ротор асинхронного двигателя

Классы МПК:H02K17/16 с ротором, имеющим короткозамкнутую внутри обмотку, например типа беличьей клетки 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Научно-производственное объединение "ЭЛСИБ" открытое акционерное общество (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-09-25
публикация патента:

Изобретение относится к области электромашиностроения, а более конкретно к конструкции асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. Короткозамкнутый ротор содержит шихтованный ферромагнитный сердечник, в котором уложены стержни короткозамкнутой обмотки. В верхней части стержня имеются продольные боковые пазы прямоугольной формы, не заполненные ферромагнитным материалом, двухсторонние или односторонние. Двухсторонние продольные пазы в верхней части стержня располагаются поочередно, то с одной, то с другой стороны стержня. Техническим результатом является создание конструкции асинхронного двигателя с повышенным пусковым моментом без изменения величины пускового тока в процессе пуска. 2 н.з. и 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

ротор асинхронного двигателя, патент № 2251781

ротор асинхронного двигателя, патент № 2251781 ротор асинхронного двигателя, патент № 2251781 ротор асинхронного двигателя, патент № 2251781 ротор асинхронного двигателя, патент № 2251781 ротор асинхронного двигателя, патент № 2251781 ротор асинхронного двигателя, патент № 2251781

Формула изобретения

1. Короткозамкнутый ротор асинхронного двигателя, содержащий шихтованный сердечник с пазами и зубцами, имеющими продольный выступ на одной из боковых сторон, установленные с зазором относительно стороны зубца с выступом стержни обмотки, на боковых сторонах которых напротив выступов выполнены углубления, соответствующие по форме указанным выступам, и короткозамыкающие кольца, по меньшей мере на части длины стержни плотно контактируют одновременно с верхней и нижней сторонами выступов зубцов, отличающийся тем, что в верхней части стержней на высоте 0,9÷1,4 глубины проникновения электромагнитного поля выполнены продольные пазы прямоугольной формы, не заполненные ферромагнитным материалом, шириной 0,1÷0,5 ширины стержня, расположенные по длине стержня с двух сторон в чередующемся порядке с расстоянием между ними, равном 0,5÷1,0 глубины проникновения.

2. Короткозамкнутый ротор по п.1, отличающийся тем, что продольный паз прямоугольной формы в стержне выполнен с одной стороны.

3. Короткозамкнутый ротор асинхронного двигателя, содержащий шихтованный сердечник с пазами и зубцами, стержни обмотки и короткозамыкающие кольца, отличающийся тем, что в верхней части стержней на высоте 0,9÷1,4 глубины проникновения электромагнитного поля выполнены продольные пазы прямоугольной формы, не заполненные ферромагнитным материалом, шириной 0,1÷0,5 ширины стержня, расположенные по длине стержня с двух сторон в чередующемся порядке с расстоянием между ними, равным 0,5÷1,0 глубины проникновения.

4. Короткозамкнутый ротор по п.3, отличающийся тем, что продольный паз прямоугольной формы в стержне выполнен с одной стороны.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области электромашиностроения, а более конкретно к конструкции асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

Известна конструкция ротора асинхронного двигателя (см., например, авт. свид. № 1203652, Н 02 К 17/16, 1986), содержащая сердечник с пазами, в которых размещены стержни короткозамкнутой обмотки, причем пазы в верхней части содержат незаполненные стержнями расширенные участки, пазы ротора выполнены закрытыми с радиальным размером мостика в наиболее его узкой части, равным 1/6-1/15 части зубцового деления статора.

Недостатком указанной конструкции является повышенный нагрев верхней части стержня в процессе пуска вследствие отсутствия контакта с железом зубца и пониженный пусковой момент при значительной величине пускового тока.

Известна также конструкция короткозамкнутого ротора асинхронного двигателя, принятая за прототип (авт. свид. № 1669366, Н 02 К 17/16, 1993), содержащая шихтованный сердечник с пазами и зубцами, имеющими продольный выступ на одной из боковых сторон, установленные с зазором относительно стороны зубца с выступом стержни обмотки, на боковых сторонах которых напротив выступов выполнены углубления, соответствующие по форме указанным выступам и короткозамыкающие кольца, по меньшей мере на части длины стержни плотно контактируют одновременно с верхней и нижней сторонами выступов зубцов.

Недостатком конструкции является повышенное индуктивное сопротивление короткозамкнутой обмотки ротора, а также незначительные пусковые моменты, вследствие низкого значения активного сопротивления и завышенного индуктивного сопротивления стержня.

Задачей предлагаемого технического решения является создание конструкции ротора асинхронного двигателя с повышенным пусковым моментом без изменения величины пускового тока в процессе пуска.

Технический результат достигается тем, что короткозамкнутый ротор асинхронного двигателя, содержащий шихтованный сердечник с пазами и зубцами, имеющими продольный выступ на одной из боковых сторон, установленные с зазором относительно стороны зубца с выступом стержни обмотки, на боковых сторонах которых напротив выступов выполнены углубления, соответствующие по форме указанным выступам, и короткозамыкающие кольца, по меньшей мере на части длины стержни плотно контактируют одновременно с верхней и нижней сторонами выступов зубцов, в верхней части стержней на высоте (0,9-1,4) глубины проникновения электромагнитного поля выполнены продольные пазы прямоугольной формы, не заполненные ферромагнитным материалом, шириной (0,1-0,5) ширины стержня, расположенные по длине стержня с двух сторон в чередующемся порядке с расстоянием между ними, равном (0,5-1,0) глубины проникновения.

В короткозамкнутом роторе асинхронного двигателя продольный паз прямоугольной формы выполнен в верхней части стержня с одной стороны.

В короткозамкнутом роторе асинхронного двигателя, содержащем шихтованный сердечник с пазами и зубцами, стержни обмотки и короткозамыкающие кольца, в верхней части стержней на высоте (0,9-1,4) глубины проникновения электромагнитного поля выполнены продольные пазы прямоугольной формы, не заполненные ферромагнитным материалом, шириной (0,1-0,5) ширины стержня, расположенные по длине стержня с двух сторон в чередующемся порядке с расстоянием между ними, равном (0,5-1,0) глубины проникновения.

В короткозамкнутом роторе асинхронного двигателя продольный паз прямоугольной формы выполнен в верхней части стержня с одной стороны.

На фиг.1 изображен поперечный разрез стержня, расположенного в пазу ротора, с продольным углублением в средней части и продольными боковыми пазами прямоугольной формы с двух сторон в верхней части стержня.

На фиг.2 изображен поперечный разрез стержня, расположенного в пазу ротора, с продольным углублением в средней части и с продольным боковым пазом прямоугольной формы с одной стороны в верхней части стержня.

На фиг.3 изображен поперечный разрез стержня с продольными боковыми пазами прямоугольной формы с двух сторон в пазу ротора.

На фиг.4 изображен поперечный разрез стержня с продольным боковым пазом прямоугольной формы в пазу ротора.

На фиг.5 изображен продольный вид стержня с продольными боковыми пазами прямоугольной формы с двух сторон.

На фиг.6 изображен вид сверху стержня с продольными боковыми пазами прямоугольной формы с двух сторон.

В ферромагнитном сердечнике ротора 1 уложены стержни 2 короткозамкнутой обмотки. В верхней части стержня имеются продольные боковые пазы 3 прямоугольной формы, не заполненные ферромагнитным материалом, двухсторонние (фиг.1, 3, 5, 6) или односторонние (фиг.2, 4). Двухсторонние продольные пазы 3 в верхней части стержня 2 располагаются поочередно, то с одной, то с другой стороны стержня (фиг.1, 3, 5, 6). На боковой стенке паза 4 выполнен выступ 5 (фиг.1, 2), а на боковой стороне стержня 2 - продольное углубление 6 (фиг.1, 2).

При номинальной частоте вращения ротора эффект вытеснения тока в стержнях короткозамкнутой обмотки пренебрежительно мал и сопротивление обмотки ротора равно номинальному. Характеристики асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором в этом режиме совпадают с характеристиками обычного асинхронного двигателя с глубокопазным ротором.

При пуске двигателя с глубокопазным ротором глубина проникновения электромагнитного поля в стержень короткозамкнутой обмотки ротора определяется по формуле

ротор асинхронного двигателя, патент № 2251781

где hпр - глубина проникновения электромагнитного поля в стержень,

ротор асинхронного двигателя, патент № 2251781 - удельное сопротивление материала стержня,

f1 - частота тока,

ротор асинхронного двигателя, патент № 2251781 0 - магнитная постоянная.

Ток в стержнях 2 проходит только по части стержней 2, близко к внешней поверхности сердечника 1. По мере набора скорости ротором частота тока в нем уменьшается, и ток все глубже проникает в стержень 2 в направлении дна паза, при этом уменьшается активное сопротивление стержня. Когда при пуске действует эффект вытеснения тока в стержнях 2, повышенное из-за бокового паза 3 сопротивление стержня 2 увеличивает вращающий момент двигателя практически при том же токе, так как реактивное сопротивление не возросло.

Ширина продольного бокового паза 3 в стержне ротора 2 выполняется равной (0,1-0,5) ширины стержня (bст), а высота равной (0,9-1,4)·h пp. Расстояние между продольными пазами 3 с разных сторон стержня 2 выполняется (0,5-1,0)·hпp.

Активное сопротивление пазовой части стержня 2 короткозамкнутой обмотки во время пуска определяется по формуле

ротор асинхронного двигателя, патент № 2251781

где rcротор асинхронного двигателя, патент № 2251781 - активное сопротивление пазовой части стержня короткозамкнутой обмотки во время пуска,

rc - активное сопротивление пазовой части стержня короткозамкнутой обмотки при полном проникновении тока в стержень,

qc - сечение пазовой части стержня короткозамкнутой обмотки ротора,

qr - сечение верхней части стержня короткозамкнутой обмотки ротора, где во время пуска действует эффект вытеснения тока.

Технический результат - увеличение пускового момента асинхронного двигателя - достигается увеличением активного сопротивления стержня 2 в зоне вытеснения тока практически при том же пусковом токе. Поэтому при немагнитном заполнении бокового паза 3 в верхней части стержней 2 полное сопротивление практически не изменится, а активное сопротивление возрастет. Пусковой момент асинхронного двигателя увеличивается на величину до 30%.

Класс H02K17/16 с ротором, имеющим короткозамкнутую внутри обмотку, например типа беличьей клетки 

короткозамкнутый ротор -  патент 2518507 (10.06.2014)
двигательно-трансформаторный агрегат -  патент 2507665 (20.02.2014)
ротор (якорь) электрической машины (варианты) -  патент 2485658 (20.06.2013)
аксиальный электрический двигатель -  патент 2477559 (10.03.2013)
асинхронный двухскоростной электродвигатель -  патент 2450409 (10.05.2012)
ротор асинхронной электрической машины -  патент 2436220 (10.12.2011)
асинхронный высокомоментный двигатель на пониженную частоту вращения -  патент 2435283 (27.11.2011)
низкооборотный асинхронный электродвигатель -  патент 2412518 (20.02.2011)
репульсионный бесколлекторный электродвигатель -  патент 2412517 (20.02.2011)
асинхронный двигатель с полым ротором со сторонним возбуждением -  патент 2396672 (10.08.2010)
Наверх