолжение):
CLASS="b560m"BIZIULEVICIUS G.A. et al. Comparative studies on Polyferm and Fermosorb, two oral (ferment + sorbent) - type preparations designed for therapy/prophylaxis of intestinal infections in animal neonates. J. Vet. Pharmacol. Ther. 2001 Dec; 24(6):433-8.
Формула изобретения
Способ профилактики задержки последа и предупреждения его разложения у коров путем введения иммуномодулятора, отличающийся тем, что в качестве иммуномодулятора вводят плаценту денатурированную суспендированную (ПДС) подкожно в дозе 20 мл/гол/сут, которую начинают вводить за 10 суток до отела в течение 10 суток.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к области животноводства, в частности к ветеринарии, и может быть применено при профилактике бесплодия коров за счет отделения последа в физиологические сроки.
Известны способы предупреждения возникновения задержания последа у коров путем применения различных биологически активных средств: гормональных, ферментных, антибактериальных, физиотерапевтических и др.[1, 2].
Недостатками этих способов являются: малая эффективность вследствие невысокой резистентности организма, предупреждающей развитие воспалительных процессов в плацентомах, и недостаточная сократительная активность матки.
Известен также способ профилактики задержания последа и послеродовых осложнений у коров [3], который предусматривает введение тканевого биостимульгина, изготовленного из плаценты коров со специфическими бактериофагами (прототип).
Недостатками данного способа является: 1) отсутствие эффекта “консервации” тканей плаценты, т.е. предохранение и сохранение структуры и функции тканей плодных оболочек в родовой период от разложения до момента отделения самопроизвольно или вручную; 2) отсутствие эффекта активизации общей резистентности организма матери в предродовой и родовой периоды;
3) вследствие этого отсутствие стимулирующего эффекта по выведению плода;
4) проведение обработки сразу после родов.
Низкая резистентность организма матерей к моменту родов, обуславливающая фетоплацентарную недостаточность и наличие воспалительных процессов в плацентомах, приводит к быстрому разложению тканей плодных оболочек (последа) сразу после родов. Это обстоятельство не дает отделить послед полностью, например, оперативным (вручную) методом, т.к. ткани рвутся и расслаиваются. При этом в весенне-летний период происходит особенно быстрое размножение микрофлоры в полости матки.
Задача изобретения - повышение качества профилактики задержания последа и предупреждения разложения его тканей до момента отделения за счет повышения общей резистентности организма.
Это достигается тем, что в качестве профилактического средства применяют плаценту денатурированную суспендированную (ПДС) коров или биоглобин [4]. ПДС вводят подкожно в области шеи в дозе 20 мл/гол/сут не более 10 сут перед родами.
ПДС (биоглобин - усовершенствованый ПДС) - бионормализаторы, оказывающие иммуномодулирующий эффект за счет наличия в их составе полипептидов, оксикислот и нуклеиновых кислот.
Пример. По данным литературы, недостаточное образование в организме коров в предродовой период гормонов эстрадиола и кортизола [5], низкий белковый индекс, а также повышенное содержание прогестерона способствуют возникновению задержания последа.
В связи с этим были подобраны две группы (№№ 1 и 3) коров, у которых за 10 сут до отела иммуноферментным методом было отмечено в крови низкое содержание эстрадиола и кортизола и группа №2 коров с высоким уровнем эстрадиола и кортизола. Кроме того, в 1-й группе изначально был высокий уровень прогестерона (табл.1).
Согласно этим данным в группах 1 и 3 прогнозировали задержание последа, а в группе 2 самостоятельное его отхождение. Коровам 3-й группы с целью профилактики задержания последа вводили подкожно в области шеи в течение 10 сут перед отелом ПДС в дозе 20 мл/гол/сут.
Роды у животных проходили без осложнений в физиологические сроки.
В результате в 3-й группе после обработки ПДС послед отделялся самостоятельно в среднем за 3,7 ч после родов. Во 2-й группе он отходил самостоятельно в среднем за 8,0 ч, но не позднее 12 ч. В 1-й группе отмечали задержание последа в течение 6-7 ч после родов с последующим их оплодотворением.
У коров 1-й группы после отела отмечено повышение уровня эстрадиола, а соответственно и простагландина, что способствует задержанию последа.
У коров 2 и 3 групп при отхождении последа количество эстрогенов, наоборот, уменьшается, что соответсвует данным литературы.
Таким образом, изначально низкий уровень эстрадиола перед отелом и последующий его подъем после, способствующие задержанию последа, устраняются профилактической обработкой ПДС. При этом динамика прогестерона одинакова во всех группах.
Определение нефелометрическим методом концентрации иммуноглобулинов в крови подопытных коров показало (табл.2), что в 1-й группе происходит их увеличение на 5,0%. А во 2-й и 3-й группах наоборот, снижение соответственно на 19,3 и 9,4%. Повышение уровня иммуноглобулинов является реакцией организма на развитие воспалительного процесса в матке коров [6].
Во 2-й группе воспалительного процесса не было, так как послед отошел самостоятельно. В 3-й группе противовоспалительный эффект оказал препарат ПДС.
Белковый коэффициент во всех группах имел тенденцию к повышению после отела: В 1-й группе 0,61-0,72; во 2-й - 0,65-0,66 и в 3-й - 0,50-0,54.
Поскольку глобулиновые фракции обладают свойством транспортировать стероидные гормоны, витамины и другие биологически активные вещества, то наилучшие результаты отмечены в 3-й группе, где количество глобулинов было наибольшим - 64,63, во 2-й - 59,99 и в 1-й - 57,83%.
Гистоморфологические исследования тканей плаценты коров опытных групп подтвердили эффективность применения ПДС.
Окраска гематоксилин-эозин. Микмед 2. ×250, 640.
I. Задержание последа
Плодные оболочки имеют значительные структурные особенности, по сравнению с контрольной группой. Наблюдалось практически полное оголение терминальных ворсинок (Фиг.1), местами обнаруживали остатки дегенерирующего цитотрофобласта с явлениями кариопикноза и кариорексиса. В строме ворсинок отмечали сильно выраженную капиллярную гиперплазию с явлениями гемостаза (Фиг.1(1)). Часто обнаруживали места, где на гладком хорионе сохранялась целостность цитотрофобласта (Фиг.2(2)), хотя строма хориона подвержена фибронизации, разволокнению и отеку. На большинстве терминальных ворсинок сохранялась целостность пласта цито- и синцитиотрофобласта. Многоядерные клетки обнаруживались редко. Ни в одном случае не встречалось гиалиноза стенок сосуда. Были более слабо выраженные и в гладком, и в ворсинчатом хорионе деструктивные и дегенеративные явления, а капиллярная сеть была запустевшая. Сохранялся синцитиотрофобласт со специфическим строением (Фиг.3), характерным для функционирующей плаценты; обнаруживали многочисленные синцитиальные отростки и узлы.
II. Самостоятельное отхождение последа
Плодные оболочки имели типичное строение. В стволовых и терминальных ворсинках хориона основа была представлена соединительной тканью, пронизана артериальными и венозными сосудами разного калибра (Фиг.4(3)). Капиллярная сеть была умеренно выражена, среди клеточных элементов основы преобладали клетки фибробластического ряда (Фиг.5(5) и Фиг.6(6)), встречались гистиоциты и единичные макрофаги типа Кащенко-Гофбауэра. Часто обнаруживали участки разволокнения основы и отечные явления. Стенка более крупных сосудов также была с признаками разволокнения и отека (Фиг.4(4)). Нередко наблюдали явления склероза и гиалиноза. Эпителий ворсин местами сохранял двуслойность, обнаруживались участки функционально активного синцитиотрофобласта. Клетки цитотрофобласта, как правило, были подвержены вакуольной дистрофии, пикнозу и кариорексису. Некоторые капилляры и венулы остались кровенаполненными. В децидуальной ткани наблюдались коллагенизация и вакуолизация межклеточного вещества (Фиг.7, 8(8), Фиг.5, 6(7), 9). Терминальные ворсинки были покрыты сильно вакуолизированным дегенерирующим трофобластом, среди клеток которого обнаруживались гигантские клетки с оксифильной цитоплазмой, иногда многоядерные. Отложения фибриноида были минимальными.
3. Обработка НДС.
Плодные оболочки коров этой группы мало отличались от плодных оболочек коров контрольной группы, у которых послед отошел в физиологические сроки. В крупных, а нередко и в более мелких сосудах гладкого хориона наблюдалось разрыхление и отечность адвентиций с явлениями гиалиноза, пролиферации и облитерации (Фиг.10, 11), а также разволокнение и отечность стромы хориона (Фиг.12(10). Среди клеточных элементов стромы обнаруживались в основном фиброциты, клетки Кащенко-Гофбауэра; хориальный эпителий был с явлениями деструкции и дегенерации. Гемокапиллярная сеть была развита умеренно. В некоторых капиллярах наблюдали гемостаз (Фиг.13(11)). В безворсинчатом хорионе также наблюдали гиалиноз наружной и средней оболочек сосудов и разволокнение стромы. В хориальном эпителии ворсинок деструктивные изменения сопровождались базофильной цитоплазматической грануляцией, пикнозом и кариолизом (Фиг.14), как и в контрольной группе. На терминальных ворсинках сохранился хориальный эпителий с многочисленными многоядерными клетками (Фиг.11, 10(9)), характерный для стареющей плаценты. Местами обнаруживали ворсинки с фибриноидными отложениями (Фиг.13(12)). Клетки цитотрофобласта практически повсеместно были с вакуольной дистрофией и явлениями трансформации в многоядерные клетки (Фиг.10). Капиллярная сеть терминальных ворсинок, как и в контрольной группе, была умеренно кровенаполнена. Явление гиалиноза стенки сосудов наблюдалось даже в терминальных участках ворсинок. В строме ворсинок выявлялось разволокнение, особенно вблизи сосудов и отечные явления (Фиг.12, 13).
Таким образом, из вышеупомянутого описания видно, что при физиологическом течении беременности специфические изменения в плаценте являются одним из факторов нормальных родов и своевременного отделения последа.
К преобладающим изменениям плаценты на микроскопическом уровне, которые являются признаками ее “физиологического старения”, относим коллагенизацию стромы ворсинок, явления деструкции и десквамации эпителия, а также фибриноидные отложения вокруг оголенных ворсинок. Кроме того, наблюдаются периваскуляторный склероз и облитерация просветов разного калибра. Фибриноидные поля нередко встречаются и в околоворсинчатом пространстве.
При задержании в отличие от группы с самостоятельным отхождением последа инволютивно-дистрофические изменения протекают слабо. Децидуальная оболочка остается богатой клеточными элементами. Повсеместно сохраняются признаки зрелости плаценты. Хорошо выражены васкуляризация ворсинок и синцидиокапиллярные мембраны. Нередко обнаруживаются синцитиальные узлы, характерные для нормальной зрелой плаценты.
В строме ворсинок часто встречаются крупные, функционально активные фибробласты с хорошо контурирующими отростками, что отсутствует в тканях плацент коров из группы с самостоятельным отхождением последа. Строма ворсинок остается в большинстве случаев тонкофибриллярной.
Использование препарата ПДС (плаценты денатурированной суспендированной) способствует активизации процессов морфофункционального “старения” плаценты, также характерного для изменений, имеющихся в плацентах коров контрольной группы, что создает условия для физиологически опосредованного своевременного отделения последа.
Источники информации
1. Федосова Н.Х. Профилактика задержания последа у коров / Н.Х.Федосова, Г.А.Кононов // Ветеринария. - 1983. - №12. - С.48-50.
2. SU 1683759, 5 А 61 К 33/34, 15.10.1991. Способ профилактики послеродовых заболеваний у коров.
3. RU 2149638, 7 А 61 К 35/50, 27.05.2000. Способ профилактики задержания последа и послеродовых осложнений у коров.
4. RU 2036651, 6 А 61 К 35/50. Биогенный стимулятор для лечения и профилактики заболеваний сельскохозяйственных животных.
5. Дашукаева К.Г. Содержание гормонов в крови стельных коров / К.Г.Дашукаева // Ветеринария. - 1994. - №5. - С.48-49.
6. Урюпина Н.В. Микроскопические изменения в карункулах и котиледонах при различных методах лечения задержаний последа / Н.В.Урюпина, Г.А.Колганова, В.А.Нестерова // Ветеринария. - 1983. - №10, - С.45.
Класс A61K35/50 плацента; околоплодные воды
Класс A61P43/00 Лекарственные средства для специфических целей, не указанные в группах 1/00