способ обучения
Классы МПК: | G09B25/00 Прочие модели и макеты, не отнесенные к группе 23/00, например приборы для демонстрации в натуральную величину |
Автор(ы): | Поляков Ю.П. (RU), Ковшевацкий В.Б. (RU) |
Патентообладатель(и): | Новочеркасская государственная мелиоративная академия (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-03-05 публикация патента:
27.06.2005 |
Способ предназначен для использования при обучении студентов строительных, гидромелиоративных, природоохранных специальностей с применением демонстрационных средств и позволяет обеспечить возможность получения наглядного представления об организации и технологии производства работ при строительстве земляных сооружений, ускорить процесс закрепления знаний. При обучении используют макетный ящик с песком и модели землеройной, землеройно-транспортной и грузоподъемной техники. На песке формируют земляные сооружения в масштабе, соответствующем масштабу землеройной техники. Демонстрируют производственный процесс с местами стоянки и путями перемещения моделей техники. Для формирования на песке макетного ящика земляных сооружений используют вспомогательные измерительные и строительные инструменты. В качестве землеройной, землеройно-транспортной и грузоподъемной техники используют модели бульдозера, скрепера, экскаватора, подъемного крана. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Способ обучения, заключающийся в использовании макетного ящика и моделей грузоподъемной техники, отличающийся тем, что используют макетный ящик с песком и модели землеройной, землеройно-транспортной техники, формируют на песке земляные сооружения в масштабе, соответствующем масштабу моделей землеройной техники, и демонстрируют производственный процесс с местами стоянки и путями перемещения моделей техники.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что для формирования на песке макетного ящика земляных сооружений используют вспомогательные измерительные и строительные инструменты.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве землеройной, землеройно-транспортной и грузоподъемной техники используют модели бульдозера, скрепера, экскаватора, подъемного крана.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к строительству и касается приемов и средств обучения.
Известен способ обучения строительному делу, заключающийся в использовании макетного ящика и моделей грузоподъемной техники (А.С. №200913, кл. G 09 B 19/24, 1967). Однако данный способ не может быть применен для развития навыков организации и производства работ при строительстве земляных сооружений.
Предлагаемый способ может быть использован для обучения студентов, осваивающих строительные, природоохранные, гидромелиоративные специальности.
Техническим результатом, достигаемым настоящим изобретением, является развитие навыков организации и производства работ при строительстве земляных сооружений.
Данный технический результат достигается тем, что в способе обучения, заключающемся в использовании макетного ящика и моделей грузоподъемной техники, согласно изобретению используют макетный ящик с песком и модели землеройной и землеройно-транспортной техники, формируют на песке земляные сооружения в масштабе, соответствующем масштабу моделей землеройной техники, и демонстрируют производственный процесс с местами стоянки и путями перемещения моделей техники. Кроме того, для формирования на песке макетного ящика земляных сооружений используют вспомогательные измерительные и строительные инструменты, а в качестве землеройной, землеройно-транспортной и грузоподъемной техники используют модели бульдозера, скрепера, экскаватора, подъемного крана.
Преподаватель в начале занятий излагает порядок производства работ, характеристики технических средств и выдает задание студентам на проверку возможности осуществления работ.
Студенты, пользуясь измерительными инструментами, измеряют модели и, сравнив с натуральными параметрами, определяют масштаб моделирования. Следующим этапом располагают модель в макетном ящике и, пользуясь строительными инструментами, в песке формируют в вычисленном масштабе земляные сооружения, показывают схемы производства работ, места стоянки и пути перемещения моделей техники.
В качестве землеройной техники используют модели бульдозера, скрепера, экскаватора, подъемного крана.
Целесообразно, чтобы преподаватель разбил группу студентов на звенья соответственно числу имеющихся на занятии моделей, причем состав звена с целью лучшего усвоения материала формируется из 4-6 человек. После выполнения задания и проверки преподавателем звенья обмениваются моделями машин и получают новое задание.
Многолетней практикой установлено, это занятие по предложенному способу обеспечивает возможность получения наглядного представления об организации и технологии производства работ при строительстве земляных сооружений, повышает заинтересованность студентов, носит игровой характер. Занятие по способу согласно изобретению способствует развитию навыков организации и производства работ при строительстве земляных сооружений.
На фиг.1 представлено демонстрационное средство - макетный ящик с песком с выемкой, отвалом грунта и намеченным путем движения землеройной машины.
На фиг.2 изображено демонстрационное средство - модель экскаватора, производство выемки, отвал грунта.
На фиг.3 представлено демонстрационное средство - модель скрепера и процесс производства работ по срезке грунта.
Ниже приведены примеры реализации изобретения.
Пример 1.
В начале занятий преподаватель разбивает на звенья группу обучающихся, излагает порядок производства работ и выдает задание каждому звену.
Звено обучающихся с помощью измерительных инструментов измеряет параметры модели землеройной техники, например экскаватора. По величине землеройных параметров модели и натуральных знаний этих параметров определяют масштаб модели и соответствующий ей масштаб земляного сооружения.
В макетном ящике намечается ось движения и устанавливается модель экскаватора. В вычисленном масштабе с помощью строительных инструментов обучающиеся намечают радиус резания - Rp , радиус выгрузки - Rв и отрывают макет выемки (фиг.1-2), насыпают отвал грунта высотой - H0. На макете показывают проектную глубину - Н выемки, ширину выемки по дну - b, величину заложения откосов - m, высоту отвала - H0, показывают на макете расчетную высоту выгрузки (поднятие ковша) - H в.
Пример 2.
Преподаватель выдает задание на производство скреперных работ.
Звено обучающихся производит замеры модели скрепера и, сравнив их с натуральными размерами, определяет масштаб моделирования.
Расположив модель скрепера в макетном ящике, студенты показывают процесс скреперных работ. Показывают длину набора грунта - lн (фиг.3); ширину полосы набора грунта - bн, толщину срезаемого слоя - h, длину скрепера и трактора - lcк.+lm , радиус поворота - Rn.
Такая форма обучения обеспечивает быстрое и качественное практическое закрепление теоретического материала.
Класс G09B25/00 Прочие модели и макеты, не отнесенные к группе 23/00, например приборы для демонстрации в натуральную величину