сверхпроводниковая синхронная электрическая машина

Классы МПК:H02K55/00 Электрические машины с обмотками, работающими при криогенных (сверхнизких) температурах
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Московский авиационный институт (государственный технический университет) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-07-17
публикация патента:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим машинам, и может быть использовано в электроэнергетических установках и системах электропривода. Машина содержит статор, на котором размещены распределенная якорная обмотка с лобовыми частями, закрепленная на несущем изоляционном цилиндре, наружный цилиндрический ферромагнитный экран, защищающий внешнее пространство от магнитного поля машины, боковые магнитнонепроницаемые дискообразные экраны, внешний корпус и ротор, который установлен на валу, закрепленном в подшипниках, и состоит из однополярных относительно якорной обмотки магнитных полюсов на основе сверхпроводников, отделенных от якоря рабочим зазором, друг от друга - немагнитными межполюсными промежутками и от боковых экранов - аксиальными зазорами. Полюсы закреплены на втулке и охвачены цилиндром, выполняющим функции прочностного бандажа и демпферной обмотки, размещены в криостате и имеют ширину, равную ширине межполюсных промежутков, при этом значения магнитной индукции над полюсами и в наружной части межполюсных промежутков будут одинаковыми по модулю, но противоположными по направлению, т.е. магнитное поле - биполярное. Технический результат - увеличение электромагнитного момента и частоты тока в якорной обмотке за счет увеличения числа полюсов. 2 ил.

сверхпроводниковая синхронная электрическая машина, патент № 2256280

сверхпроводниковая синхронная электрическая машина, патент № 2256280 сверхпроводниковая синхронная электрическая машина, патент № 2256280

Формула изобретения

Сверхпроводниковая синхронная электрическая машина, содержащая статор с якорной обмоткой и наружным цилиндрическим ферромагнитным экраном и ротор с магнитными полюсами, отделенными от якорной обмотки рабочим зазором и друг от друга - немагнитными межполюсными промежутками, отличающаяся тем, что магнитные полюсы, обращенные к якорной обмотке, выполнены с одинаковой полярностью, при этом машина снабжена магнитно непроницаемыми боковыми дискообразными экранами, размещенными напротив торцов полюсов и отделенными от них аксиальными зазорами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим машинам, и может быть использовано в электроэнергетических установках и системах электропривода.

Известны машины со сверхпроводниковыми обмотками, обеспечивающие уменьшение удельной массы (кг/кВА) в десятки раз по сравнению с обычными машинами [1].

Наиболее близким к данному изобретению является сверхпроводниковая синхронная электрическая машина, содержащая статор с якорной обмоткой и наружным цилиндрическим ферромагнитным экраном и ротор с магнитными полюсами, отделенными от якорной обмотки рабочим зазором и друг от друга - немагнитными межполюсными промежутками, [2] - прототип.

В отличие от заявляемого изобретения у прототипа полюсы ротора, обращенные к якорной обмотке, выполнены с разной полярностью, последовательно чередующейся от полюса к полюсу. Прототип имеет высокую удельную массу, низкие значения электромагнитного момента и частоты тока в якорной обмотке, что приводит к большому объему машины и связанного с ней оборудования, а также к ограничению функциональных возможностей машины - в плане регулирования, быстродействия и т.п. Причиной перечисленных недостатков прототипа является наличие немагнитных межполюсных промежутков, разделяющих магнитные полюсы разной полярности. В этих промежутках, во-первых, практически не используются проводники якорной обмотки, так как создаваемые в них ЭДС и электромагнитные силы малы вследствие малой магнитной индукции; во-вторых, в промежутках замыкаются неиспользуемые магнитные потоки рассеяния. Кроме того, значительные потоки рассеяния замыкаются в наружных торцевых зонах индуктора между разнополярными полюсами, примыкающих к межполюсным промежуткам. Таким образом, наличие межполюсных промежутков вызывает неполное использование проводников якорной обмотки и магнитного потока, что и приводит к повышенной массе машины.

Кроме того, наличие межполюсных промежутков уменьшает допустимое число полюсов в заданном объеме индуктора и, соответственно, частоты тока в якорной обмотке. Количественно роль межполюсных промежутков характеризуется коэффициентом полюсного перекрытия сверхпроводниковая синхронная электрическая машина, патент № 2256280=b П/сверхпроводниковая синхронная электрическая машина, патент № 2256280, где bП - тангенциальная ширина полюса, сверхпроводниковая синхронная электрическая машина, патент № 2256280 - полюсное деление. В известных синхронных машинах сверхпроводниковая синхронная электрическая машина, патент № 2256280сверхпроводниковая синхронная электрическая машина, патент № 22562800,5-0,7. Коэффициент сверхпроводниковая синхронная электрическая машина, патент № 2256280 входит в расчетные соотношения типа уравнения Арнольда для всех электрических машин и непосредственно определяет объем и массу машины [2].

Целью изобретения является снижение массы машины, увеличение электромагнитного момента и частоты тока в якорной обмотке за счет увеличения числа полюсов. Последнее обеспечивает расширение функциональных возможностей машины (регулирования, быстродействия и т.п.), а также снижает массу активных элементов не только машины, но и связанного с ней оборудования - трансформаторов, регуляторов, фильтров, коммутаторов и др.

Цель достигается тем, что в сверхпроводниковой синхронной электрической машине, содержащей статор с якорной обмоткой и наружным цилиндрическим ферромагнитным экраном и ротор с магнитными полюсами, отделенными от якорной обмотки рабочим зазором и друг от друга - немагнитными межполюсными промежутками, магнитные полюсы, обращенные к якорной обмотке, выполнены с одинаковой полярностью, при этом машина снабжена магнитно непроницаемыми дискообразными экранами, размещенными напротив торцов полюсов и отделенными от них аксиальными зазорами.

На фиг.1 показан продольный разрез сверхпроводниковой синхронной машины, на фиг.2 - ее поперечное сечение.

Машина содержит неподвижную часть - статор 1 и вращающуюся часть - ротор 2. Ротор 2 устанавливается внутри статора 1 соосно с ним. На статоре 1 размещены распределенная якорная обмотка 3 с лобовыми частями 4, закрепленная на несущем изоляционном цилиндре 5; наружный цилиндрический ферромагнитный экран 6, охватывающий статор и защищающий внешнее пространство от магнитного поля машины; боковые магнитно непроницаемые дискообразные экраны 7 и 8; внешний корпус 9. Ротор 2 содержит однополярные относительно якорной обмотки 3 магнитные полюсы 10 на основе сверхпроводников, отделенные от якоря рабочим зазором 11, друг от друга - немагнитными межполюсными промежутками 12 и от боковых экранов 7 и 8, размещенных напротив торцов полюсов 10 - аксиальными зазорами 13 и 14. Внутренние объемы полюсов 10 на фиг.1 и 2 условно обозначены точечным покрытием, которое соответствует объемным керамическим сверхпроводниковым модулям (криомагнитам) или сверхпроводниковым катушкам.

При использовании высокотемпературных сверхпроводников криомагниты выполняются на основе керамик типа Y-Cu-Ba-0 [3] и их наружные поверхности, обращенные к якорной обмотке 3, имеют одинаковую полярность. При использовании низкотемпературных сверхпроводников полюсы 10 содержат сверхпроводниковые катушки с одинаковым направлением намотки на всех полюсах для обеспечения их одинаковой полярности. Полюсы 10 закреплены на втулке 15 и охвачены цилиндром 16, выполняющим функции прочностного бандажа и демпферной обмотки, повышающей устойчивость работы синхронной машины.

Ротор 2 установлен на валу 17, закрепленном в подшипниках и боковых щитах (на фиг.1 и 2 не показаны) и имеет возможность вращаться, сохраняя соосное положение по отношению к статору 1. Полюсы 10 размещены в криостате, конструкция которого зависит от уровня рабочей температуры. При использовании низкотемпературных сверхпроводников гелиевый криостат размещен на роторе (на фиг.1 и 2 не показан) [2]. При использовании высокотемпературных сверхпроводников отдельный криостат на роторе не требуется и вся внутренняя полость машины заполняется хладагентом [3] (например, жидким азотом).

Магнитно непроницаемые боковые дискообразные экраны 7 и 8 могут быть диамагнитными или электродинамическими. Диамагнитные экраны с нулевой магнитной проницаемостью изготавливаются из сверхпроводников 1-го или 2-го рода [4] и могут закрепляться как на статоре 1, так и на роторе 2. Электродинамические экраны изготавливаются из обычных проводников (Си, А1 и др.) и закрепляются на статоре 1. При относительном движении статора 1 и ротора 2 с полюсами 10 в экране 7 и 8 наводятся вихревые токи, препятствующие проникновению магнитного поля. Толщина экрана должна превышать расчетное значение глубины скин-слоя [2]. При выполнении машины с большим отношением рабочей длины к диаметру активной зоны (сверхпроводниковая синхронная электрическая машина, патент № 2256280=l/Dсверхпроводниковая синхронная электрическая машина, патент № 22562802) боковые дискообразные экраны 7 и 8 могут отсутствовать.

Машина может быть выполнена как в цилиндрическом (вращающемся) исполнении, так и в линейном и торцевом исполнениях. Возможна обращенная конструкция с обмоткой якоря 3 на роторе 2 и магнитными полюсами 10 на статоре 1.

Принципы работы машины такие же, как у синхронных машин традиционного исполнения. В генераторном режиме за счет вращения ротора 2 внешним приводом и движения магнитных полюсов 10 наводится рабочая ЭДС в неподвижной якорной обмотке 3, которая создает переменный ток в электрических нагрузках, подключенных к генератору. В двигательном режиме переменный ток подводится из сети (или от автономного источника) к трехфазной или многофазной якорной обмотке 3, благодаря чему создается вращающееся магнитное поле. Его полюсы притягивают противоположные полюсы 10 ротора 2, что создает вращающий момент, приводящий в движение ротор с механической нагрузкой.

Положительный эффект указанной совокупности отличительных признаков заявляемого изобретения заключается в том, что по сравнению с прототипом в предложенной машине отсутствуют неиспользуемые межполюсные промежутки, так как в пространстве между конструктивно выраженными однополярными полюсами 10 возникает магнитное поле обратного направления благодаря неразрывности линий магнитной индукции согласно уравнению Максвелла div сверхпроводниковая синхронная электрическая машина, патент № 2256280 Все магнитные линии, исходящие из наружных частей полюсов, возвращаются обратно на их внутренние части по единственному пути - через межполюсные промежутки 12, как показано пунктирными контурами 18 на фиг.2. Боковые ответвления поля на торцах полюсов 10 не пропускаются магнитно непроницаемыми дискообразными экранами 7 и 8. Если ширина межполюсных промежутков 12 равна ширине полюсов 10, то из условия сохранения магнитного потока значения магнитной индукции над полюсами 10 и в наружной части межполюсных промежутков 12 будут одинаковыми по модулю, но противоположными по направлению. Таким образом, в машине имеются конструктивные полюсы одной полярности 10 и идентичные им “воздушные” полюсы противоположной полярности (межполюсные промежутки 12), не обладающие массой, причем конструктивные и воздушные полюсы непосредственно граничат между собой и неиспользуемые зоны между ними (как в аналогах и прототипе) отсутствуют. Машина имеет однополярные полюсы, но биполярное магнитное поле такое же, как в обычной синхронной машине.

Как показало физическое моделирование поля на макете магнитной системы, коэффициент сверхпроводниковая синхронная электрическая машина, патент № 2256280 в предложенной машине увеличивается до 0,9-0,95, соответственно на 30-40% уменьшаются расчетные значения объема и массы машины.

В предложенной машине благодаря наличию обратного поля в межполюсных промежутках 12 удваивается эффективное число полюсов по сравнению с числом конструктивных полюсов 10. Использование наряду с конструктивными полюсами 10 одной полярности воздушных полюсов противоположной полярности, обеспечивает уменьшение удельной массы на 30-40%. За счет большего числа полюсов, при прочих равных условиях, увеличивается электромагнитный момент на валу на 20% и частота тока в якорной обмотке по сравнению с прототипом, что приводит к расширению функциональных возможностей машины, а также дополнительному снижению массы машины и связанных с ней электротехнических устройств - трансформаторов, регуляторов, фильтров, коммутаторов на 30-50%, поскольку с ростом частоты увеличиваются рабочие ЭДС при том же магнитном потоке, во всех активных элементах.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Сверхпроводящие машины и устройства / Под ред. С.Фонера и В.Шварца. Пер. с англ. под ред. Е.Ю.Клименко. - М., М. пр., 1977.

2. Специальные электрические машины. Источники и преобразователи энергии / А.И.Бертинов, Д.А.Бут, Б.Л.Алиевский и др. Под ред. Б.Л.Алиевского. - М.: Энергоатомиздат, 1993, т.2.

3. Сверхпроводниковые электрические машины и магнитные системы / А.И.Бертинов, Б.Л.Алиевский, К.В.Илюшин и др. - М.: Изд-во МАИ, 1993.

4. Глебов И.А., Лаверик И., Шахтарин В.Н. Электрофизические проблемы использования сверхпроводимости. - Л.: Наука, 1980.

Класс H02K55/00 Электрические машины с обмотками, работающими при криогенных (сверхнизких) температурах

сборка передачи крутящего момента для сверхпроводящих вращающихся машин -  патент 2418352 (10.05.2011)
устройство со сверхпроводящей катушкой и синхронная машина индукторного типа -  патент 2414799 (20.03.2011)
электродвигатель со сверхпроводящей обмоткой с аксиальным зазором -  патент 2411624 (10.02.2011)
сверхпроводящая синхронная машина с суживающимся воздушным зазором между ротором и статором, способ ее охлаждения и способ формирования зазора -  патент 2298276 (27.04.2007)
диамагнитно-тепловой способ получения вращающего момента -  патент 2220493 (27.12.2003)
сверхпроводниковая синхронная машина -  патент 2180156 (27.02.2002)
сверхпроводниковая вентильная индукторная машина -  патент 2178942 (27.01.2002)
синхронная реактивная машина (варианты) -  патент 2159496 (20.11.2000)
синхронная реактивная машина -  патент 2129329 (20.04.1999)
сверхпроводящее вращающееся устройство -  патент 2100892 (27.12.1997)
Наверх