редуктор
Классы МПК: | F16H1/22 с несколькими ведущими или ведомыми валами; с устройствами для распределения крутящего момента между двумя или более промежуточными валами |
Патентообладатель(и): | Черемушкин Олег Васильевич (UA) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-11-11 публикация патента:
20.04.2005 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при суммировании вращательного движения от нескольких валов. Редуктор содержит корпус 2 с крышками 1, разъемные горизонтальные 5 и вертикальные 10, 11 валы с шестернями 7, 9. Корпус 2 выполнен с полостями 6 под шестерни 7, отверстиями 3 и посадочными местами под горизонтальные валы 5 и посадочными местами в центре корпуса под установку вертикальных валов 10, 11. В центрах крышек 1 выполнены посадочные места под установку вертикальных верхнего 11 и нижнего 10 валов. Валы 5 расположены симметрично, диаметрально противоположно, по кругу. Шестерни 9 вертикальных валов 10, 11 входят в зацепление со всеми шестернями 7 горизонтальных валов 5. Технический результат - суммирование вращения от нескольких быстровращающихся валов во вращательное движение двух валов с малой угловой скоростью. 2 ил.
Формула изобретения
Редуктор преимущественно для летательных аппаратов, содержащий корпус с крышками, разъемные валы с шестернями, отличающийся тем, что корпус выполнен с полостями под шестерни, отверстиями и посадочными местами под горизонтальные валы, расположенными симметрично, диаметрально противоположно, по кругу, и посадочными местами в центре корпуса и центрах крышек под установку вертикальных верхнего и нижнего валов, при этом шестерни вертикальных валов входят в зацепление со всеми шестернями горизонтальных валов.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам с несколькими валами, и может быть использовано там, где необходимо суммировать вращательное движение от нескольких валов, например в качестве редуктора для летательного аппарата Черемушкина О.В.
Широко известны и используются в машиностроении зубчатые передачи с несколькими валами: дифференциалы, планетарные зубчатые передачи и др. (см. Д.Решетов и др. "Детали машин. Атлас конструкции", "Машиностроение". М., 1970 г.).
Однако эти редуктора непригодны для суммирования энергии вращения от нескольких валов с большими скоростями вращения.
Наиболее близким по своему конструктивному решению к предлагаемому изобретению является зубчатая передача по а.с. №949249 по кл. F 16 H 1/18 (БИ № 29, 1982 г.), содержащая одновенцовое ведомое колесо и два параллельных вала с коническими шестернями, входящими в зацепление с колесом и кинематическими связанными с ним ведущим валом.
Однако и эта зубчатая передача не может обеспечить суммировать вращение от нескольких быстровращающихся валов во вращательное движение двух валов с малой одинаковой угловой скоростью.
Для этого корпус редуктора выполнен с полостями и отверстиями, расположенными по кругу диаметрально противоположно и симметрично для paзмещения горизонтальных валов с их шестернями, а в центре корпуса с обеих сторон и центре крышек предусмотрены посадочные места под шестерни вертикальных валов, при этом шестерни вертикальных валов входят в зацепление со всеми шестернями горизонтальных валов.
На фиг.1 схематично изображен вид на редуктор сверху, на фиг.2 изображен схематично вертикальный разрез его.
Редуктор состоит из крышек 1 и корпуса 2, в котором по кругу симметрично и радикально противоположно выполнены отверстия 3 под масляные подшипники 4 горизонтальных высокооборотных валов 5 и полости 6 для размещения шестерен 7 горизонтальных валов 5.
В центре корпуса 2 с обеих сторон и в центре крышек 1 предусмотрены посадочные места 8 под ступицы шестерен 9 вертикальных валов 10 и 11, при этом шестерни 9 вертикальных валов 10 и 11 входят в зацепление со всеми шестернями 7 горизонтальных валов 5.
Вертикальные валы 10 и 11 и горизонтальные валы 5 со своими шестернями выполнены разъемными, например шлицевыми, соединениями. На нижнем вертикальном валу 10 установлены маховик 12 обратного вращения и стартер-генератор 13, а на верхнем вертикальном валу 11 закреплена сферическая поверхность 14, вес которой соразмерен с весом маховика 12 обратного вращения.
Горизонтальные валы 5 получают вращение от приводов 15 горизонтальных реактивных двигателей и снабжены пусковыми стартер-генераторами 16.
Работает предлагаемый редуктор следующим образом.
В пусковом режиме инерционные массы сферический поверхности 14 и маховика 12 обратного вращения получают разгон от стартер-генераторов 13, 16, при этом запускаются реактивные двигатели, и от их приводов 15 движение передается на вертикальные валы 10, 11. При достижении рабочего режима вращения стартеры 13, 16 переходят в режим генераторов, а вращение вертикальных валов 10, 11 поддерживается через горизонтальные валы 5 от приводов 15 реактивных двигателей.
В режиме останова после выключения реактивных двигателей движение от приводов 15 через валы 5 их шестерни 7 и 9 на вертикальные валы 10, 11 не передается. Инерция вращения сферической поверхности 14 и маховика 12 обратного вращения гасится стартер-генераторами 13, 16.
Использование предлагаемого редуктора на летательном аппарате Черемушкина О.В. позволяет синхронизировать работу реактивных двигателей.
Кроме того, предлагаемый редуктор может быть использован там, где необходимо делить энергию вращения в равных долях, получая их на валах 5.
Класс F16H1/22 с несколькими ведущими или ведомыми валами; с устройствами для распределения крутящего момента между двумя или более промежуточными валами