способ предотвращения скользкости дорожного покрытия, способ получения противогололедного реагента для предотвращения скользкости дорожного покрытия и противогололедный реагент для предотвращения скользкости дорожного покрытия
Классы МПК: | E01C11/24 способы и устройства для предотвращения скользкости дорожных покрытий и защиты их от атмосферных воздействий C09K3/18 для нанесения на поверхность с целью предотвращения или уменьшения налипания на нее льда, тумана или воды; для нанесения материалов на поверхности с целью предотвращения обледенения или для оттаивания |
Автор(ы): | Ачкеева М.В. (RU), Данилов В.П. (RU), Морозов И.В. (RU), Розов С.Ю. (RU), Романюк Н.В. (RU), Соломко П.И. (RU), Татулов Б.Э. (RU) |
Патентообладатель(и): | Ачкеева Маргарита Владимировна (RU), Данилов Вячеслав Петрович (RU), Морозов Игорь Васильевич (RU), Розов Сергей Юрьевич (RU), Романюк Нина Витальевна (RU), Соломко Петр Иванович (RU), Татулов Борис Эдуардович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-06-17 публикация патента:
10.05.2005 |
Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с гололедом на автодорогах, мостах, путепроводах, а также аэродромах. Способ предотвращения скользкости дорожного покрытия заключается в нанесении на него противогололедного реагента на основе соли уксусной кислоты, в качестве которого используют раствор с рН 7-9,5, содержащий компоненты в следующем соотношении в мас.%: ацетат магния 13-17, ацетат калия 8-16, гидрокарбонат калия 5-8, карбонат калия 2-6, нерастворимые в воде примеси 0-6, вода – остальное. Противогололедный реагент дополнительно может содержать обожженный известняк в количестве 3-5 мас.% в пересчете на оксид кальция. В способе получения противогололедного реагента для предотвращения скользкости дорожного покрытия включающем перемешивание компонента, содержащего соединение магния, ледяной уксусной кислоты и воды, в качестве компонента, содержащего соединение магния, используют брусит, перемешивание осуществляют в два этапа: сначала непрерывно перемешивают брусит c водой и частью ледяной уксусной кислоты в стехиометрическом соотношении при температуре 50-70°С в течение 50-80 минут, после чего, не прекращая перемешивания, при той же температуре в полученную смесь с рН 5-6 добавляют оставшуюся часть ледяной уксусной кислоты, а затем поташ в количестве, большем на 0,1-6% от стехиометрического соотношения, и продолжают перемешивать до получения противогололедного реагента - раствора с рН 7-9,5 с указанным выше составом. Используемый противогололедный реагент имеет состав указанный выше. Технический результат - обеспечение низкой температуры использования реагента, предотвращение коррозии металла автотранспорта, а при использовании на аэродромных покрытиях и металлов, используемых в самолетостроении. Дорожное покрытие, обработанное реагентом, имеет высокий коэффициент сцепления, что снижает аварийность на дорогах. 3 с. и 3 з.п. ф-лы, 2 табл.
Формула изобретения
1. Способ предотвращения скользкости дорожного покрытия путем нанесения на него противогололедного реагента на основе соли уксусной кислоты, отличающийся тем, что в качестве указанного противогололедного реагента используют раствор с рН 7-9,5, содержащий компоненты в следующем соотношении, мас.%:
Ацетат магния 13-17
Ацетат калия 8-16
Гидрокарбонат калия 5-8
Карбонат калия 2-6
Не растворимые в воде примеси 0-6
Вода Остальное
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что противогололедный реагент дополнительно содержит обожженный известняк в количестве 3-5 мас.% в пересчете на оксид кальция.
3. Способ получения противогололедного реагента для предотвращения скользкости дорожного покрытия, включающий перемешивание компонента, содержащего соединение магния, ледяной уксусной кислоты и воды, отличающийся тем, что в качестве компонента, содержащего соединение магния, используют брусит, перемешивание осуществляют в два этапа: сначала непрерывно перемешивают брусит c водой и частью ледяной уксусной кислоты в стехиометрическом соотношении при температуре 50-70°С в течение 50-80 мин, после чего, не прекращая перемешивания, при той же температуре в полученную смесь с рН 5-6 добавляют оставшуюся часть ледяной уксусной кислоты, а затем поташ в количестве, большем на 0,1-6% от стехиометрического соотношения, и продолжают перемешивать до получения противогололедного реагента - раствора с рН 7-9,5 следующего состава, мас.%:
Ацетат магния 13-17
Ацетат калия 8-16
Гидрокарбонат калия 5-8
Карбонат калия 2-6
Не растворимые в воде примеси 0-6
Вода Остальное
4. Способ по п.3, отличающийся тем, что противогололедный реагент дополнительно содержит обожженный известняк в количестве 3-5 мас.% в пересчете на оксид кальция.
5. Противогололедный реагент для предотвращения скользкости дорожного покрытия, включающий ацетат магния, ацетат калия и воду, отличающийся тем, что он дополнительно содержит гидрокарбонат калия и карбонат калия и, кроме того, он содержит не растворимые в воде примеси при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Ацетат магния 13-17
Ацетат калия 8-16
Гидрокарбонат калия 5-8
Карбонат калия 2—6
Не растворимые в воде примеси 0-6
Вода Остальное
при этом рН реагента 7-9,5.
6. Противогололедный реагент по п.5, отличающийся тем, что он дополнительно содержит обожженный известняк в количестве 3-5 мас.% в пересчете на оксид кальция.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с гололедом на автодорогах, мостах, путепроводах, а также аэродромах.
Известен способ предотвращения скользкости дорожного покрытия путем нанесения на обледенелую поверхность противогололедного реагента, содержащего мелассу, из которой удален сахар, и, по крайней мере, 20% от массы мелассы второго компонента, выбранного из группы этиленгликоль, диэтиленгликоль, растворимая соль калия и ацетат, хлорид или формиат натрия, кальция, магния и калия (см. патент US 6416684, опубл. 09.07.2002).
Недостатком известного способа является наличие в составе противогололедного реагента хлоридов, неблагоприятно влияющих как на окружающую среду, так и на дорожные покрытия, вызывая их преждевременное разрушение, и на металлические детали автомашин, способствуя их коррозии.
Наиболее близким к предложенному способ является способ предотвращения скользкости дорожного покрытия путем нанесения на покрытие химического вещества - противогололедного реагента - побочного продукта производства политетраметиленэфиргликоля на основе ацетата натрия. Это вещество может быть использовано как в твердом виде, так и в жидком виде в растворе. Расход жидкой формы составляет 0,2-0,3 л/м2 (см. RU 2178035 С1, МПК Е 01 С 11/24, опубл. 10.01.2002).
Известный способ также недостаточно безопасен из-за наличия с составе реагента хлористого натрия.
Известен способ получения противогололедного реагента для предотвращения скользкости дорожного покрытия, включающий перемешивание доломитизированного известняка с водой, а затем с уксусной кислотой. Там же описан получаемый противогололедный реагент, содержащий ацетат кальция, ацетат магния и ацетат калия (см. патент US 4913831).
Наиболее близким к изобретению является способ получения противогололедного реагента для предотвращения скользкости дорожного покрытия, включающий перемешивание компонента, содержащего соединение магния - доломитизированной извести - с ледяной уксусной кислотой и водой и последующее введение в полученную смесь ацетата калия. Получаемый противогололедный реагент содержит ацетат кальция, ацетат магния и ацетат калия. Данный реагент является наиболее близким к изобретению, (см. патент US 5219483, опубл.15.06.1993).
Задачей изобретения является повышение экологической безопасности способа предотвращения скользкости дорожного покрытия, обеспечение безопасности движения по обработанной дорожной поверхности, в особенности в первый период после нанесения реагента на обрабатываемую поверхность, снижение стоимости получаемого реагента за счет использования природного сырья, не требующего значительных затрат на его подготовку, а также за счет приготовления реагента в стандартном оборудовании.
Поставленная задача решается тем, что в способе предотвращения скользкости дорожного покрытия путем нанесения на него противогололедного реагента на основе соли уксусной кислоты в качестве указанного противогололедного реагента используют раствор с рН 7-9,5, содержащий компоненты в следующем соотношении в мас.%:
ацетат магния 13-17
ацетат калия 8-16
гидрокарбонат калия 5-8
карбонат калия 2-6
нерастворимые в воде примеси 0-6
вода - остальное.
При этом противогололедный реагент может содержать обожженный известняк в количестве 3-5 мас.% в пересчете на оксид кальция. Также поставленная задача решается тем, что в способе получения противогололедного реагента для предотвращения скользкости дорожного покрытия, включающем перемешивание компонента, содержащего соединение магния, ледяной уксусной кислоты и воды, в качестве компонента, содержащего соединение магния, используют брусит, перемешивание осуществляют в два этапа: сначала непрерывно перемешивают брусит c водой и частью ледяной уксусной кислоты в стехиометрическом соотношении при температуре 50-70°С в течение 50-80 минут, после чего, не прекращая перемешивания, при той же температуре в полученную смесь с рН 5-6 добавляют оставшуюся часть ледяной уксусной кислоты, а затем поташ в количестве, большем на 0,1-6% от стехиометрического соотношения, и продолжают перемешивать до получения противогололедного реагента - раствора с рН 7-9,5 следующего состава в мас.%:
ацетат магния 13-17
ацетат калия 8-16
гидрокарбонат калия 5-8
карбонат калия 2-6
нерастворимые в воде примеси 0-6
вода - остальное.
При этом противогололедный реагент может содержать обожженный известняк в количестве 3-5 мас.% в пересчете на оксид кальция.
Кроме того, поставленная задача решается тем, что противогололедный реагент для предотвращения скользкости дорожного покрытия, включающий ацетат магния и ацетат калия и воду, дополнительно содержит гидрокарбонат калия и карбонат калия и, кроме того, он содержит нерастворимые в воде примеси при следующем соотношении компонентов в мас.%
ацетат магния 13-17
ацетат калия 8-16
гидрокарбонат калия 5-8
карбонат калия 2-6
нерастворимые в воде примеси 0-6
вода - остальное
при этом рН реагента 7-9,5.
При этом, противогололедный реагент может содержать обожженный известняк в количестве 3-5 мас.% в пересчете на оксид кальция.
Изобретение осуществляется следующим образом. Сначала готовят противогололедный реагент. Для его приготовления используют следующие компоненты.
Брусит - природный минерал, содержащий 96% гидроксида магния, остальное - примеси.
Уксусная кислота ледяная, удовлетворяющая следующим требованиям по содержанию компонентов по ГОСТ 61-75, в мас.%: уксусная кислота не менее 99,8, уксусный ангидрид не более 0,03, сульфаты не более 0,0001, хлориды не более 0,0001, тяжелые металлы не более 0,00003. Поташ содержит в среднем 83,1% карбоната калия. Обожженный известняк содержит 95% оксида кальция.
Пример 1.
Крупно измельченный брусит смешивают в реакторе с ледяной уксусной кислотой и водой в стехиометрическом соотношении. Температура процесса 60°С. Время перемешивания 70 минут. Полученная реакционная смесь имеет рН 5-6. Затем в полученную смесь еще добавляют при постоянном перемешивании и при той же температуре 60°С уксусную кислоту, после чего в смесь вводят поташ в количестве, большем стехиометрического соотношения на 3%. Перемешивание продолжают до получения реагента - раствора с рН 8,3.
Пример 2.
Последовательность способа по примеру 1, но температура процесса 50°С, время перемешивания 80 минут, количество поташа на 0,1% больше стехиометрического соотношения. рН получаемого реагента 7,0.
Пример 3.
Последовательность способа по примеру 1, но температура процесса 70°С, время перемешивания 50 минут, количество поташа на 6% больше стехиометрического соотношения. рН получаемого реагента 9,5.
Пример 4.
В полученный по примеру 2 реагент вводили обожженный известняк в количестве 4% в пересчете на оксид кальция.
Состав противогололедного реагента, полученного по приведенным примерам, приведен в таблице 1. Результаты испытания приведены в таблице 2. Описываемый реагент использовали для предотвращения скользкости дорожного покрытия. На дорожное полотно с ледяным образованием с помощью известных механизированных средств наносили противогололедный реагент в количестве 40 мл/м2. Противогололедные свойства реагента приведены в табл.2.
Как видно из приведенных данных, описываемый способ предотвращения скользкости дорожного покрытия, в котором использован противогололедный реагент, полученный по описываемому способу, обеспечивает низкую температуру использования реагента, предотвращает коррозию металла автотранспорта, а при использовании на аэродромных покрытиях и металлов, используемых в самолетостроении. Дорожное покрытие, обработанное реагентом, имеет высокий коэффициент сцепления, что снижает аварийность на дорогах. Также описываемый способ и используемый в нем реагент не наносят вред окружающей среде, т.к. ацетаты инициируют активность микробного комплекса почв, а магний и кальций (при дополнительном его введении), являясь биофильными элементами, повышают продуктивность зеленых насаждений и газонных трав. Кроме того, способ получения противогололедного реагента экономичен, т.к. не требует дорогостоящего оборудования для его осуществления, в частности не требуется измельчение брусита до мелких фракций.
Класс E01C11/24 способы и устройства для предотвращения скользкости дорожных покрытий и защиты их от атмосферных воздействий
Класс C09K3/18 для нанесения на поверхность с целью предотвращения или уменьшения налипания на нее льда, тумана или воды; для нанесения материалов на поверхности с целью предотвращения обледенения или для оттаивания