тормозная система
Классы МПК: | B64C25/42 размещение и конструктивные особенности тормозов |
Автор(ы): | Николаев В.А. (RU), Макаров Ю.И. (RU), Максимов В.А. (RU), Волков С.В. (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество Авиационная корпорация "Рубин" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-08-22 публикация патента:
10.05.2005 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным системам, используемым в авиационной технике. Тормозная система содержит канал подачи тормозного давления и установленное в нем тормозное устройство, включающее в себя рабочий поршень с механизмом растормаживания, регулятор зазора, выполненный в виде дифференциального узла, включающего в себя поршень и подпружиненный к нему перепускной клапан, и упор. Седло перепускного клапана организовано на внутреннем торце поршня, а упор - донной частью расточки корпуса под поршень регулятора зазора с возможностью ограничения его хода для открытия перепускного клапана по мере износа тормозных дисков пакета. Техническим результатом является получение стабильных тормозных характеристик и эксплуатационной надежности, а также расширение функциональных возможностей. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Тормозная система, содержащая канал подачи тормозного давления и установленное в нем тормозное устройство, включающее в себя рабочий поршень с механизмом растормаживания, регулятор зазора, выполненный в виде дифференциального узла, включающего в себя поршень и подпружиненный к нему перепускной клапан, и упор, отличающаяся тем, что седло перепускного клапана организовано на внутреннем торце поршня, а упор - донной частью расточки корпуса под поршень регулятора зазора с возможностью ограничения его хода для открытия перепускного клапана по мере износа тормозных дисков пакета.
2. Тормозная система по п.1, отличающаяся тем, что для обеспечения работы тормозного устройства от дополнительного канала подачи тормозного давления оно снабжено вторым регулятором зазора, вход которого соединен с дополнительным каналом подачи тормозного давления, а выход - с полостью рабочего поршня тормозного устройства.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным системам, используемым в колесах транспортных средств, преимущественно в объектах авиационной техники.
Известна тормозная система, содержащая канал подачи тормозного давления и установленное в нем тормозное устройство, включающее в себя рабочий поршень с механизмом растормаживания и регулятор зазора, вход которого подключен к источнику питания, а выход - к полости рабочего поршня. Регулятор зазора выполнен в виде дифференциального узла, состоящего из поршня, перепускного клапана, поджатого пружиной к седлу, организованному на наружном торце поршня, и упора (см. патент США № 3183041, кл. 303-49).
Недостаток известной тормозной системы заключается в том, что она не позволяет обеспечить стабильные тормозные характеристики и тем самым достаточную эксплуатационную надежность транспортного средства из-за возможного самопроизвольного увеличения заданного зазора между рабочим поршнем и пакетом тормозных дисков, что может привести к увеличению тормозного пути и, как следствие, к аварийной ситуации. Это объясняется тем, что осевые колебания тормозного пакета, возникающие вследствие вибрационных нагрузок, действующих на колесо при пробеге самолета, воздействуют на рабочий поршень и создают в его полости и в соединенном с ней канале подачи тормозного давления противодавление, которое может вызвать открытие перепускного клапана регулятора зазора, что приведет к потере части тормозной жидкости и, как следствие, к увеличению рабочего зазора, так как поршень после растормаживания отойдет от тормозного пакета на величину, превышающую расчетную величину рабочего зазора.
Кроме того, такая конструкция не может быть использована для работы в системах с несколькими каналами подачи тормозного давления, избирательно подключенным к общему тормозному устройству, поскольку при подаче давления в один из каналов одновременно повысится давление в других каналах, что приведет к открытию их перепускных клапанов и сбросу давления, исключая тем самым возможность торможения.
Технический результат, который может быть достигнут при использовании предлагаемого технического решения, заключается в получении стабильных тормозных характеристик и эксплуатационной надежности тормозной системы, а так же в расширении ее функциональных возможностей.
Указанный результат достигается тем, что седло перепускного клапана организовано на внутреннем торце поршня, а упор - в донной части расточки с возможностью ограничения хода поршня. Кроме того, для обеспечения работы тормозного устройства от дополнительного канала подачи тормозного давления оно снабжено вторым регулятором зазора, вход которого соединен с дополнительным каналом, а выход - с полостью рабочего поршня тормозного устройства.
На фиг.1 изображена тормозная система;
На фиг.2 - тормозная система с дополнительным каналом подачи тормозного давления.
Тормозная система содержит канал 1 подачи тормозного давления и установленное в нем тормозное устройство, в корпусе 2 которого выполнены цилиндрическая и резьбовая расточки 3 и 4, в которых установлены рабочий поршень 5 с механизмом растормаживания (на чертеже не показан) и резьбовая гильза 6 соответственно. В полости гильзы 6 установлен регулятор зазора 7, выполненный в виде дифференциального узла, состоящего из поршня 8, перепускного клапана 9 с продольным пазом 10, поджатого пружиной 11 к седлу 12, организованному на внутреннем торце 13 поршня 8, и упора 14, организованного на донной поверхности расточки 4. Величина хода h поршня 8 определяется из соотношения
где d - диаметр поршня 8;
D - диаметр рабочего поршня 5;
Н - задаваемый рабочий зазор.
Вход регулятора зазора 7 соединен с каналом 1 подачи тормозного давления через перепускной клапан 9 и окно 15 в дне поршня 8, а выход - с полостью рабочего поршня 5. В тормозной системе с дополнительным каналом 16 подачи тормозного давления тормозное устройство снабжено вторым регулятором зазора 7, вход которого соединен с дополнительным каналом 16 тормозного давления, а выход - с полостью рабочего поршня 5.
Одноканальная тормозная система работает следующим образом. При подаче давления на вход регулятора зазора 7 поршень 8, перемещаясь вместе с перепускным клапаном 9 на величину h, вытесняет тормозную жидкость из полости расточки 4 в полость рабочего поршня 5, который под давлением этой жидкости выбирает заданный зазор Н, обеспечивая тем самым торможение. По мере износа фрикционных элементов смещение поршня 5 увеличится, и давление в его полости, а соответственно и в полости расточки 4, уменьшится, вследствие образующейся при этом разности давлений перепускной клапан 9 откроется и в полость рабочего поршня 5 поступит дополнительная тормозная жидкость, обеспечивая тем самым необходимое тормозное усилие. При сбросе давления перепускной клапан 9 под действием пружины 11 закроется и механизм растормаживания возвратит рабочий поршень 5 на величину заданного зазора Н, а регулятор зазора 7 - в исходное положение.
Возможные возникновения противодавления в полости рабочего поршня 5 действуют на перепускной клапан 9 в сторону его закрытия, исключая тем самым его открытие и самопроизвольный сброс давления.
Двухканальная тормозная система работает следующим образом. При подаче давления в один из регуляторов зазора 7 второй остается нормально замкнутым и не пропускает тормозную жидкость из полости рабочего поршня 5 в другую систему, обеспечивая тем самым независимость работы каналов 1, 16 подачи тормозного давления.
Таким образом, предложенное техническое решение обеспечивает гарантированное перекрытие перепускным клапаном канала подачи тормозного давления, что позволило обеспечить стабильные тормозные характеристики и повысить тем самым эксплуатационную надежность и ресурс работы тормозной системы, а так же обеспечить возможность ее работы в тормозных системах с дополнительными каналами подачи тормозного давления.
Класс B64C25/42 размещение и конструктивные особенности тормозов