способ запуска газотурбинного двигателя с охлаждаемой турбиной
Классы МПК: | F02C7/277 причем стартером является турбина |
Автор(ы): | Быстров В.В. (RU), Гойхенберг М.М. (RU), Канахин Ю.А. (RU), Стародумов А.В. (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Сатурн" (ОАО "НПО "Сатурн") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-08-29 публикация патента:
20.05.2005 |
Способ запуска газотурбинного двигателя с охлаждаемой турбиной включает в себя подвод сжатого воздуха к пусковому устройству от внешнего источника энергии и раскрутку ротора двигателя пусковым устройством до розжига его камеры сгорания. После розжига камеры сгорания двигателя прекращают подвод сжатого воздуха от внешнего источника питания к пусковому устройству и направляют его в систему охлаждения турбины двигателя, при этом одновременно увеличивают подачу топлива в камеру сгорания двигателя. Во время подвода сжатого воздуха к пусковому устройству возможно осуществлять подвод дополнительной механической энергии к ротору двигателя, соединяя его вал с валом ротора внешнего источника энергии. Изобретение позволяет увеличить надежность запуска двигателя в нештатных ситуациях или тяжелых климатических условиях, сократить время запуска, поднять удельную мощность внешнего источника энергии, не увеличивая его габариты и вес. 3 з. п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Способ запуска газотурбинного двигателя с охлаждаемой турбиной, включающий подвод сжатого воздуха к пусковому устройству от внешнего источника энергии и раскрутку ротора двигателя пусковым устройством до розжига его камеры сгорания, отличающийся тем, что после розжига камеры сгорания двигателя прекращают подвод сжатого воздуха от внешнего источника питания к пусковому устройству и направляют его в систему охлаждения турбины двигателя, при этом одновременно увеличивают подачу топлива в камеру сгорания двигателя.
2. Способ запуска по п.1, отличающийся тем, что во время подвода сжатого воздуха к пусковому устройству осуществляют подвод дополнительной механической энергии к ротору двигателя, соединяя его вал с валом ротора внешнего источника энергии.
3. Способ запуска по п.1, отличающийся тем, что одновременно с прекращением подвода сжатого воздуха к пусковому устройству осуществляют подвод механической энергии к ротору двигателя, соединяя его вал с валом ротора внешнего источника энергии.
4. Способ запуска по п.2 или 3, отличающийся тем, что подвод механической энергии к ротору двигателя и подачу сжатого воздуха осуществляют от одного и того же внешнего источника энергии.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к способам запуска газотурбинного двигателя.
Известен способ запуска газотурбинного двигателя с охлаждаемой турбиной, включающий подвод сжатого воздуха к пусковому устройству от внешнего источника энергии и раскрутку ротора двигателя пусковым устройством до розжига его камеры сгорания [1].
В известном способе в качестве пускового устройства используется воздушный стартер, механически связанный с валом ротора двигателя, а в качестве внешнего источника энергии вспомогательная силовая установка. После воспламенения топлива турбина газотурбинного двигателя начинает развивать положительную мощность на валу его ротора, и в дальнейшем, после розжига камеры сгорания, когда турбина развивает достаточную мощность для самостоятельной раскрутки ротора двигателя с заданным ускорением, пусковое устройство отключается.
Основным недостатком известного способа является снижение уровня мощности, подводимой к ротору двигателя, ввиду того, что подвод к ротору механической энергии от пускового устройства прекращается после розжига камеры сгорания. Кроме того, на этапе розжига камеры сгорания при начальной работе турбины, из-за малого уровня давлений в газовоздушном тракте двигателя, воздух практически не подается в систему охлаждения турбины, в результате чего отсутствует эффективное охлаждение основных элементов турбины - сопловых и рабочих лопаток, что в процессе запуска двигателя накладывает ограничение по температуре газов перед турбиной.
Все это в совокупности увеличивает время запуска, снижает его надежность и повышает начальный уровень мощности внешнего источника энергии, что требует увеличения его габаритов и веса. Особенно эта проблема актуальна для авиационных двигателей.
Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение надежности запуска двигателя и сокращение времени его запуска без увеличения габаритов и веса внешнего источника энергии.
Задача решается тем, что в способе запуска газотурбинного двигателя с охлаждаемой турбиной, включающем подвод сжатого воздуха к пусковому устройству от внешнего источника энергии и раскрутку ротора двигателя пусковым устройством до розжига его камеры сгорания, после розжига камеры сгорания двигателя прекращают подвод сжатого воздуха от внешнего источника питания к пусковому устройству и направляют его в систему охлаждения турбины двигателя, при этом одновременно увеличивают подачу топлива в камеру сгорания двигателя.
Кроме того, в предлагаемом способе может иметь место следующее.
- во время подвода сжатого воздуха к пусковому устройству осуществляют подвод дополнительной механической энергии к ротору двигателя, соединяя его вал с валом ротора внешнего источника энергии;
- одновременно с прекращением подвода сжатого воздуха к пусковому устройству осуществляют подвод механической энергии к ротору двигателя, соединяя его вал с валом ротора внешнего источника энергии;
- подвод механической энергии к ротору двигателя и подачу сжатого воздуха осуществляют от одного и того же внешнего источника энергии.
Отключение подачи сжатого воздуха на пусковое устройство и подача его в систему охлаждения турбины позволяет, с одной стороны, осуществлять подкрутку ротора двигателя, а с другой - надежно охлаждать турбину двигателя. Наличие надежного охлаждения турбины позволяет повышать температуру перед ней, увеличивая подачу топлива в камеру сгорания. В свою очередь, более высокий уровень температуры газов перед турбиной повышает темп раскрутки ротора и более быстрый выход двигателя на устойчивый режим его работы - режим малого газа.
В ряде случаев, особенно при эксплуатации авиационных двигателей в тяжелых климатических условиях, например при высокой температуре и низком давлении окружающей среды, за счет уменьшения расхода сжатого воздуха от внешнего источника энергии снижается мощность пускового устройства. В этом случае параллельно с подводом к ротору механической энергии от пускового устройства целесообразно подводить механическую энергию непосредственно от внешнего источника, соединяя для этого вал ротора двигателя с валом ротора внешнего источника энергии. Наилучший результат получается в том случае, когда механическую энергию начинают подводить одновременно с прекращением подвода сжатого воздуха к пусковому устройству и ротор двигателя уже вращается. В этом случае обеспечивается безударное сцепление валов ротора двигателя и ротора внешнего источника энергии.
Использование одного и того же внешнего источника энергии для подвода механической энергии к ротору двигателя и подвода сжатого воздуха к пусковому устройству и в систему охлаждения турбины двигателя повышает удельную энергоотдачу от внешнего источника энергии, уменьшает его габариты и вес. В качестве внешнего источника энергии можно использовать вспомогательную силовую установку.
Предлагаемый способ поясняется чертежом, на котором изображена схема системы запуска двигателя.
На схеме показаны вспомогательная силовая установка (далее - ВСУ) 1, вал ротора которой механически соединен через соединительную муфту 2 с коробкой агрегатов 3, механически связанной через передаточный вал 4 и рессору 5 с валом ротора 6 двигателя. ВСУ 1 трубопроводом 7 через клапан 8 переключения соединена с входом в пусковое устройство, представляющее собой воздушный стартер 9 с воздушной турбиной 10, и через клапан 11 с системой охлаждения турбины 12.
Способ осуществляется следующим образом.
Сжатый воздух от ВСУ 1 через трубопровод 7 и клапан 8 поступает в воздушную турбину 10 воздушного стартера 9, раскручивая ее, и далее выбрасывается в окружающую среду. Воздушная турбина 10 через коробку агрегатов 3, передаточный вал 4 и рессору 5 передает мощность к ротору 6 и раскручивает его. По достижении определенных оборотов ротора 6 подается команда на воспламенитель и подачу топлива в камеру сгорания 13. После воспламенения камеры сгорания 13 подается команда на закрытие клапана 8 и открытие клапана 11. Воздух прекращает поступать в воздушный стартер 9 и начинает поступать в систему охлаждения 12 турбины двигателя. Проходя через внутренние полости сопловых лопаток 14 и вытекая через их задние кромки, воздух поступает на лопатки рабочего колеса 15 турбины и, обтекая их, создает усилие, вращающее ротор 6. Одновременно воздух охлаждает и сопловые лопатки 14.
Охлаждение сопловых лопаток 14 от ВСУ 1 позволяет увеличить расход топлива в камеру сгорания 13, поднять температуру перед турбиной, увеличить мощность турбины и ускорить выход двигателя на устойчивый режим его работы - режим малого газа.
Предложенный способ позволяет повысить эффективность запуска за счет оптимального сочетания подводов механической энергии от пускового устройства и внешнего источника энергии в сочетании с воздушной подкруткой ротора через систему охлаждения турбины и использованием мощности, развиваемой охлаждаемой от внешнего источника энергии турбиной двигателя. Все эти мероприятия позволяют увеличить надежность запуска в нештатных ситуациях или тяжелых климатических условиях, поднять удельную мощность внешнего источника энергии, не увеличивая его габариты и вес, а также сократить время запуска двигателя.
Источник информации
1. Б.М.Кац, Э.С.Жаров, В.К.Винокуров. Пусковые системы авиационных газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1976 г., стр.7-9.