водометный движитель

Классы МПК:B63H11/11 с реверсивными устройствами ковшового или двухчелюстного типа
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-01-30
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям маломерных судов. Поворотное сопло водометного движителя соединено с корпусом спрямляющего аппарата посредством кольца с двумя парами пальцев, размещенных во взаимно перпендикулярных плоскостях кольца. Поворот сопла в вертикальной и горизонтальной плоскостях осуществляется с помощью управляющей качалки, сфера которой размещена в отверстии уха управления поворотного сопла. Технический результат заключается в увеличении КПД водометного движителя, снижении расхода топлива и увеличении скорости хода судна. 3 ил.

водометный движитель, патент № 2256583

водометный движитель, патент № 2256583 водометный движитель, патент № 2256583 водометный движитель, патент № 2256583

Формула изобретения

Водометный движитель, содержащий корпус, состоящий из водовода с защитной решеткой, установленной на входе потока, и смотровым лючком, спрямляющий аппарат, поворотное сопло и заслонку заднего хода, соединенные между собой и насаженные на гребной вал, обтекатель и рабочее колесо, расположенные внутри корпуса, а также соосно расположенные валы управления поворотным соплом и заслонкой с закрепленными на них тягами и качалками, отличающийся тем, что, с целью увеличения КПД водометного движителя, корпус спрямляющего аппарата соединен с поворотным соплом посредством кольца с двумя парами пальцев, запресованных в отверстия во взаимно перпендикулярных плоскостях кольца, а в отверстии уха управления поворотного сопла размещена сфера управляющей качалки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям маломерных судов.

Известен водометный движитель, сопло которого выполнено в виде пластин с отверстиями, способными поворачиваться в вертикальной плоскости, что позволяет регулировать дифферент маломерного судна для обеспечения максимальной скорости при равной мощности двигателя [1].

Известен также водометный движитель, содержащий корпус, состоящий из водовода с защитной решеткой, установленной на входе потока, смотровым лючком, спрямляющий аппарат и поворотное сопло, соединенные между собой и насаженные на гребной вал, рабочее колесо и обтекатель, расположенные внутри корпуса, заслонку заднего хода. Поворотное сопло может поворачиваться только вокруг вертикальной оси, что не позволяет эффективно использовать мощность двигателя в случае нерациональной загрузке судна по дифференту, когда энергия выбрасываемой воды используется на частичный подъем транцевой части судна, что ухудшает глиссирование или же выбрасывается вверх, не создавая тяги [2].

Целью настоящего изобретения является устранение указанного недостатка.

Указанная цель достигается тем, что в водометном движителе, содержащем водовод с защитной решеткой и смотровым лючком, спрямляющий аппарат и поворотное сопло, соединенные последовательно и насаженные на гребной вал, расположенные внутри корпуса рабочее колесо и обтекатель, заслонку заднего хода. Между корпусом спрямляющего аппарата и поворотным соплом размещено кольцо, имеющее 2 пары отверстий с запрессованными в них пальцами во взаимо перпендикулярных плоскостях. Одной парой пальцев кольцо соединено с корпусом спрямляющего аппарата, а другой - с поворотным соплом, что позволяет поворотному соплу поворачиваться вокруг пальцев как в горизонтальной плоскости (поворот судна вправо или влево), так и в вертикальной плоскости (изменение дифферента судна). Поворотное сопло имеет ухо, в отверстии которого размещен сферический конец управляющей качалки. При вращении качалки вокруг горизонтальной оси управляющего вала происходит поворот сопла и поворот судна вправо или влево, а при перемещении управляющего вала вдоль своей оси происходит поворот сопла вместе с кольцом в вертикальной плоскости, что обеспечивает регулировку дифферента судна в движении.

На фиг.1 представлен вид сбоку с разрезами на водомет, на фиг.2 дан вид А. На фиг.3 дано сечение Б-Б.

Водометный движитель имеет корпус водовода 1, спрямляющий аппарат 2, рабочее колесо 3, которые соединены между собой последовательно и насажены на гребной вал 4, правый конец которого опирается на подшипник, расположенный в конусе спрямляющего аппарата 5. Спрямляющий аппарат размещен внутри стационарного сопла 6, соединенного с корпусом водовода 1. К соплу 6 посредством пальцев 7 крепится кольцо 8, имеющее отверстия с установленными в них пальцами 9 для крепленая поворотного сопла 10, которое имеет ухо с отверстием. В отверстии уха сопла 10 размещен сферический конец качалки 11, насаженной в свою очередь на вал 12, с рычагом 13 управления поворотом сопла 10. Вал 12 размещен внутри вала 14 посредством кулачка 15, управляющим заслонкой 16 реверса. Вал 14 размещен в приливах корпуса 1. Кроме того вал 12 соединен с гайкой 17, закрепленной на кронштейне 18, сидящем на корпусе 1.

При работе водометного движителя вращением вала 12 вокруг своей оси на рычаг 13 поворачивается сферический конец качалки 11, поворачивая за ухо сопло 10, чем осуществляется поворот судна вправо или влево. Вращением гайки 16 вал смещается вперед или назад, смещая за собой сферический конец качалки 11, чем достигается поворот кольца 8 с соплом 10 в вертикальной плоскости, при этом происходит управление дифферентом судна.

Внедрение данного изобретения позволит увеличить КПД водометного движителя, что снизит расход топлива двигательной установки и увеличит скорость судна.

Источники информации

1. А.С. CССP 312791, кл. В 63 Н 11/02.

2. А.С. СССР 2104211, кл. В 63 Н 11/10.

Класс B63H11/11 с реверсивными устройствами ковшового или двухчелюстного типа

реверсивно-рулевое устройство движительного комплекса (варианты) -  патент 2459741 (27.08.2012)
реверсивное устройство судна -  патент 2292288 (27.01.2007)
водометный движитель -  патент 2276041 (10.05.2006)
водометный движительно-рулевой комплекс -  патент 2205774 (10.06.2003)
реверсивное устройство судна -  патент 2198112 (10.02.2003)
судовой водометный движитель -  патент 2178368 (20.01.2002)
водометный движитель -  патент 2169102 (20.06.2001)
Наверх