бампер транспортного средства
Классы МПК: | B60R19/18 средства внутри бампера для поглощения удара |
Автор(ы): | Белозеров С.Н. (RU) |
Патентообладатель(и): | Белозеров Сергей Николаевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-08-20 публикация патента:
20.05.2005 |
Изобретение относится к устройствам для обеспечения пассивной безопасности, а именно к конструкции бамперов транспортных средств. Бампер содержит полый корпус, подвижное звено из бамперного бруса со штангами, деформируемые узлы, выполненные в виде пластинчатых диафрагм с концентрическими отверстиями, чередующихся с матрицами, размещенные на внутренней стенке корпуса и контактирующие со штангами подвижного звена. При столкновении пластинчатые диафрагмы деформируются штангами подвижного звена, гася силу удара. Технический результат заключается в гашении силы удара с равномерной нагрузкой на транспортное средство, упрощении конструкции бампера и снижении его металлоемкости и габаритов. 1 ил.
Формула изобретения
Бампер транспортного средства, содержащий полый корпус, жестко установленный на раме, подвижное звено в виде бамперного бруса со штангами, входящими в полость корпуса, деформируемые узлы, размещенные на внутренней стенке корпуса и последовательно контактирующие со штангой подвижного звена, отличающийся тем, что деформируемые узлы выполнены в виде пластинчатых диафрагм с концентрическими отверстиями и установлены в корпусе поочередно с матрицами, имеющими отверстия, размер которых превышает размер отверстий в пластинчатых диафрагмах.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области пассивной безопасности и может быть использовано на транспортных средствах.
Известна конструкция бампера транспортного средства, содержащая основание, подвижную часть, кинетически посредством упругих элементов связанную с основанием, при этом основание и подвижная часть выполнены с гнездами крепления упругих элементов, выполненных в виде винтовых пружин сжатия (Авторское свидетельство N 1162641, МКИ В 60 R 19/18, Бюллетень N 23, 1985 г.). Усилие, передаваемое на транспортное средство, изменяется линейно от нулевого значения вначале деформации до максимального в конце. Объем энергии, гасимой таким образом, равен половине произведения максимального значения силы упругости на величину деформации пружин. Однако указанная конструкция характеризуется низкой степенью энергопоглощения вследствие переменных значений силы, передаваемой на транспортное средство.
Наиболее близким по технической сущности к заявленному является бампер транспортного средства, содержащий полый корпус, жестко установленный на раме, подвижное звено в виде бамперного бруса с штангами, входящими в полость корпуса, упругие углы, размещенные на внутренней стенке корпуса и контактирующие со штангой подвижного звена. (Авторское свидетельство N 1574497, МКИ 5 B 60 R 19/16, Бюллетень N 24, 1990 г.). Упругие углы выполнены в виде ряда подпружиненных стержней, которые установлены в направляющих перпендикулярно продольной оси штанги, при этом каждая штанга выполнена в виде профильного клина. Фиксатор выполнен в виде подпружиненной защелки, входящей в вырезы, выполненные в штанге. Кроме того, штанги снабжены концевыми упорами крайнего положения.
Недостатками указанного бампера транспортного средства являются его сложность в изготовлении, большие металлоемкость и габариты.
Целью предлагаемого изобретения являются упрощение конструкции, снижение ее металлоемкости и габаритов.
В заявленном изобретении это достигается за счет того, что в бампере транспортного средства, содержащем полый корпус, жестко установленный на раме, подвижное звено в виде бамперного бруса со штангами, входящими в полость корпуса, деформируемые углы, размещенные на внутренней стенке корпуса и последовательно контактирующие со штангой подвижного звена, согласно изобретению, деформируемые углы выполнены в виде пластинчатых диафрагм с концентрическими отверстиями и установлены в корпусе поочередно с матрицами. При этом матрицы имеют отверстия, размер которых превышает размер отверстий в пластинчатых диафрагмах.
Анализ патентной и научно-технической литературы показал, что заявляемая конструкция бампера транспортного средства не была описана в литературе и содержит отличительные признаки по сравнению с известными аналогами.
На чертеже изображен общий вид бампера транспортного средства (в разрезе).
Бампер транспортного средства содержит подвижное звено 1, соединенное с основанием 2 транспортного средства посредством профильных штанг 3, имеющих возможность последовательного деформирования при своем перемещении выступающей поверхности пластинчатых диафрагм 4. Пластинчатые диафрагмы 4, выполненные с концентрическими отверстиями, жестко установлены в корпусе 5 поочередно с матрицами 6, внутренний размер которых больше соответствующего размера диафрагм 4 на толщину последних. Толщина матриц 6 превышает половину разности внутренних размеров соответственно матрицы 6 и диафрагмы 4.
Бампер транспортного средства работает следующим образом.
При столкновении транспортного средства подвижное звено 1 бампера перемещается в сторону основания 2 транспортного средства, а профильные штанги 3 последовательно развальцовывают пластинчатые диафрагмы 4 по внутренней поверхности соответствующей матрицы 6 без нахлеста на следующую диафрагму 4, расходуя энергию удара с прогнозируемым условием на основание 2 транспортного средства, что исключает разрушение последнего при соответствующем количестве диафрагм 4, определяемом импирическим путем.
По окончании деформации в случае использования упругих материалов при изготовлении пластинчатых диафрагм 4 подвижное звено 1 бампера устанавливается в первоначальное положение, например, с помощью винтовых домкратов. А в случае изготовления пластинчатых диафрагм 4 из неупругих материалов их заменяют на новые.
Предлагаемая конструкция бампера транспортного средства позволяет упростить его конструкцию, его металлоемкость и габариты, что в свою очередь позволяет снизить стоимость бампера. А кроме того, предлагаемая конструкция бампера проста в обслуживании.
Класс B60R19/18 средства внутри бампера для поглощения удара