способ выработки навигационных параметров и вертикали места

Классы МПК:G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Беленький Владимир Аронович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-07-21
публикация патента:

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано для обеспечения навигации движущихся объектов. Сущность: измеряют составляющие кажущегося ускорения при помощи акселерометров, установленных на не менее чем двух гироплатформах, формируют сигналы управления гироплатформами, отрабатывают сформированные сигналы при помощи гироскопов, при этом гироплатформой управляют сигналами, обеспечивающими нелинейную связь между значением скоростной девиации и значением горизонтальной составляющей абсолютной угловой скорости. Гироплатформы в карданных подвесах устанавливают на стабилизированную в горизонте платформу, созданную инерциальной системой с интегральной коррекцией. Технический результат: повышение точностных характеристик и расширение динамических возможностей способа. 2 ил.

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

Формула изобретения

Способ выработки навигационных параметров и вертикали места, включающий измерение составляющих кажущегося ускорения при помощи акселерометров, установленных по осям приборных трехгранников, каждый из которых связан с данной (не менее двух) гироплатформой, формирование сигналов управления гироплатформами, отработку сформированных сигналов при помощи гироскопов и вычисление навигационных параметров и вертикали места, при этом сигналы управления основной и дополнительной гироплатформами формируют из условия обеспечения неравенства скоростных и отсутствия баллистических девиаций, отличающийся тем, что сигналы управления гироплатформами формируют таким образом, чтобы обеспечить нелинейную связь между значением скоростной девиации и значением горизонтальной составляющей абсолютной угловой скорости, например, для основной гироплатформы по закону

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

и для дополнительной гироплатформы по закону

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

где способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 1 и способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 2 - значения скоростных девиаций гироплатформ, V/R - значение горизонтальной составляющей абсолютной угловой скорости,

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 0 - частота Шулера;

n1, n2 - параметры системы,

при этом дополнительно используют информацию и свойства инерциальной системы с интегральной коррекцией, а гироплатформы в карданных подвесах устанавливают на стабилизированной в горизонте платформе, созданной инерциальной системой с интегральной коррекцией таким образом, чтобы наружные оси карданных подвесов были перпендикулярны стабилизированной в горизонте платформе.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано для обеспечения навигации морских, воздушных и наземных объектов.

Известен способ выработки навигационных параметров и вертикали места, включающий измерение составляющих кажущегося ускорения при помощи акселерометров, установленных по осям приборных трехгранников, каждый из которых связан с данной (не менее двух) гироплатформ, формирование сигналов управления гироплатформами, отработку сформированных сигналов при помощи гироскопов и вычисление навигационных параметров и вертикали места, при этом, сигналы управления основной и дополнительной гироплатформами формируют из условия обеспечения неравенства скоростных и отсутствия баллистических девиаций [1].

Недостатком известного способа являются ограниченные возможности точностных и динамических характеристик.

Целью изобретения является повышение точностных характеристик и расширение динамических возможностей способа.

Технический эффект достигается тем, что сигналы управления гироплатформами формируют таким образом, чтобы обеспечить нелинейную связь между значением скоростной девиации и значением горизонтальной составляющей абсолютной угловой скорости, например: для основной гироплатформы по закону

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

и для дополнительной гироплатформы по закону

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

где способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 1 и способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 2 - значения скоростных девиаций гироплатформ;

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 - значение горизонтальной составляющей абсолютной угловой скорости;

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 0 - частота Шулера;

n1, n2 - параметры системы,

при этом дополнительно используют информацию и свойства инерциальной системы с интегральной коррекцией, а гироплатформы в карданных подвесах устанавливают на стабилизированной в горизонте платформе, созданной инерциальной системой с интегральной коррекцией, таким образом, чтобы наружные оси карданных подвесов были перпендикулярны стабилизированной в горизонте платформе.

На фиг.1 представлена функциональная блок-схема инерциальной системы для осуществления способа.

Рассматриваемая инерциальная система с линейной коррекцией состоит из двух конструктивно идентичных стабилизированных гироплатформ 1 и 1способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 и блока 2 управления и выработки выходных параметров БУВВП. На каждой стабилизированной гироплатформе расположен один трехстапенной гироскоп 3 и 3способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 . При этом кинетический момент гироскопа перпендикулярен плоскости стабилизированной гироплатформы. Гироскопы имеют датчики 4, 5 и 4способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 , 5способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 моментов и датчики углов 6, 7 и 6способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 , 7способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 . Кроме того, на каждой стабилизированной гироплатформе установлены акселерометры 8, 9 и 8способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 , 9способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 . Оси чувствительности акселерометров на каждой гироплатформе ортогональны между собой и параллельны плоскости гироплатформы. Ось одного акселерометра параллельна внутренней оси карданного подвеса гироплатформы. Наружные оси карданных подвесов 11 и 11способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 установлены перпендикулярно стабилизированной в горизонте платформе 18 (см. фиг.2), созданной инерциальной системой с интегральной коррекцией. Выходы датчиков углов 6, 7 и 6способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 , 7способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 гироскопов 3 и 3способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 через посредство усилителей 12, 13 и 12способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 , 13способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 соединены с входами следящих двигателей 14, 15 и 14способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 , 15способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 , которые связаны с осями карданного подвеса. С этими же осями связаны датчики углов 16, 17 и 16способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 , 17способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 . Входы датчиков 4, 5 и 4способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 , 5способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 момента гироскопов 3 и 3способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 соединены с соответствующими выходами блока 2 управления и выработки выходных параметров. Выходы акселерометров 8, 9 и 8способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 , 9способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 и датчики углов 16, 17 и 16способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 , 17способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 соединены с соответствующими входами БУВВП-2.

Информационно БУВВП-2 связан с инерциальной системой с интегральной коррекцией 19.

Выходами БУВВП для потребителей являются К - курс объекта, способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 - широта места, способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 - долгота места, способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 и способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 - углы бортовой и килевой качек.

Функционирует предлагаемая система следующим образом. Каждая гироплатформа с помощью следящих двигателей 14, 15 и 14способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 , 15способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 соответственно по сигналам рассогласования датчиков углов 6, 7 и 6способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 , 7способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 гироскопов 3 и 3способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 все время удерживается в одной плоскости с кожухом гироскопа.

Кожух каждого гироскопа вместе с гироплатформой приводится в положение, соответствующее заданному значению скоростной девиации для данной гироплатформы, с помощью моментов, накладываемых через датчики моментов 4, 5 и 4способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 , 5способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 гироскопов 3 и 3способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 токами управления по сигналам, вырабатываемым в БУВВП. Поскольку заданные значения скоростных девиаций различны для каждой гироплатформы, разности показаний датчиков углов 17 и 17способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 являются исходными источниками информации для определения горизонтальной составляющей абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу. В качестве исходной системы координат выберем сопровождающий трехгранник Дарбу E0N0способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 0, ориентированный осью ON0 по горизонтальной составляющей абсолютной угловой скорости способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 . Тогда проекции абсолютной угловой скорости трехгранника Е 0N0способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 0 на его оси будут O; способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 ; r. Проекции ускорения вершины трехгранника E0N 0способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 0 на его оси суть способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 (r· v); g,

где g - ускорение силы тяжести.

С кожухом гироскопа первой гироплатформы жестко свяжем правую систему координат Е1N1способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 1. С кожухом гироскопа второй гироплатформы - систему координат E2N2способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 2. Систему координат - E1N1способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 1 - получим поворотами вокруг оси Oспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 0 на угол способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 К1; вокруг вспомогательной оси OE1,1 на угол способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 1 и вокруг оси Oспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 1 на угол способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 K1cosспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 1. Систему координат E2N2способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 2 - получим поворотами вокруг оси Oспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 0 на угол способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 К2 вокруг вспомогательной оси OE2,1 на угол способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 2 и вокруг оси Oспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 2 на угол способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 K2cosспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 2.

Проекции абсолютной угловой скорости трехгранников E1N1способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 1 и E2N2способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 2 на их оси OE1; ON1; OE 2; ON2 будут;

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

Проекции ускорения вершин трехгранников E1N 1способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 1 и E2N2способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 2 на оси ON1; OE1 и оси OE 2; ON2 будут:

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

Для обеспечения инвариантных значений скоростных девиаций

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 ; способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

сигналы управления гироскопами в системах координат E 1N1способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 1, и E2N2способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 2 могут иметь вид, например,

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

или для обеспечения инвариантных значений скоростных девиаций:

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 ; способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

где способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

При n>1 и n>2 увеличивается направляющая сила, воздействующая на гироскоп, и тем самым уменьшается влияние дрейфа гироскопа на точность вырабатываемых параметров.

Для максимального диапазона измерения примем n2=-n1.

По значению угла способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 пр или по разности ускорения WN1-W 2 вырабатывают горизонтальную составляющую абсолютной угловой скорости из соотношений

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

Вертикальную составляющую абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу rпр вырабатывают из соотношения

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

По значениям способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 ; rпр и курсу компасному КГК вырабатывают координаты места способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 и способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 и курс объекта K.

Инерциальная система с интегральной коррекцией, обеспечивающая стабилизацию гироплатформ в горизонте, по горизонтальным составляющим абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу может определять самостоятельно значения компасного курса объекта К ГКИС и значение самой горизонтальной составляющей абсолютной угловой скорости способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 . По показаниям акселерометров инерциальная система может определять проекции ускорения вершины трехгранника Дарбу. E0N 0способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545 0 на его оси OE0 и ON0

(r· V)ИС; способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2257545

Указанная информация вместе с одноименной информацией, выработанной рассматриваемой инерциальной системой с линейной коррекцией, может быть использована для управления обеими этими системами. При этом, используя сигналы разности одноименной информации, обеспечивают асимптотическую устойчивость (демпфирование) этих двух систем, а также оценку их инструментальных погрешностей.

Для совместной работы с рассматриваемой инерциальной системой может быть использована любая модель задачи инерциальной системы с интегральной коррекцией. При этом в качестве стабилизированной в горизонте платформы может быть использована платформа либо с косвенной стабилизацией по сигналам инерциальной системы с интегральной коррекцией, либо собственно гироплатформа инерциальной системы полуаналитического типа. Данный способ может быть реализован и в бесплатформенной инерциальной системе.

Источники информации

В.А.Беленький - Патент №2046289 РФ.

Класс G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00

способ определения планово-высотного положения подземного магистрального трубопровода -  патент 2527902 (10.09.2014)
способ определения угла крена вращающегося по крену летательного аппарата -  патент 2527369 (27.08.2014)
способ коррекции дрейфа микромеханического гироскопа, используемого в системе дополненной реальности на движущемся объекте -  патент 2527132 (27.08.2014)
навигационная система -  патент 2526740 (27.08.2014)
навигационное устройство, способ управления работой и мобильное оконечное устройство -  патент 2526470 (20.08.2014)
углоизмерительный прибор -  патент 2525652 (20.08.2014)
активный ультрафиолетовый солнечный датчик для системы ориентации малоразмерного космического аппарата -  патент 2525634 (20.08.2014)
способ персональной автономной навигации -  патент 2523753 (20.07.2014)
способы, устройства и картографические базы данных для прокладки "зеленого" маршрута -  патент 2523192 (20.07.2014)
эффективный способ привязки местоположения -  патент 2523171 (20.07.2014)
Наверх