дисковая колодка с жидкостным охлаждением
Классы МПК: | F16D65/853 с закрытой системой охлаждения |
Автор(ы): | Селифонов В.В. (RU), Дамдын С.И. (RU) |
Патентообладатель(и): | Московский государственный технический университет "МАМИ" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-08-22 публикация патента:
27.05.2005 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в тормозных механизмах автотранспортных средств. Дисковая колодка с жидкостным охлаждением содержит корпус с выступами, имеющий поверхность трения, тыльную сторону и рубашку охлаждения. Новым является то, что рубашка охлаждения выполнена в виде, по меньшей мере, одной металлической трубки, установленной внутри колодки концентрично ее оси с тыльной стороны таким образом, что между металлической трубкой и корпусом колодки отсутствует зазор. Концы трубки выступают над тыльной поверхностью дисковой колодки. Металлическая трубка установлена заподлицо с тыльной стороной колодки и имеет овальное сечение, большая ось которого параллельна поверхности трения. Техническим результатом является повышение теплопередачи от корпуса колодки в систему охлаждения, повышение долговечности и надежности герметизации рубашки охлаждения, упрощение конструкции и трудоемкости изготовления. 1 ил.
Формула изобретения
Дисковая колодка с жидкостным охлаждением, содержащая корпус с выступами, имеющий поверхность трения, тыльную сторону и рубашку охлаждения, отличающаяся тем, что рубашка охлаждения выполнена в виде, по меньшей мере, одной металлической трубки, установленной внутри колодки концентрично ее оси с тыльной стороны таким образом, что между металлической трубкой и корпусом колодки отсутствует зазор, а концы трубки выступают над тыльной поверхностью дисковой колодки, причем металлическая трубка установлена заподлицо с тыльной стороной колодки и имеет овальное сечение, большая ось которого параллельна поверхности трения.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в тормозных механизмах автотранспортных средств.
Известна колодка с жидкостным охлаждением [1], содержащая корпус с рубашками охлаждения, уплотнительные сальники между корпусом и переходником, при этом рубашка фиттинговым соединением связана с системой охлаждения.
Недостатком является то, что при торможении колодка прижимается к диску и перемещается относительно переходника, что может разрушить герметизацию системы охлаждения.
Известна колодка с жидкостным охлаждением [2]. В этой колодке рубашка охлаждения выполнена в виде отдельных полостей, сформированных в теле корпуса из чугуна, а трубопроводы для подвода и отвода жидкости к рубашкам охлаждения крепятся к корпусу колодки фиттинговым соединением.
Недостатком является возможность утечки жидкости из-за ухудшения герметизации в резьбовом соединении подсоединяющей трубки к корпусу и через термические трещины, появляющиеся вследствие высоких температурных градиентов, или трещины, появляющиеся от высоких зажимных усилий во время эксплуатации, и через раковины, образующиеся при отливке. Кроме того, сложно и трудоемко изготовление колодки.
Из известных колодок с жидкостным охлаждением наиболее близкой по технической сущности является колодка с жидкостным охлаждением ленточного тормоза [3]. Колодка состоит из корпуса с пазами, а в пазы установлены зигзагообразные медные трубки, образующие секции, при этом секции последовательно соединены между собой резиновыми трубками.
Недостатком является то, что трубки, установленные в пазы колодки, имеют недостаточную теплопередачу от колодок к трубам жидкостного охлаждения.
Задача, которую решает данное изобретение, заключается в создании дисковой колодки, имеющей:
- надежную герметизацию жидкости в рубашках охлаждения, не зависящую от качества литья, от термических трещин, появляющихся вследствие высоких температурных градиентов, от трещин, появляющихся от высоких зажимных усилий;
- наименьшую толщину дисковой колодки за счет того, что металлические трубки имеют овальную форму, что увеличивает расстояние от поверхности трения до жидкости в рубашках охлаждения, толщина стенки между жидкостью в рубашках охлаждения и тыльной стороной дисковой колодки равна толщине стенки самой металлической трубки;
- высокую теплопередачу от корпуса дисковой колодки в систему охлаждения;
- более простою конструкцию и меньшую трудоемкость изготовления.
Сущность изобретения заключается в том, что дисковая колодка с жидкостным охлаждением, содержащая корпус с выступами, имеющий поверхность трения, тыльную сторону и рубашку охлаждения, которая выполнена в виде, по меньшей мере, одной металлической трубки, установленной внутри колодки концентрично ее оси с тыльной стороны таким образом, что между металлической трубкой и корпусом колодки отсутствует зазор, а концы трубки выступают над тыльной поверхностью дисковой колодки, причем металлическая трубка установлена заподлицо с тыльной стороной колодки и имеет овальное сечение, большая ось которого параллельна поверхности трения.
Отличие данной дисковой колодки с жидкостным охлаждением от известной [3], состоит в том, что рубашка охлаждения выполнена в виде, по меньшей мере, одной металлической трубки, установленной внутри колодки концентрично ее оси с тыльной стороны таким образом, что между металлической трубкой и корпусом колодки отсутствует зазор, а концы трубки выступают над тыльной поверхностью дисковой колодки, причем металлическая трубка установлена заподлицо с тыльной стороной колодки и имеет овальное сечение, большая ось которого параллельна поверхности трения.
Технический результат от использования данного устройства заключается в том, что повышается теплопередача от корпуса колодки в систему охлаждения за счет беззазорной установки металлической трубки в корпус, повышается долговечность и надежность герметизации рубашки охлаждения и упрощается конструкция и трудоемкость изготовления за счет того, что рубашкой охлаждения является металлическая, например стальная, трубка, и дисковая колодка имеет наименьшую толщину за счет того, что металлическая трубка, имеющая овальную форму, установлена вовнутрь заподлицо с тыльной стороны с большей осью сечения параллельно поверхности трения.
На чертеже показана дисковая колодка с жидкостным охлаждением. Дисковая колодка содержит корпус 1 с выступами 2 для фиксации колодок, поверхность трения 3, тыльную сторону 4 и рубашки охлаждения 5.
Колодка работает следующим образом. При торможении дисковую колодку с тыльной стороны 4, привод тормозного механизма (не показан) прижимает поверхность трения 3 к тормозному диску (не показан), а выступами 2 упирается в суппорт тормоза (не показан). Жидкость, протекая по металлическим трубам 5 овального сечения, поглощает тепло дисковой колодки через стенки трубки и отводит в систему охлаждения тормозного механизма.
Использование данной дисковой колодки обеспечивает повышение надежности и долговечности тормозных механизмов транспортных средств.
Источники информации
1. Патент Швейцарии №549167, кл. МКИ F 16 D 65/78, 1974 г.
2. Патент США №4815573, кл. 188-264, 1989 г.
3. А.с.СССР №413308, кл. МКИ F 16 D 65/80, 1974 г.
Класс F16D65/853 с закрытой системой охлаждения