способ электрозащиты газотурбинной установки при ремонте

Классы МПК:F02C7/25 противопожарная защита и предотвращение загорания
H05F3/02 с помощью заземляющих соединений 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Авиадвигатель" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-01-04
публикация патента:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к средствам защиты от повреждения элементов конструкции установок в процессе проведения восстановительного ремонта. Техническим результатом изобретения является защита от разрушения установки путем исключения повреждения подшипников качения за счет выравнивания электрического потенциала ротора и статора. Сущность изобретения заключается в том, при осуществлении способа электрозащиты газотурбинной установки при проведении ее ремонта методом заварки дефектов, согласно изобретению, перед проведением ремонта в лючке внутреннего корпуса компрессора установки размещают токопроводящий стержень до контакта его сферического наконечника с деталями ротора компрессора, а с помощью клеммы и токопроводящего элемента стержень соединяют с заземленным элементом статора установки. В процессе заварки дефектов, например, на улитке токопроводящий стержень, упирающийся своим сферическим наконечником в детали ротора, например во втулку ротора компрессора, и соединенный клеммой и токопроводящим элементом с заземленным статором или рамой, обеспечивает выравнивание электрических потенциалов ротора и статора газогенератора, исключая повреждение ("прогар") подшипников качения в месте электрического контакта. Токопроводящий стержень может быть покрыт слоем мягкого металлического материала с низким удельным электрическим сопротивлением. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

способ электрозащиты газотурбинной установки при ремонте, патент № 2251010

способ электрозащиты газотурбинной установки при ремонте, патент № 2251010 способ электрозащиты газотурбинной установки при ремонте, патент № 2251010

Формула изобретения

1. Способ электрозащиты газотурбинной установки при ремонте методом заварки дефектов, отличающийся тем, что в газотурбинной установке, включающей размещенные на раме силовую свободную турбину, с вала которой снимают полезную мощность и на выходе которой установлено выходное устройство с улиткой, и газогенератор, содержащий входное устройство, компрессор, камеру сгорания, турбину компрессора, а также ротор, установленный в статоре с помощью подшипников качения, перед проведением ремонта в резьбовой втулке внутреннего корпуса компрессора с помощью резьбового соединения размещают токопроводящий стержень между лопатками направляющего аппарата через проточную часть компрессора до контакта сферического наконечника стержня с деталью ротора, а с помощью клеммы и токопроводящего элемента стержня соединяют с заземляющим элементом статора установки или рамой.

2. Способ электрозащиты по п.1, отличающийся тем, что токопроводящий стержень покрыт слоем мягкого металлического материала с низким удельным электрическим сопротивлением.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к средствам защиты от повреждения элементов конструкции установок в процессе проведения восстановительного ремонта.

Известны способы проведения восстановительного ремонта, которые предполагают разборку газотурбинной установки и осуществление сварочных работ на деталях статора для устранения трещин с использованием традиционных способов электрозащиты при проведении сварочных работ и поэтому не требуют дополнительной электрозащиты для предотвращения повреждения элементов конструкции [1].

Недостатком известных способов является необходимость предварительной разборки ремонтируемой установки, а следовательно, высокая стоимость и продолжительность ремонта.

Наиболее близким по достигаемому результату является способ электрозащиты, используемый при ремонте установок без их разборки, предусматривающий присоединение заземляющих проводников к заземляющему контуру и к заземляемым конструкциям с помощью сварки, а к корпусам - сваркой или болтовым соединением [2].

Однако известный способ не учитывает конструктивные особенности современных газотурбинных установок.

В современных газотурбинных установках со свободной силовой турбиной ротор газогенератора связан со статором, а также с ротором свободной силовой турбины и с полезной нагрузкой только газодинамически, а электрический контакт ротора газогенератора со статором осуществляется только по телам качения подшипников через масляную пленку, что может привести к пробою этой пленки электрическим разрядом и образованию дефектов на телах качения и беговых дорожках подшипников и, соответственно, к поломке подшипников и разрушению газотурбинной установки.

Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в защите от разрушения установки путем исключения повреждения подшипников качения за счет выравнивания электрического потенциала ротора и статора.

Сущность изобретения заключается в том, при осуществлении способа электрозащиты газотурбинной установки при проведении ее ремонта методом заварки дефектов, согласно изобретению, в газотурбинной установке, включающей размещенные на раме силовую свободную турбину, с вала которой снимают полезную мощность и на выходе которой установлено выходное устройство с улиткой, и газогенератор, содержащий входное устройство, компрессор, камеру сгорания, турбину компрессора, а также ротор, установленный в статоре с помощью подшипников качения, перед проведением ремонта в резьбовой втулке внутреннего корпуса компрессора с помощью резьбового соединения размещают токопроводящий стержень между лопатками направляющего аппарата через проточную часть компрессора до контакта сферического наконечника стержня с деталью ротора, а с помощью клеммы и токопроводящего элемента стержня соединяют с заземляющим элементом статора установки или рамой.

В процессе заварки дефектов, например, на улитке токопроводящий стержень, упирающийся своим сферическим наконечником в детали ротора, например во втулку ротора компрессора, и соединенный клеммой и токопроводящим элементом с заземленным статором или рамой, обеспечивает выравнивание электрических потенциалов ротора и статора газогенератора, исключая повреждение (“прогар”) подшипников качения в месте электрического контакта.

В качестве резьбовой втулки может быть использован лючок для осмотра проточной части компрессора.

Кроме того, с целью дополнительного повышения надежности контакта втулки с токопроводящим стержнем последний покрывают слоем мягкого металлического материала с низким удельным электрическим сопротивлением, например медью.

На практике доказано, что при восстановительном ремонте сваркой с токопроводящим стержнем в проточной части компрессора с использованием предлагаемого способа повреждение подшипников отсутствует.

На фиг.1 показан продольный разрез газотурбинной установки заявляемой конструкции. На фиг.2 показан элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.

Газотурбинная установка 1 состоит из газогенератора 2 и силовой свободной турбины 3, с вала 4 которой снимается полезная мощность. На выходе из турбины 3 установлено выходное устройство 5 с улиткой 6. Газогенератор 2 и силовая турбина 3 размещены на раме 7.

Газогенератор 2 включает входное устройство 8, компрессор 9, камеру сгорания 10 и турбину компрессора 11. Ротор 12 газогенератора 2 установлен в статоре 13 с помощью подшипников качения 14, 15 и 16.

В резьбовой втулке 17 на внутреннем корпусе 18 компрессора 9 с помощью резьбы 19 установлен токопроводящий стержень 20 между лопатками 21 направляющего аппарата 22 через проточную часть 23 компрессора 9 до контакта сферического наконечника 24 стержня 20 с конусной втулкой 25 ротора 26. Стержень 20 покрыт слоем меди.

Цилиндрический участок 27 стержня 20 между резьбой 19 и сферическим наконечником 24 может быть выполнен упругим, что обеспечивает его упругую деформацию при закручивании стержня 20 с помощью хвостовика под ключ 28.

Надежность электрического контакта обеспечена также за счет деформации упругих элементов (не показаны) упруго-демпферной опоры 29 подшипника качения 14 газогенератора 2.

Стержень 20 соединен клеммой 30 и токопроводящим элементом 31 с заземленным статором 13 или рамой 7.

Заявляемый способ осуществляется следующим образом.

Перед проведением процесса сварки для устранения трещин на улитке 6 или раме 7 установку 1 не разбирают.

На внутреннем корпусе 18 компрессора 9 с помощью резьбы 19 устанавливают токопроводящий стержень 20 между лопатками 21 направляющего аппарата 22 через проточную часть 23 компрессора 9 до контакта сферического наконечника 24 стержня 20 с конусной втулкой 25 ротора 26.

В процессе сварки электрический контакт ротора 26 со статором 13 осуществляется не по телам качения подшипников качения 14, 15 и 16 через масляную пленку и не приводит к пробою этой пленки электрическим разрядом, а по токопроводящему стержню 20. Стержень 20, соединенный клеммой 30 и токопроводящим элементом 31 с заземленным статором 13 или рамой 7, выравнивает электрические потенциалы ротора 12 и статора 13 газогенератора 2, исключая повреждения подшипников качения 14, 15 и 16.

Источники информации:

1. Ремонт летательных аппаратов. Под общей редакцией д.т.н., профессора Н.Г.Голего, Москва, “Транспорт”, 1977, стр. 188.

2. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей, Москва, “Энергоиздат”, 1989, стр. 234.

Класс F02C7/25 противопожарная защита и предотвращение загорания

корпус компрессора, обладающий стойкостью к титановым пожарам, компрессор высокого давления, содержащий такой корпус, и двигатель летательного аппарата, оборудованный таким компрессором -  патент 2524782 (10.08.2014)
комплекс специальной автоматики взрывозащиты газотурбинной установки -  патент 2515581 (10.05.2014)
штатив для системы обнаружения возгорания -  патент 2376486 (20.12.2009)
энергетическая газотурбинная силовая установка -  патент 2324064 (10.05.2008)
силовая установка газотурбовоза -  патент 2319024 (10.03.2008)
газотурбинная энергоустановка -  патент 2293195 (10.02.2007)
газотурбинная силовая установка для газлифтной добычи нефти -  патент 2124645 (10.01.1999)
способ и устройство удержания расплавленного материала в процессе горения в газотурбинном двигателе (варианты) -  патент 2115812 (20.07.1998)

Класс H05F3/02 с помощью заземляющих соединений 

устройство для нейтрализации электростатического заряда на внутренней поверхности трубы -  патент 2525855 (20.08.2014)
антистатическое поверхностное покрытие -  патент 2515982 (20.05.2014)
способ испытаний объектов на молниезащищенность и устройство для его осуществления -  патент 2502237 (20.12.2013)
устройство для снижения скорости коррозии нефтепровода путем удаления электростатического заряда -  патент 2490835 (20.08.2013)
устройство для снятия электростатического заряда с нефтепровода -  патент 2490834 (20.08.2013)
устройство металлизации подвижных элементов конструкции -  патент 2462005 (20.09.2012)
способ молниезащиты и устройство для его реализации -  патент 2456727 (20.07.2012)
устройство для использования энергии электростатического поля -  патент 2439864 (10.01.2012)
устройство для отвода зарядов из потока углеводородов -  патент 2400021 (20.09.2010)
устройство металлизации подвижных элементов конструкции -  патент 2393651 (27.06.2010)
Наверх