канатный разноглубинный трал
Классы МПК: | A01K73/02 тралы (неводы с механической тягой) |
Автор(ы): | Васюков М.Н. (RU) |
Патентообладатель(и): | Васюков Михаил Николаевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-11-12 публикация патента:
20.04.2005 |
Изобретение относится к промышленному рыболовству. Канатный разноглубинный трал состоит из передней канатной и концевой восьмипластной сетной частей, верхней, нижней и боковых подбор. При этом на верхней подборе установлены гидродинамические щитки, а нижняя подбора оснащена цепью. Разница длин верхней и боковой подбор, а также нижней и боковой подбор составляет 7 метров. Изобретение позволяет осуществлять быстрое изменение глубины хода трала, чтобы избежать его потери или прорыва. 2 ил.
Формула изобретения
Канатный разноглубинный трал, характеризующийся тем, что он состоит из передней канатной и концевой восьмипластной сетной частей, верхней, нижней и боковых подбор, при этом на верхней подборе установлены гидродинамические щитки, нижняя подбора оснащена цепью, а разница длин верхней и боковой подбор, а также нижней и боковой подбор составляет 7 м.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к промышленному рыболовству, к орудиям для лова рыбы.
Известен канатный разноглубинный трал, в котором крылья и большая часть мотни изготовлены из канатных элементов. Верхняя подбора оснащена кухтылями, щитками или гибкими гидродинамическими подъемными устройствами. Нижняя подбора оснащена отрезками цепей или стальными канатами (см. Мельников В.И. и Лукашов В.И. Техника промышленного рыболовства. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981, с.169-173). Мешок разноглубинного трала изготавливают двух-, четырех-, шести- или восьмипластным.
В настоящее время для лова рыбы на рыболовных судах типа СТМ используется канатный разноглубинный трал 78,7/416 м (чер.2492-00-010 - аналог). Этот трал имеет ромбовидную ячею, при этом периметр устья трала равен 416 м. Такой трал отличается большой трудоемкостью постановки за счет большого размера устья трала.
Известен канатный пелагический трал по пат. РФ №2129783 с приоритетом от 21.08.95 г. (аналог), состоящий из тралового мешка в виде отдельно изготовленных шести пластин, каждая из которых состоит из мотенной и канатной части, верхней и нижней подбор, кутка. На подборах установлены гидродинамические подъемные устройства. Верхняя и нижняя пластины по периметру и по подборам больше боковых на 10-20%. Данный трал обладает более удлиненными связями в канатной части трала, меньшим агрегатным сопротивлением, что позволяет увеличить скорость траления для облова подвижных объектов промысла. Однако использование этого трала затруднительно в районах с тяжелыми грунтами, т.е. там, где есть подводные горы и возвышенности.
Обеспечение вылова рыбы в районах с тяжелыми грунтами требует использования таких тралов, которые позволяют достаточно быстро менять глубину траления. Задача, решаемая при создании заявляемого трала, заключалась в разработке такой конструкции трала, которая позволяет осуществлять скоростные маневры судна, изменяя при этом горизонты хода трала, и обеспечивает облов кальмара и таких пород рыбы, как макрурус, берикс, скумбрия.
Поставленная задача достигается тем, что предлагаемый канатный разноглубинный трал, как и известные тралы, состоит из передней канатной и концевой восьмипластной сетной частей, верхней, нижней и боковых подбор. При этом на верхней подборе установлены гидродинамические щитки, а нижняя подбора оснащена цепью.
Отличие от известных заключается в том, что разница длин верхней и боковой подбор, а также нижней и боковой подбор составляет 7 метров.
Выполнение верхней, нижней и боковых пластей с разницей длин подбор в 7 метров обусловливает почти круглое сечение устья трала, следовательно, малое агрегатное его сопротивление, что позволяет легко изменять скорость траления во время осуществления лова рыбы в районах с тяжелыми грунтами.
Заявляемая совокупность существенных признаков обеспечивает достижение иного технического результата, а именно обеспечение эффективного разноглубинного лова рыбы в районах, где имеются значительные изменения высоты грунта (подводные горы), что требует быстрого изменения глубины хода трала.
Анализ выявленных при поиске информации источников показал, что заявляемая совокупность существенных признаков неизвестна из уровня техники, что подтверждает соответствие заявляемого решения критерию “новизна”.
Поскольку заявляемая совокупность существенных признаков позволяет получить новый технический результат, отличный от того, что обеспечивают известные устройства, можно утверждать, что заявляемое техническое решение соответствует критерию “изобретательский уровень”.
Предлагаемое техническое решение промышленно применимо (осуществимо), что подтверждается приведенными ниже сведениями.
Заявляемое устройство поясняется с помощью чертежей, где на фиг.1 представлена часть трала, включая верхнюю и нижнюю пласти, на фиг.2 - одна из боковых пластей трала.
Заявляемый трал содержит переднюю канатную часть 1 и концевую сетную часть 2, включающую верхнюю 3, нижнюю 4 и боковые 5 пласти. Канатная часть 1 формирует крылья 6 трала, к которым крепятся буксировочные ваера (на чертеже не показаны). Восемь крыльев трала 6 выполнены симметричными, два верхних, два нижних, два верхних боковых и два нижних боковых (см.фиг.1 и фиг.2). Сетная часть 2 трала заканчивается кутком 7.
Трал имеет верхнюю 8, нижнюю 9 и боковые 10 подборы. На верхней подборе 8 крепятся распорные устройства - гидродинамические щитки (не показаны). На нижней подборе 9 крепится цепь (не показана). При определении размеров трала исходят из условия обеспечения необходимого периметра устья трала, что обусловлено его назначением. Этот размер складывается из размеров верхней 3, нижней 4 и боковой 5 пластей. В предлагаемом трале периметр в условной посадке трала составляет 300 м. Периметр верхней 3 и нижней 4 пластей измеряется по линии АВ и составляет в жгуте по 160 м у каждой. Периметр боковой пласти 5 (измеряется по линии СД) составляет в жгуте 140 м. При этом длина верхней 8 подборы составляет 57 м, аналогично - длина нижней 9 подборы, а длина боковой 10 подборы составляет 50 м. Длина крыльев трала зависит от длины верхней подборы трала:
Lверх.подборы=2Lкрыло+Lгужа ,
где Lвepx.подборы - длина верхней подборы,
Lкрыло - длина крыла,
Lгужа - длина гужа.
В заявленном трале, исходя из приведенных выше размеров, длина гужа лежит в пределах 10-12 метров. Таким образом, при длине верхней подборы трала, равной 57 метрам, длина крыла, с учетом длины гужа в 11 метров (среднее значение из приведенного выше), составит 23 метра. Для всех известных конструкций канатных разноглубинных тралов такой размер крыльев принято считать малым, т.е. такие крылья являются короткими.
Горизонтальное (вертикальное) раскрытие трала зависит от длины верхней (боковой) подборы и находится в пределах 0,4-0,6 длины верхней (боковой) подборы (Витченко А.Г. Рыбопромысловое дело. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981, с.117). Следовательно, для заявленного трала вертикальное (горизонтальное) раскрытие будет в пределах 23-24 метров, исходя из указанных в описании размеров. Такой трал будет иметь при раскрытии почти круглое сечение устья, что также обеспечивается наличием симметричных крыльев.
Существует определенная зависимость между вертикальным и горизонтальным раскрытием трала: при увеличении одного уменьшается другое, и наоборот. Эта зависимость используется при работе с тралом у грунта. При увеличении скорости траления увеличивается распорная сила траловых досок, а следовательно, увеличивается горизонтальное раскрытие трала, при этом уменьшается вертикальное раскрытие трала. Происходит изменение горизонта хода трала: трал отрывается от грунта и поднимается вверх.
Заявляемый трал имеет небольшое агрегатное сопротивление, что можно легко просчитать по известным формулам (см. Витченко А.Г. Рыбопромысловое дело. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981) и приведенным в описании размерам трала. Трал с малым агрегатным сопротивлением легко реагирует на изменение скорости траления. Заявляемый трал успешно используется при тралении на тяжелых грунтах, исходя из того, что имеет малое агрегатное сопротивление, благодаря чему легко реагирует на изменение скорости траления, что позволяет достаточно быстро менять глубину траления, а в критических ситуациях позволяет быстро оторвать трал от грунта.
Небольшое вертикальное и горизонтальное раскрытие трала позволяет использовать наряду с пелагическими и донные траловые доски, которые обеспечивают раскрытие трала по горизонтали.
Наличие гидродинамических щитков только на верхней подборе трала позволяет “сажать” трал на грунт, т.е. обеспечивает лов рыбы у самой поверхности грунта.
Безаварийное траление на тяжелых грунтах происходит крайне редко, однако заявляемый трал легко ремонтируется, поскольку имеет мало канатных элементов в крыльях и короткие связи в канатном поясе.
Заявляемый трал хорошо зарекомендовал себя при тралении на тяжелых грунтах. В таких условиях траления требуется быстрое изменение глубины хода трала, чтобы избежать его потери или прорыва. При этом не происходит скручивания крыльев трала, поскольку они незначительны по размерам, и не увеличивается его агрегатное сопротивление.
Класс A01K73/02 тралы (неводы с механической тягой)