способ обучения ребенка чтению
Классы МПК: | G09B17/00 Обучение чтению G09B19/00 Средства обучения, не отнесенные к другим группам этого подкласса |
Автор(ы): | Кушнир А.М. (RU) |
Патентообладатель(и): | Кушнир Алексей Михайлович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-12-30 публикация патента:
10.07.2005 |
Изобретение относится к обучению и касается приемов по обучению чтению дошкольников, предупреждения и коррекции логопедических нарушений. Способ обеспечивает повышение эффективности обучения, предупреждение и коррекцию расстройств речевых процессов, формирование навыков образного восприятия. Способ включает обучение буквам и звукам, вырабатывает навыки складывания слов с помощью звуковых и зрительных демонстрационных приспособлений. Способ включает несколько этапов. На первом этапе используют только звуковые приспособления для свободного понимания звучащей информации, на втором - звуковые и зрительные приспособления используют в паре с тождественной информацией, при этом информация отслеживается указывающим средством обучающим. На третьем и последующих этапах информация отслеживается ребенком при помощи обучающего, а затем самим ребенком самостоятельно с постепенным увеличением скорости представляемого текста. Тексты из художественной литературы используются с постепенным усложнением по содержанию и сюжету. 1 з.п. ф-лы.
Формула изобретения
1. Способ обучения ребенка чтению, состоящий из нескольких этапов и включающий обучение буквам и звукам, навыкам складывания простых слов с представлением ребенку зрительных и звуковых демонстрационных приспособлений, отличающийся тем, что на первом из этапов используют звуковые приспособления для приобретения навыка свободного понимания звучащей информации, на втором этапе звуковые приспособления используют в паре со зрительными, имеющими тождественную информацию, при этом обучающий указывающим средством отслеживает изображенную информацию синхронно ее звучанию для приобретения ребенком навыка зрительного отслеживания звучащего текста за указывающим средством обучающего, на третьем и последующих этапах при той же паре демонстрационных средств указывающее средство, удерживаемое ребенком, принудительно перемещается обучающим, а затем самостоятельно перемещается ребенком для приобретения навыка самостоятельного зрительного отслеживания изображенной информации синхронно звучащему тексту со скоростью 40-50 слов в минуту с постоянным увеличением скорости до 150 - 160 слов в минуту, после чего переходят к самостоятельному чтению изображенного текста.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве изображаемых и звучащих текстов демонстрационных приспособлений используются тексты из художественной литературы, постепенно усложняемые по содержанию и сюжету.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к обучению и качается приемов по обучению чтению дошкольников, предупреждению и коррекции логопедических нарушений.
Известен способ обучения чтению, предусматривающий использование зрительных демонстрационных приспособлений - патент РФ № 2171502, G 09 В 17/00, опубл. 27.07.2001 г.
Однако эффективность данного известного способа недостаточно высокая, что вызвано использованием только зрительных демонстрационных приспособлений.
Процесс обучения ребенка чтению - очень сложный процесс. Из-за применения неэффективных приемов обучения и их сочетания возможно развитие потери интереса ребенка к процессу чтения. Ограниченные возможности применяемых неэффективных технологий не способствуют развитию образного мышления ребенка, образному восприятию им прочитанного. Такое обучение не способствует предупреждению и коррекции логопедических нарушений у ребенка.
Известен способ обучения ребенка чтению, предупреждения и коррекции расстройств речевых процессов, включающий обучение буквам и звукам, навыкам складывания простых слов с представлением ребенку зрительных и звуковых демонстрационных приспособлений (Патент РФ № 22006923, G 09 В 17/00, опубл. 20.06.2003 г).
Однако эффективность обучения дошкольников чтению данным известным способом, а также эффективность предупреждения и коррекции логопедических нарушений у обучаемых детей недостаточно высоки.
Техническим результатом, достигаемым настоящим изобретением, является повышение эффективности обучения детей чтению, повышение эффективности предупреждения и коррекции расстройств речевых процессов, повышение интереса ребенка к процессу обучения, формирование у него навыка образного восприятия прочитанного - навыков эйдетического (образного) чтения.
Указанный технический результат достигается тем, что способ обучения ребенка чтению и коррекции расстройств речевых процессов, включающий обучение буквам и звукам, навыкам складывания простых слов с представлением ребенку зрительных и звуковых демонстрационных приспособлений, состоит из нескольких этапов, на первом из которых используют звуковые приспособления для приобретения навыка свободного понимания звучащей информации, на втором звуковые приспособления используют в паре со зрительными, имеющими тождественную информацию, при этом обучающий указывающим средством отслеживает изображенную информацию синхронно ее звучанию для приобретения ребенком навыка зрительного отслеживания звучащего текста за указывающим средством обучающего, на третьем и последующих этапах при той же паре демонстрационных средств осуществляется приобретение навыка зрительного отслеживания за указывающим средством, удерживаемым ребенком, но принудительно перемещаемым обучающим, навыка самостоятельного зрительного отслеживания указывающим средством изображенной информации синхронно звучащему тексту со скоростью 40-50 слов в минуту с постоянным увеличением скорости до 150-160 слов в минуту, после чего переходят к самостоятельному чтению изображенного текста.
Целесообразно в качестве изображаемых и звучащих текстов демонстрационных приспособлений использовать тексты из художественной литературы, постепенно усложняемые по содержанию и сюжету.
Длительный поиск оптимальных приемов обучения дошкольников навыку чтения показал, что можно отказаться от традиционного прочтения ребенком сначала слогов, затем простых, порой не понятных ему слов, а затем нелепых фраз типа “Мама мыла раму”, “Мила мала”. “Мы - не рабы, рабы - не мы”. Такая технология обучения ребенка чтению приводит к потере его интереса к процессу обучения. Ребенок скучает, у него не формируется желание снова и снова читать.
Собственные наблюдения показали возможность и целесообразность отказа от чтения ребенком неинтересных слогов, слов, предложений. Такое традиционное обучение чтению не только не развивает интереса к этому процессу, но и не способствует образному восприятию прочитанного. Оказалось возможным и эффективным применение приема “погружения” ребенка в процессе обучения его чтению в мир красивой художественной образной речи.
Способом согласно изобретению рекомендуется сначала сформировать у ребенка навык свободного понимания звучащей информации в виде красивых сказок и интересных рассказов. Затем ребенку предлагается слушать звучащий текст с интересным для него содержанием и при этом наблюдать, как обучающий указывающим средством отслеживает в напечатанном этом же тексте каждое звучащее слово. Регулярное проведение таких занятий формирует у ребенка навык самостоятельного зрительного отслеживания каждого слова звучащего текста за указывающим средством обучающего. После закрепления этого навыка при звучащем тексте указывающее средство размещают в руке ребенка и формируют у него навык отслеживания этим средством слов звучащего текста при принудительном перемещении указывающего средства рукой обучающего. После приобретения ребенком навыка самостоятельного отслеживания напечатанных слов звучащего текста рекомендуется закрепить этот навык, не прибегая к принудительному перемещению удерживаемого рукой ребенка указывающего средства. Когда этот навык сформирован, темп звучания и темп отслеживания ребенком напечатанных слов текста постепенно повышают вплоть до 150-160 слов в минуту, после чего ребенок свободно переходит к самостоятельному тексту. Важно, что весь процесс обучения чтению происходит без чтения вслух, что не формирует у ребенка необходимость излишней артикуляции. Весь процесс обучения чтению происходит без использования текстов, которые не интересны ребенку. Красивые художественные тексты формируют у ребенка навыки эйдетического (образного) чтения. Ребенок привыкает воображать картины того, что он читает. Это формирует человека, умеющего замечать и оценивать красивое, замечать и отвергать дурное, некрасивое и недостойное.
Ниже приведены примеры, иллюстрирующие изобретение.
Пример 1. Приступив к обучению четырехлетнего ребенка буквам, звукам и складыванию простых слов, одновременно приступили к формированию у него навыка свободного понимания звучащей информации. Для этого ребенку регулярно читали сказки или он слушал аудиозаписи сказок. Звучащие сказки - это первые звуковые демонстрационные приспособления, предъявляемые ребенку. Постепенно при звучащем тексте сказки ребенку демонстрировали ее текст в книге (предъявляли зрительное демонстрационное средство). Сначала ребенок слушал сказку и рассматривал картинки в книге. Взрослый периодически изредка, взяв в руку указывающее средство (например, карандаш) во время звучания текста сказки отслеживал слова этой сказки в книге указывающим средством. Взрослый прибегал к этому приему все чаще и чаще. Ребенок постепенно привык к этому и стал понимать, что между звучащим рассказом (звуковым демонстрационным приспособлением) и книгой (зрительным демонстрационным приспособлением) имеется связь. Его глаза стали постепенно привыкать к отслеживанию перемещения указывающего средства, удерживаемого в руке взрослого, он постепенно начал связывать звучащие слова и отслеживаемые напечатанные слова. Постепенно ребенок приобрел устойчивый навык зрительного отслеживания звучащего текста за указывающим средством обучающего. Затем обучающий вложил свое указывающее средство в руку ребенка. Ребенок еще не мог самостоятельно отслеживать напечатанные слова в зрительном демонстрационном средстве синхронно звучанию слов звукового демонстрационного средства. Обучающий стал использовать прием принудительного перемещения удерживаемого рукой ребенка указывающего средства синхронно звучанию слов звукового демонстрационного текста. Такой прием использовался до тех пор, пока рука ребенка с указывающим средством не обрела самостоятельный навык перемещения по напечатанному тексту синхронно его звучанию. Отпала необходимость принудительного перемещения указывающего средства в руках ребенка по напечатанному тексту. После этого ребенку предложили самостоятельно отслеживать слова напечатанного текста в зрительном демонстрационном приспособлении (в книге) синхронно звучанию слов этого же текста в звуковом демонстрационном приспособлении. Ребенок не сразу приобрел навык синхронного отслеживания напечатанных слов, но постепенно он выполнял отслеживание все правильнее и правильнее. При приобретении устойчивого навыка самостоятельного отслеживания слов напечатанного текста синхронно звучанию этого текста скорость звучания текста составляла 40-50 слов в минуту. Затем ребенку начали предъявлять звучащее демонстрационное средство, скорость звучания которого постепенно повышалась, и продолжали такие занятия до достижения скорости звучания, составляющей 150-160 слов в минуту. Достигнув такой скорости синхронного отслеживания звучащих слов в книге, ребенок свободно перешел к самостоятельному чтению.
Интерес к процессу обучения чтению у ребенка не снижался в течение всего периода обучения. Ему предъявляли звуковые и зрительные демонстрационные приспособления с интересными для него текстами из художественной литературы, постепенно усложняя их по содержанию и сюжету. Ребенок приобрел устойчивый навык образного чтения. Читая, он легко воображал прочитанное. Информация воспринималась им в цвете, в объеме, в движении, сопровождалась эмоциональной окраской.
Пример 2. По методике примера 1 обучали группу детей из 20 человек с выявленными логопедическими нарушениями. Регулярные занятия проводили в течение двух лет. После завершения курса обучения все дети группы свободно самостоятельно читали и не проявляли те признаки логопедических нарушений, которые были выявлены у них до проведения занятий.
Таким образом, способ согласно изобретению повышает эффективность обучения детей чтению, формирует у них навыки образного восприятия прочитанного, предупреждает развитие расстройств речевых процессов, обеспечивает коррекцию логопедических нарушений.
Класс G09B17/00 Обучение чтению
Класс G09B19/00 Средства обучения, не отнесенные к другим группам этого подкласса