узел разъемного торцевого соединения частей водонепроницаемого корпуса подводного аппарата

Классы МПК:B63B3/13 корпуса, рассчитанные на гидростатическое давление, при полном их погружении в воду, например корпуса подводных лодок 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Институт проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИПМТ ДВО РАН) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-10-01
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению и касается создания конструкции разъемных соединений водонепроницаемых корпусов подводных аппаратов, использующих экранный эффект. Узел разъемного торцевого соединения частей водонепроницаемого корпуса подводного аппарата содержит смонтированные снаружи водонепроницаемого корпуса жесткие соединительные элементы в виде цилиндрических втулок, образующих кольцевой паз, и уплотнитель. В пазу размещены торцы соединяемых частей водонепроницаемого корпуса. Количество цилиндрических втулок равно трем, при этом все они последовательно сопряжены между собой. Каждая из двух боковых цилиндрических втулок сопряжена своей внутренней цилиндрической поверхностью с обеспечением скользящей посадки с соответствующей ей наружной цилиндрической поверхностью одной из соединяемых частей водонепроницаемого корпуса, а третья центральная цилиндрическая втулка сопряжена своей внутренней цилиндрической поверхностью с обеспечением скользящей посадки с наружными цилиндрическими поверхностями торцев соединяемых частей водонепроницаемого корпуса. Уплотнитель выполнен из нескольких колец. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении надежности узла разъемного торцевого соединения частей водонепроницаемого корпуса подводного аппарата посредством обеспечения высокой технологичности узла. 1 ил.

узел разъемного торцевого соединения частей водонепроницаемого   корпуса подводного аппарата, патент № 2252892

узел разъемного торцевого соединения частей водонепроницаемого   корпуса подводного аппарата, патент № 2252892

Формула изобретения

Узел разъемного торцевого соединения частей водонепроницаемого корпуса подводного аппарата, содержащий смонтированные снаружи водонепроницаемого корпуса жесткие соединительные элементы в виде цилиндрических втулок, образующих кольцевой паз, в котором размещены торцы соединяемых частей водонепроницаемого корпуса и уплотнитель, отличающийся тем, что количество цилиндрических втулок равно трем, при этом все они последовательно сопряжены между собой, причем каждая из двух боковых цилиндрических втулок сопряжена своей внутренней цилиндрической поверхностью с обеспечением скользящей посадки с соответствующей ей наружной цилиндрической поверхностью одной из соединяемых частей водонепроницаемого корпуса, а третья центральная цилиндрическая втулка сопряжена своей внутренней цилиндрической поверхностью с обеспечением скользящей посадки с наружными цилиндрическими поверхностями торцов соединяемых частей водонепроницаемого корпуса, а уплотнитель выполнен из нескольких колец.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области конструкции корпусов судов, преимущественно к конструкции разъемных соединений водонепроницаемых корпусов подводных аппаратов.

Известно разъемное соединение водонепроницаемого корпуса подводного аппарата /1/, содержащее жесткие основные соединительные элементы, выполненные в виде втулок, смонтированных внутри корпуса в плоскости разъема, при этом наружные поверхности втулок спрофилированы по форме внутренней поверхности водонепроницаемого корпуса и снабжены кольцевым пазом, в который встроены дополнительные соединительные элементы.

Недостатком известного разъемного соединения является недостаточная надежность обеспечения его водонепроницаемости.

Известен также узел разъемного торцевого соединения частей водонепроницаемого корпуса подводного аппарата /2/.

Известный узел разъемного торцевого соединения частей водонепроницаемого корпуса подводного аппарата содержит смонтированные снаружи водонепроницаемого корпуса жесткие соединительные элементы в виде втулок, образующих кольцевой паз, в котором размещены торцы соединяемых частей водонепроницаемого корпуса и уплотнитель.

Недостаточная надежность известного узла разъемного торцевого соединения частей водонепроницаемого корпуса подводного аппарата связана с возможностью попадания уплотнителя в процессе сборки между торцевыми поверхностями соединяемых частей, что может привести к нарушению водонепроницаемости узла соединения. Возможность попадания уплотнителя в процессе сборки между торцевыми поверхностями соединяемых частей водонепроницаемого корпуса подводного аппарата, в свою очередь, связана с недостаточной технологичностью известного узла разъемного торцевого соединения частей водонепроницаемого корпуса подводного аппарата.

Заявляемое изобретение решает задачу повышения надежности узла разъемного торцевого соединения частей водонепроницаемого корпуса подводного аппарата путем обеспечения высокой технологичности заявляемого узла соединения.

Для достижения указанного технического результата заявляемый узел разъемного торцевого соединения частей водонепроницаемого корпуса подводного аппарата содержит смонтированные снаружи водонепроницаемого корпуса жесткие соединительные элементы в виде цилиндрических втулок, образующих кольцевой паз, в котором размещены торцы соединяемых частей водонепроницаемого корпуса и уплотнитель. Количество цилиндрических втулок равно трем, при этом все они последовательно сопряжены между собой, причем каждая из двух боковых цилиндрических втулок сопряжена своей внутренней цилиндрической поверхностью с обеспечением скользящей посадки с соответствующей ей наружной цилиндрической поверхностью одной из соединяемых частей водонепроницаемого корпуса, а третья центральная цилиндрическая втулка сопряжена своей внутренней цилиндрической поверхностью с обеспечением скользящей посадки с наружными цилиндрическими поверхностями торцев соединяемых частей водонепроницаемого корпуса, а уплотнитель выполнен из нескольких колец.

В заявленном узле разъемного торцевого соединения частей водонепроницаемого корпуса подводного аппарата общими существенными признаками для него и для его прототипа являются:

- узел разъемного торцевого соединения частей водонепроницаемого корпуса подводного аппарата;

- смонтированные снаружи водонепроницаемого корпуса жесткие соединительные элементы в виде цилиндрических втулок;

- кольцевой паз, образованный втулками, в котором размещены торцы соединяемых частей водонепроницаемого корпуса и уплотнитель.

Сопоставительный анализ существенных признаков заявленного узла разъемного торцевого соединения частей водонепроницаемого корпуса подводного аппарата и прототипа показывает, что первый, в отличие от прототипа, имеет следующие отличительные признаки:

- количество цилиндрических втулок равно трем, при этом все они последовательно сопряжены между собой;

- каждая из двух боковых цилиндрических втулок сопряжена своей внутренней цилиндрической поверхностью с обеспечением скользящей посадки с соответствующей ей наружной цилиндрической поверхностью одной из соединяемых частей водонепроницаемого корпуса;

- третья центральная цилиндрическая втулка сопряжена своей внутренней цилиндрической поверхностью с обеспечением скользящей посадки с наружными цилиндрическими поверхностями торцев соединяемых частей водонепроницаемого корпуса;

- уплотнитель выполнен из нескольких колец.

Данная совокупность общих и отличительных существенных признаков обеспечивает получение технического результата во всех случаях, на которые испрашивается правовая охрана. Именно такая совокупность существенных признаков заявляемого изобретения позволила повысить надежность узла разъемного торцевого соединения частей водонепроницаемого корпуса подводного аппарата, упростить конструкцию узла соединения и обеспечить его высокую технологичность.

Выполнение жестких соединительных элементов в виде трех цилиндрических втулок, двух боковых и третьей центральной, смонтированных снаружи водонепроницаемого корпуса подводного аппарата, позволило сформировать кольцевой паз, необходимый для размещения в нем торцев соединяемых частей и уплотнительных колец.

Скользящие посадки внутренних цилиндрических поверхностей боковых втулок относительно соответствующих им наружных поверхностей соединяемых частей водонепроницаемого корпуса и скользящая посадка внутренней цилиндрической поверхности третьей центральной втулки относительно цилиндрических поверхностей торцев соединяемых частей водонепроницаемого корпуса существенно упростили конструкцию узла соединения, а также выполнение уплотнителя из нескольких колец обеспечили его высокую технологичность и тем самым повысили надежность узла соединения.

На основании изложенного можно заключить, что совокупность существенных признаков заявленного изобретения имеет причинно-следственную связь с достигнутыми техническими результатами, т.е. благодаря данной совокупности существенных признаков изобретения стало возможным решить поставленную задачу.

Следовательно, заявленное изобретение является новым, обладает изобретательским уровнем, т.е. оно явным образом не следует из уровня техники и пригодно для использования.

Сущность заявленного узла разъемного торцевого соединения частей водонепроницаемого корпуса подводного аппарата поясняется чертежом.

Узел разъемного торцевого соединения частей 1 и 2 водонепроницаемого корпуса подводного аппарата содержит смонтированные снаружи водонепроницаемого корпуса жесткие соединительные элементы в виде последовательно сопряженных между собой трех цилиндрических втулок 3, 4 и 5, двух боковых 3 и 5 и третьей центральной 4.

Каждая из боковых цилиндрических втулок 3 и 5 сопряжена своей внутренней цилиндрической поверхностью с обеспечением скользящей посадки с соответствующей ей наружной цилиндрической поверхностью одной из соединяемых частей 1 и 2 водонепроницаемого корпуса.

Третья центральная цилиндрическая втулка 4 сопряжена своей внутренней цилиндрической поверхностью с обеспечением скользящей посадки с наружными цилиндрическими поверхностями торцев 6 и 7 соединяемых частей водонепроницаемого корпуса.

Цилиндрические втулки 3, 4 и 5 образуют кольцевой паз, в котором размещены торцы 6 и 7 соединяемых частей водонепроницаемого корпуса и уплотнительные кольца 8 и 9.

Цилиндрические втулки 3, 4 и 5 стянуты болтовым соединением 10.

Узел разъемного торцевого соединения частей водонепроницаемого корпуса подводного аппарата работает следующим образом.

В процессе сборки на каждой из соединяемых частей 1 и 2 водонепроницаемого корпуса подводного аппарата размещают соответствующие им уплотнительные кольца 8 и 9, после чего соединяемые части 1 и 2 сближают друг с другом до соприкосновения их торцами 6 и 7. На цилиндрических поверхностях торцев 6 и 7 соединяемых частей 1 и 2 водонепроницаемого корпуса размещают третью центральную цилиндрическую втулку 4, а на наружных цилиндрических поверхностях соединяемых частей 1 и 2 - соответствующие им боковые цилиндрические втулки 3 и 5. Цилиндрические втулки стягивают при помощи болтового соединения 10.

В процессе погружения подводного аппарата увеличивающимся давлением забортной воды уплотнительные кольца 8 и 9 плотно прижимаются к внутренним боковым поверхностям цилиндрических втулок 3 и 5, к внутренней поверхности третьей центральной цилиндрической втулки 4 и к торцам 6 и 7 соединяемых частей 1 и 2 водонепроницаемого корпуса подводного аппарата на любых глубинах.

Заявленное изобретение в сравнении с прототипом позволяет повысить надежность обеспечения водонепроницаемости узла разъемного соединения частей водонепроницаемого корпуса подводного аппарата, упростить его конструкцию и обеспечить высокую технологичность его разборки и сборки.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Авторское свидетельство СССР № 752965. МНК5 В 63 В 3/13, приоритет 11.05.1976, Разъемное соединение водонепроницаемого корпуса подводного аппарата.

2. Патент РФ № 2053916, МПК6 В 63 В 3/13, приоритет 26.11.1990 г. Узел разъемного торцевого соединения частей водонепроницаемого корпуса глубоководного контейнера, - прототип.

Класс B63B3/13 корпуса, рассчитанные на гидростатическое давление, при полном их погружении в воду, например корпуса подводных лодок 

обладающая положительной плавучестью рама подводного телеуправляемого аппарата и способ ее изготовления -  патент 2518869 (10.06.2014)
судно снабжения подводной нефтедобывающей платформы -  патент 2498923 (20.11.2013)
способ изготовления цилиндрической оболочки прочного корпуса подводного аппарата из стеклометаллокомпозита -  патент 2497709 (10.11.2013)
способ изготовления цилиндрической оболочки прочного корпуса подводного аппарата из стеклометаллокомпозита -  патент 2491202 (27.08.2013)
способ повышения живучести корпуса подводного судна -  патент 2489306 (10.08.2013)
корпус подводной грузовой лодки -  патент 2482009 (20.05.2013)
корпус подводной лодки -  патент 2482008 (20.05.2013)
корпус подводного грузового судна -  патент 2482006 (20.05.2013)
способ повышения живучести корпуса подводной лодки -  патент 2482004 (20.05.2013)
корпус батискафа -  патент 2481227 (10.05.2013)
Наверх