загрузочное устройство для загрузки автомобиля-самосвала
Классы МПК: | B65G65/30 способы и устройства для загрузки или разгрузки бункеров, цистерн или подобных контейнеров, кроме используемых при особых физических или химических процессах и в специальных машинах B65G67/06 подача изделий или материалов из бункеров или воронок |
Автор(ы): | Тарасов Ю.Д. (RU), Коптев В.Ю. (RU) |
Патентообладатель(и): | Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-11-11 публикация патента:
27.07.2005 |
Изобретение относится к загрузочным устройствам для подачи горной массы в кузов автомобиля-самосвала в карьере. Загрузочное устройство содержит бункер, раму бункера, затвор с подвижными пластинами и приводом для его открытия и закрытия. Нижний срез бункера выполнен с наклоном под острым углом к горизонту в сторону от загружаемого автомобиля-самосвала и снабжен гусеничным затвором, при этом рама затвора выполнена с ходовыми катками с возможностью их смещения по направляющим, закрепленным на раме бункера под тем же углом наклона, что и нижний срез бункера. На раме затвора закреплен обращенный вниз кронштейн с возможностью его взаимодействия с задним срезом кузова автомобиля-самосвала, а на противоположной стороне рамы затвора установлен опорный ролик с возможностью его взаимодействия со снабженным противовесом рычагом, который посредством шарниров установлен на бункере с возможностью поворота в вертикальной плоскости, причем в исходном положении рычаг образует с вертикалью острый угол со смещением противовеса в сторону от задней стенки бункера. В нижней части рамы бункера с помощью шарниров закреплены башмаки с возможностью их взаимодействия с задними колесами автомобиля-самосвала. Технический результат - использование загрузочного устройства для загрузки карьерных автомобилей-самосвалов при дозированной подаче крупнокусковой горной массы и сокращение как времени загрузки автомобиля-самосвала, так и простоев экскаватора. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Загрузочное устройство для загрузки автомобиля-самосвала, содержащее раму, установленный на ней бункер, затвор бункера, кронштейн, обращенный вниз и взаимодействующий с задним срезом кузова автомобиля самосвала для осуществления открытия затвора при перемещении автомобиля, шарнирно установленный на бункере с возможностью поворота в вертикальной плоскости рычаг, снабженный противовесом для возврата в положение закрытия бункера, отличающееся тем, что нижний срез бункера выполнен с наклоном под острым углом к горизонту в сторону от загружаемою автомобиля-самосвала, затвор выполнен гусеничным, причем концы его пластинчатой ленты закреплены на задней стенке бункера, затвор установлен на раме, выполненной с ходовыми катками с возможностью их смещения по направляющим, закрепленным на раме бункера под тем же углом наклона, что и нижний срез бункера, кронштейн для взаимодействия с задним срезом автомобиля-самосвала закреплен на раме затвора, на раме затвора также установлен опорный ролик с возможностью его взаимодействия с упомянутым рычагом, снабженным противовесом, причем в исходном положении рычаг образует с вертикалью острый угол со смещением противовеса в сторону от задней стенки бункера.
2. Загрузочное устройство для загрузки автомобиля-самосвала по п.1, отличающееся тем, что в нижней части рамы бункера с помощью шарниров закреплены башмаки с возможностью их взаимодействия с задними колесами автомобиля-самосвала.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к загрузочным устройствам для подачи горной массы в кузов автомобиля-самосвала в карьере.
Известно устройство для перегрузки сыпучего груза на транспортное средство, содержащее раму, бункер, затвор в виде поворачивающихся вокруг осей пластин и привод для открытия и закрытия затвора (пат. РФ №2017682, кл. B 65 G 65/30, 1994 г.).
Однако известные конструкции бункеров не могут быть использованы для загрузки автомобилей-самосвалов крупнокусковой горной массой в карьерах.
Наиболее близким аналогом является загрузочное устройство для загрузки автомобиля-самосвала (прототип), содержащее раму, установленный на ней бункер, затвор бункера, кронштейн, обращенный вниз и взаимодействующий с задним срезом кузова автомобиля-самосвала для осуществления открытия затвора при перемещении автомобиля, шарнирно установленный на бункере рычаг с противовесом для возврата затвора в положение закрытия бункера (SU 1393735 А1, 07.05.1988, реферат, фиг.1, 2-2 с.).
Недостатком известного устройства является большое рабочее усилия для открытия и закрытия затвора.
Техническим результатом изобретения является снижение рабочего усилия для открытия и закрытия затвора и сокращение времени загрузки и простоев экскаватора.
Технический результат достигается тем, что в загрузочном устройстве для загрузки автомобиля-самосвала, содержащем раму, установленный на ней бункер, затвор бункера, кронштейн, обращенный вниз и взаимодействующий с задним срезом кузова автомобиля самосвала для осуществления открытия затвора при перемещении автомобиля, шарнирно установленный на бункере с возможностью поворота в вертикальной плоскости рычаг, снабженный противовесом для возврата в положение закрытия бункера, согласно изобретению нижний срез бункера выполнен с наклоном под острым углом к горизонту в сторону от загружаемого автомобиля-самосвала, затвор выполнен гусеничным, причем концы его пластинчатой ленты закреплены на задней стенке бункера, затвор установлен на раме, выполненной с ходовыми катками с возможностью их смещения по направляющим, закрепленным на раме бункера под тем же углом наклона, что и нижний срез бункера, кронштейн для взаимодействия с задним срезом автомобиля-самосвала закреплен на раме затвора, на раме затвора также установлен опорный ролик с возможностью его взаимодействия с упомянутым рычагом, снабженным противовесом, причем в исходном положении рычаг образует с вертикалью острый угол со смещением противовеса в сторону от задней стенки бункера. В нижней части рамы бункера с помощью шарниров могут быть закреплены башмаки с возможностью их взаимодействия с задними колесами автомобиля-самосвала.
Загрузочное устройство для загрузки автомобиля-самосвала представлено на фиг.1 - вид сбоку в исходном положении; на фиг.2 - то же, при погрузке автомобиля-самосвала; на фиг.3 - разрез А-А по фиг.1.
Загрузочное устройство состоит из закрепленного на раме 1 бункера 2, вместимость которого соответствует грузоподъемности автомобиля-самосвала 3. Рама 1 выполнена с возможностью ее перемещения в пределах забоя и снабжена приспособлением для перемещения 4, которое может быть пневмоколесным или в виде салазок (не показано). Приспособление для перемещения 4 снабжено стопорным устройством (не показано). Нижний срез 5 бункера 2 длинной l выполнен с наклоном под острым углом к горизонту (почве забоя) 6 в сторону от загружаемого автомобиля-самосвала 3 и снабжен гусеничным затвором, с возможностью перекрытия им выпускного отверстия-бункера 2. Гусеничный затвор (суммарный вес Р)состоит из пластинчатой ленты 7, концы 8 и 9 которой закреплены на задней стенке бункера 2. Верхняя ветвь пластинчатой ленты 7 опирается на ролики 10, установленные на раме 11 гусеничного затвора. Пластинчатая лента 7 замкнута на барабанах 12 и 13, также установленных на раме 11 гусеничного затвора. Рама 11 гусеничного затвора снабжена ходовыми катками 14 и 15 с возможностью их смещения по направляющим 16 и 17, закрепленным на раме 1 под тем же углом наклона , что и нижний срез 5 бункера 2. На раме 11 гусеничного затвора закреплен обращенный вниз кронштейн 18 с возможностью его взаимодействия с задним срезом кузова автомобиля-самосвала 3, а на противоположной стороне рамы 11 установлен опорный ролик 19 с возможностью его взаимодействия со снабженным противовесом 20 (весом G) рычагом 21, который посредством шарниров 22 установлен на бункере 2 с возможностью поворота в вертикальной плоскости. При этом в исходном положении рычаг 21 образует с вертикалью острый угол 0 со смещением противовеса 20 в сторону от задней стенки бункера 2, с противовесом, вес G которого подбирается опытным путем при осуществлении заявленного изобретения.
На раме 1 бункера 2 в нижней ее части с помощью шарниров 23 закреплены башмаки 24 с возможностью их взаимодействия с задними колесами автомобиля-самосвала 3 при наезде колес на башмаки 24. При этом положение башмаков 23 на раме 1 соответствует полностью выдвинутому гусеничному затвору, когда выпускное отверстие бункера 2 открыто.
Загрузочное устройство действует следующим образом. Экскаватором (не показан) горная масса подается в бункер 2, вместимость которого соответствует грузоподъемности автомобиля-самосвала 3. В исходном положении выпускное отверстие бункера 2 перекрыто пластинчатой лентой 7 гусеничного затвора.
Порожний автомобиль-самосвал 3 задним ходом подъезжает к загрузочному устройству (фиг.1). При взаимодействии заднего среза кузова движущегося автомобиля-самосвала 3 с кронштейном 18 рама 1 1 гусеничного затвора начинает смещаться на ходовых катках 14 и 15 по наклонным направляющим 16 и 17. Благодаря этому пластинчатая лента 7, перекатываясь по роликам 10 и огибая барабаны 12 и 13, постепенно открывает выпускное отверстие бункера 2 на длину l, а горная масса начинает выгружаться (самотеком) из бункера 2 в кузов автомобиля-самосвала 3. Отход, а не скольжение пластинчатой ленты 7 относительно находящейся в бункере 2 горной массы обеспечивается за счет того, что пластинчатая лента 7 разомкнута, а ее концы 8 и 9 закреплены на задней стенке бункера 2. Поэтому верхняя ветвь пластинчатой ленты 7 поступательно не перемещается, а только отходит от нижнего среза 5 бункера 2.
Поскольку не происходит сдвига пластинчатой ленты 7 относительно находящейся в бункере 2 горной массы, то рабочее усилие при открытии гусеничного затвора минимально.
При смещении рамы 11 гусеничного затвора опорным роликом 19 рычаг 21 с противовесом 20 на его конце поворачивается против часовой стрелки с увеличением угла его наклона от 0 до (в конечном положении).
При наезде задних колес автомобиля самосвала 3 на башмаки 24 (фиг.2) автомобиль-самосвал 3 останавливается, выпускное отверстие бункера 2 в этот момент оказывается полностью открытым, поэтому весь объем горной массы, находящийся в бункере 2, перегружается в кузов автомобиля-самосвала 3. Благодаря шарнирному (23) креплению башмаков 24 к раме 1 загрузочного устройства обеспечивается надежная фиксация автомобиля самосвала 3 точно под бункером 2 и исключается возможность смещения загрузочного устройства относительно почвы забоя 6.
После опорожнения бункера 2 от горной массы (фиг.2) загруженный автомобиль-самосвал 3 отъезжает от загрузочного устройства. За счет крутящего момента, создаваемого весом противовеса 20, рычаг 21 начинает поворачиваться по часовой стрелке, изменяя свое положение от угла наклона до 0. При этом рама 11 гусеничного затвора на ходовых катках 14 и 15 смещается по направляющим 16 и 17 в противоположном направлении, а пластинчатая лента 7, накатываясь на нижний срез 5 бункера 2, перекрывает его выпускное отверстие.
Предложенная кинематическая схема затвора и выбранный опытным путем вес противовеса при осуществлении заявленного изобретения обеспечивает надежное автоматическое открытие и закрытие гусеничного затвора со снижением требуемого усилия для открытия затвора и не требуют для него специального привода. Выполнение нижнего среза наклонным увеличивает полезный объем бункера в условиях ограниченной его высоты.
Отличительные признаки изобретения позволяют минимизировать рабочее усилие при открытии и закрытии затвора при загрузке карьерных автомобилей-самосвалов крупнокусковой горной массой и сокращает как время загрузки автомобиля-самосвала, так и простои экскаватора.
Класс B65G65/30 способы и устройства для загрузки или разгрузки бункеров, цистерн или подобных контейнеров, кроме используемых при особых физических или химических процессах и в специальных машинах
Класс B65G67/06 подача изделий или материалов из бункеров или воронок