линейный измеритель

Классы МПК:G01B3/14 профильные калибры (лекала), шаблоны для проверки контуров 
G01B5/14 для измерения расстояния или зазора между разнесенными предметами или отверстиями
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное унитарное предприятие Центр внедрения новой техники и технологий "ТРАНСПОРТ" (RU),
Должиков Сергей Николаевич (RU),
Соловьев Юрий Васильевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-01-08
публикация патента:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля рабочих поверхностей колесно-буксовых узлов железнодорожного подвижного состава. Сущность: линейный измеритель содержит параллельные штоки 1, поперечную балку 2 с закрепленньм в средней части указателем 5 и внутренние пары 3, средние пары 7 и крайние пары 8 измерительных кареток. Внутренние пары измерительных кареток размещены с возможностью перемещения на концах балки. Кроме того, измеритель содержит две опоры 12, закрепленные на балке симметрично указателю, поверхности которых параллельны оси балки, и две консоли 11, закрепленные к штокам параллельно оси балки, на каждой из которых размещены с возможностью средняя измерительная каретка 7 и крайняя измерительная каретка 8. При этом, штоки установлены во внутренних измерительных каретках с возможностью перемещения и фиксации в плоскости, общей с указателем, а контактные стержни 9 и 10 выполнены с измерительными элементами, расположенными со стороны контролируемой поверхности. Технический результат: упрощение конструкции и расширение функциональных конструкций. 1 ил.

линейный измеритель, патент № 2253085

линейный измеритель, патент № 2253085

Формула изобретения

Линейный измеритель, содержащий параллельные штоки, поперечную балку с закрепленным в средней части указателем, внутренние средние и крайние пары измерительных кареток, внутренние из которых размещены с возможностью перемещения на концах балки, отличающийся тем, что он дополнен двумя опорами, закрепленными на балке симметрично указателю, поверхности которых параллельны оси балки, и двумя консолями, закрепленными к штокам параллельно оси балки, на каждой из которых размещены с возможностью перемещения средняя и крайняя измерительные каретки, причем штоки установлены во внутренних измерительных каретках с возможностью перемещения и фиксации в плоскости, общей с указателем.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля рабочих поверхностей железнодорожных колесно-буксовых узлов подвижного состава.

Известен штангенциркуль по А.С. СССР №879257, G 01 В 3/20, содержащий штангу со шкалой и размещенные на ней с возможностью перемещения две рамки с нониусом и измерительными губками.

Наиболее близким по назначению и техническому решению является стенд для измерения элементов колесной пары по А.С. СССР №151695, G 01 В 3/14, снабженный печатающим устройством и выполненный в виде рамы с роликами, поддерживающими колесную пару, и с установленными на раме стойками, по которым перемещается поперечная балка, несущая измерительные головки с электроконтактными датчиками.

Стенд такой конструкции автоматизирует процесс измерения и записи результатов. Недостатком является его конструктивная сложность и ограниченное применение. Наличие роликов, пневмоцилиндров, противовесов требует организации стационарного рабочего места, дополнительных затрат на его обслуживание, кроме того, стенд не предназначен для контроля колесной пары в сборе с буксами.

Целью создания изобретения является упрощение конструкции и расширение функциональных возможностей инструмента.

Поставленная цель достигается тем, что линейный измеритель выполнен с параллельными штоками, расположенными на концах поперечной балки и установленными подвижно во внутренних измерительных каретках с возможностью перемещения и фиксации в плоскости, общей с указателем, и дополнен двумя опорами и двумя консолями. При этом обе опоры закреплены на поперечной балке, имеют параллельные оси балки поверхности и размещены симметрично относительно указателя середины оси, а обе консоли закреплены к штокам параллельно оси балки и на каждой консоли размещены с возможностью перемещения средняя и крайняя измерительные каретки, контактные стержни которых выполнены с измерительными элементами, расположенными со стороны контролируемой поверхности.

Изобретение поясняется чертежом, на котором изображена симметричная половина линейного измерителя.

Линейный измеритель содержит параллельные штоки 1, поперечную балку 2, несущую внутренние измерительные каретки 3 с фиксатором 4, и закрепленный в средней части указатель 5 с конусом 6. Внутренние измерительные каретки размещены с возможностью перемещения на концах балки, а средние 7 и крайние 8 измерительные каретки выполнены с контактными стержнями 9 и 10 и размещены с возможностью перемещения на консолях 11, закрепленных к штокам параллельно оси балки. Кроме того, на поперечной балке закреплены две опоры 12, размещенные симметрично относительно указателя, и имеющие параллельные оси балки поверхности, а штоки установлены во внутренних измерительных каретках с возможностью перемещения и фиксации в плоскости, общей с указателем, при этом контактные стержни 9 и 10 выполнены с измерительными элементами, расположенными со стороны контролируемой поверхности.

Измерение линейных размеров колесно-буксового узла осуществляются следующим образом.

Конус 6 указателя 5 устанавливают поворотом оси колесной пары на ее середину в точку, отмеченную керном, совмещая при этом поверхности опор 12 с гребнями бандажей.

Для измерения размера от центра оси до поводков буксового узла вначале поворачивают поводки букс в контролируемое положение, а затем перемещают поочередно измерительные каретки 7 по консолям 11 до упора контактных стержней 9 с рабочими гранями поводков букс.

Для определения расстояния от середины оси до других посадочных поверхностей колесно-буксового узла, например до внутренних граней бандажей, до наружных торцов оси, до лабиринтных колец буксовых узлов, измерения производят аналогично с применением измерительных кареток 7 и 8, совмещая при этом измерительные элементы контактных стержней 9 и 10 с контролируемыми поверхностями.

Размеры от середины оси до контролируемых поверхностей определяют по показаниям нониусов, точность сборки узла определяют по разнице полученных измерений и их соответствию номинальным значениям.

Предложенный линейный измеритель испытан в производственных условиях.

Испытания показали, что он обеспечивает точность измерений и возможность производить одним инструментом контроль четырех основных показателей симметричности сборки колесно-буксового узла относительно середины оси колесной пары, позволяет обеспечить в дальнейшем точную центровку контролируемого узла относительно железнодорожного полотна.

Предложенный линейный измеритель отличается простотой конструкции, не требует стационарного рабочего места для контроля, позволяет быстро производить соответствующие контрольные операции, отличается универсальностью и удобен для контроля в любом положении колесно-буксового узла.

Линейный измеритель позволяет предотвратить преждевременный износ рабочих поверхностей колесных пар и буксовых узлов и выход их из строя, и обеспечивает безопасность эксплуатации подвижного состава на железных дорогах.

Класс G01B3/14 профильные калибры (лекала), шаблоны для проверки контуров 

способ измерения размеров фасок (варианты) -  патент 2419761 (27.05.2011)
способ изготовления шаблонов -  патент 2402746 (27.10.2010)
способ контроля шаблонов -  патент 2394205 (10.07.2010)
способ контактного определения качества притирки конусных поверхностей в системе "вал - отверстие" -  патент 2307313 (27.09.2007)
устройство для контроля геометрических параметров деталей -  патент 2187068 (10.08.2002)
поверочный угольник -  патент 2104475 (10.02.1998)
приспособление для контроля геометрии изделия -  патент 2097681 (27.11.1997)
шаблон для контроля заточки сверл -  патент 2035685 (20.05.1995)
шаблон в.г.демчука для измерения геометрических размеров сварных швов соединений -  патент 2032140 (27.03.1995)
устройство для контроля геометрических параметров деталей -  патент 2023975 (30.11.1994)

Класс G01B5/14 для измерения расстояния или зазора между разнесенными предметами или отверстиями

устройство для измерения отклонений расположения плоскостей относительно центра наружной сферической поверхности -  патент 2460035 (27.08.2012)
приспособление для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта -  патент 2457094 (27.07.2012)
приспособление для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта -  патент 2457093 (27.07.2012)
приспособление для контроля и измерения линейных размеров -  патент 2418263 (10.05.2011)
устройство для измерения отклонения взаимного расположения паза и оси отверстия -  патент 2406969 (20.12.2010)
способ контроля разности размеров от плоскости установки фрикционной планки до внутренней плоскости наружной челюсти боковой рамы тележек 18-100 и 18-578 и устройство для осуществления этого способа -  патент 2330235 (27.07.2008)
устройство для измерения пути движения насадков раздвижного сопла ракетного двигателя -  патент 2324144 (10.05.2008)
способ обеспечения нормированного зазора в упругокатковых скользунах при ремонте грузовых вагонов с тележками модели 18-578 и устройство для осуществления этого способа -  патент 2316724 (10.02.2008)
индикаторное устройство для измерения внутренних размеров сложнопрофильных полостей различных изделий -  патент 2300076 (27.05.2007)
миниметрическое измерительное устройство для определения величины и конусности зазоров прецизионных элементов -  патент 2270414 (20.02.2006)
Наверх