задвижка

Классы МПК:F16K3/02 с плоскими седловыми поверхностями; уплотнения для них 
F16K47/14 с дросселирующим элементом в виде перфорированной пластинки 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):ФГУП ОКБ "ГИДРОПРЕСС" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-07-28
публикация патента:

Задвижка предназначена для защиты внутренних помещений реакторных оболочек АЭС, а также сооружений гражданской обороны от действия ударных волн. Задвижка содержит вертикальный шибер, который в рабочем положении подвешен на упорах над защищаемым проемом и который в верхней части имеет выемки с прорезями, взаимодействующими с упорами, имеющими проточки. Для снижения силы воздействия ударной волны на шибер корпус задвижки выполнен в виде перфорированного листа. При воздействии ударной волны шибер соскальзывает с упоров, его прорези при этом располагаются над проточками упоров, давая возможность шиберу перемещаться вниз под действием силы тяжести до соприкосновения с ограничителями и фиксации в них. Перемещение в исходное состояние шибера осуществляется приводом, состоящим из барабана, роликов и тросов. Изобретение обеспечивает сокращение времени срабатывания, повышение надежности, а также возможность перекрытия больших проемов. 7 ил.

задвижка, патент № 2253064

задвижка, патент № 2253064 задвижка, патент № 2253064 задвижка, патент № 2253064 задвижка, патент № 2253064 задвижка, патент № 2253064 задвижка, патент № 2253064 задвижка, патент № 2253064

Формула изобретения

Задвижка, содержащая корпус, вертикальный шибер с приводом, отличающаяся тем, что вертикальный шибер имеет в верхней части выемки с прорезями для взаимодействия с упорами, причем на упорах в местах прохода через прорези выполнена проточка, а корпус снабжен перфорированным листом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для защиты внутренних помещений реакторных оболочек АЭС, а также сооружений гражданской обороны от действия ударных волн.

Известно противовзрывное устройство УЗС-8 (1), недостатком данной конструкции является неполное использование живого сечения проема воздуховода, которое составляет ~ 54%. При установке большого количества таких устройств, а их в реальных условиях необходимо устанавливать ~30 штук на одной оболочке, получается ослабление защитной оболочки реактора в два раза.

Известна шиберная регулирующая задвижка (2), содержащая корпус с патрубками, вертикальный шибер, управляемый приводом. Недостатками этой задвижки является большая инерционность по времени срабатывания, а также невозможность применения для перекрытия больших объемов.

Наиболее близким техническим решением из известных является шиберная регулирующая задвижка (2), принятая за прототип.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является сокращение времени срабатывания, повышение безопасности, а также возможность применения для защиты больших проемов, например размером 500×500 и более.

Указанный результат достигается тем, что предлагаемая задвижка выполнена в виде корпуса, состоящего из “Г”-образных верхнего и боковых ограничителей, “П”-образных нижних ограничителей и перфорированного листа. В состав задвижки входит также вертикальный шибер, имеющий в верхней части выемки с прорезями для взаимодействия с упорами, причем на упорах в месте прохода через прорези выполнена проточка. Конфигурация выемки представляет собой отверстие с прорезью в сторону наружной кромки вертикального шибера. Ширина прорези выполнена таким образом, чтобы в нее свободно проходил упор в месте проточки. Приводом предлагаемой задвижки являются тросы, которые при помощи роликов и барабана приводят задвижку в рабочее положение, а перекрытие защищаемого проема осуществляется под действием силы тяжести вертикального шибера после воздействия на него ударной волны.

Сущность предлагаемого решения поясняется чертежами, где

на фиг.1 изображена задвижка, продольный разрез и перекрываемый проем;

на фиг.2 изображен главный вид задвижки, сечение А-А;

на фиг.3 изображен вид В, на котором показано, как вертикальный шибер взаимодействует с упором, а также как крепятся тросы привода к вертикальному шиберу;

на фиг.4 изображено сечение Е-Е по задвижке;

на фиг.5 изображено сечение Б-Б по задвижке;

на фиг.6 изображено сечение Г-Г по упору и узлу его взаимодействия с вертикальным шибером;

на фиг.7 изображен вид по стрелке Д на узел взаимодействия упора с вертикальным шибером.

Задвижка включает в себя корпус 1, выполненный в виде верхнего ограничителя 4, боковых ограничителей 5, нижних ограничителей 6 и перфорированного листа 10; вертикальный шибер 2, выполненный в виде металлической пластины с выемками 12 и прорезями 13 в верхней части; упор 3, представляющий собой шпильку с головкой 14 и проточкой 15, привод 11, содержащий тросы 7, ролики 8 и барабан 9.

Расположение вертикального шибера 2 на упорах 3 является его рабочим положением.

Задвижка работает следующим образом.

В первоначальный момент времени воздействие ударной волны воспринимает перфорированный лист 10, который снижает силу воздействия ударной волны на вертикальный шибер 2. Затем воздействие ударной волны воспринимает вертикальный шибер 2, который соскальзывает с головки 14 упора 3, упирается в плоскости боковых ограничителей 5, при этом прорези вертикального шибера 2 располагаются над проточками 15 упоров 3, что дает возможность вертикальному шиберу 2 свободно перемещаться вниз. Далее под воздействием силы тяжести вертикальный шибер 2 перемещается вниз, перекрывает защищаемый проем и фиксируется в нижних ограничителях 6.

После прохождения ударной волны вертикальный шибер 2 возвращается в рабочее положение при помощи привода 11.

Источники информации

1. Противовзрывное устройство УЗС-8. Справочник по внутреннему инженерно-техническому оборудованию, приборам и инвентарю защитных сооружений гражданской обороны. М., 1985.

2. Гуревич Д.Ф. и др. “Арматура атомных электростанций”, М.: Энергоиздат, 1982, стр.138, рис.3.41 шиберная регулирующая задвижка 810-50-PбН.

Класс F16K3/02 с плоскими седловыми поверхностями; уплотнения для них 

узел затвора клиновой задвижки -  патент 2518704 (10.06.2014)
износостойкий запорный узел "игр" -  патент 2516758 (20.05.2014)
дроссельно-регулирующее устройство -  патент 2514328 (27.04.2014)
запорный клапан с невыдвижным шпинделем -  патент 2510475 (27.03.2014)
запорно-регулирующая задвижка -  патент 2502908 (27.12.2013)
регулирующее устройство -  патент 2498137 (10.11.2013)
средства управления задвижкой с невыдвижным шпинделем и электроприводом -  патент 2489630 (10.08.2013)
задвижка запорная -  патент 2470209 (20.12.2012)
клапан -  патент 2468271 (27.11.2012)
клапан регулирующий шиберный -  патент 2466318 (10.11.2012)

Класс F16K47/14 с дросселирующим элементом в виде перфорированной пластинки 

Наверх