толкатель кулачкового механизма привода клапана
Классы МПК: | F01L1/14 толкатели; тяги |
Автор(ы): | Рожков А.П. (RU) |
Патентообладатель(и): | Рожков Анатолий Павлович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-02-16 публикация патента:
27.07.2005 |
Изобретение может быть использовано в механизме привода клапана двигателя внутреннего сгорания. Для предотвращения выхода зоны контакта кулачка и толкателя на край рабочей поверхности толкателя периферийная часть рабочей поверхности толкателя выполнена в виде тупого усеченного конуса с углом при вершине от 140 до 170°, который плавно скруглен с плоской средней частью рабочей поверхности. Это значительно расширяет возможности оптимизации закона движения клапана, уменьшает потери на трение и износ деталей механизма привода клапана. 1 ил.
Формула изобретения
Толкатель кулачкового механизма привода клапана двигателя внутреннего сгорания, снабженный цилиндрической направляющей и рабочей поверхностью с периферийной и средней частями, отличающийся тем, что периферийная часть рабочей поверхности выполнена в виде усеченного конуса с углом при вершине 140-170°, а средняя часть - плоской, при этом периферийная часть рабочей поверхности скруглена в месте перехода к плоской средней части.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может применяться в кулачковом механизме привода клапана двигателя внутреннего сгорания.
Из Европейской заявки №0292185, кл. F 01 L 33/22, опубл. 1988 г. (прототип) известен толкатель кулачкового механизма привода клапана ДВС, снабженный цилиндрической направляющей и рабочей поверхностью с периферийной и средней частями.
Основным недостатком такого толкателя является ограничение по скорости его подъема в зависимости от угла поворота кулачка, накладываемое диаметром рабочего торца толкателя. Обычно зона контакта кулачка, работающего в паре с таким толкателем, на участках наибольшей скорости подъема полностью не умещается в пределах рабочей поверхности толкателя и выходит на его край.
Ограничение скорости подъема толкателя приводит к ограничению наибольшего подъема клапана или к нежелательному расширению угловой фазы его открытия. Выход зоны контакта кулачка на край толкателя приводит к увеличению сил, перекашивающих толкатель в направляющем гнезде, и повышает износ кулачка, толкателя и направляющего гнезда.
Задачей изобретения является повышение надежности, мощностных и экономических показателей двигателя внутреннего сгорания.
Указанная задача достигается тем, что в толкателе кулачкового механизма привода клапана двигателя внутреннего сгорания, снабженного цилиндрической направляющей и рабочей поверхность с периферийной и средней частями, периферийная часть рабочей поверхности выполнена в виде усеченного конуса с углом при вершине от 140 до 170°, а средняя часть - плоской, при этом периферийная часть рабочей поверхности скруглена в месте перехода к плоской средней части.
Выполнение периферии рабочей поверхности толкателя в виде тупого усеченного конуса увеличивает допустимую скорость подъема толкателя без выхода зоны контакта кулачка на край его рабочей поверхности, что, в свою очередь, расширяет возможности оптимизации закона движения клапана с целью повышения мощности и экономичности двигателя. Скругление перехода периферийной конической части рабочей поверхности толкателя к его плоской средней части уменьшает контактные напряжения в этой зоне. Уменьшаются также потери на трение и износ кулачка, толкателя и направляющего гнезда.
Изобретение поясняется чертежом, где показаны толкатель и кулачок привода клапана.
Толкатель снабжен цилиндрической направляющей поверхностью 1 и рабочей поверхностью, контактирующей с кулачком 2. Рабочая поверхность толкателя имеет плоскую среднюю часть 3 и периферийную часть 4, выполненную в виде усеченного конуса с углом при вершине 140...170°, при этом периферийная часть скруглена в месте перехода к плоской средней части.
Испытания толкателя предлагаемой конструкции на двигателе ВАЗ 2112 показали его работоспособность и эффективность использования.
Класс F01L1/14 толкатели; тяги