электрическая машина с воздушным охлаждением
Классы МПК: | H02K1/20 с каналами или проходами для охлаждающей среды |
Автор(ы): | Гераскин А.Г. (RU), Гумаров Б.Х. (RU), Канискин Н.А. (RU), Климов Н.С. (RU), Хмыз В.П. (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Элсиб-У" (ООО "Элсиб-У") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-12-01 публикация патента:
10.08.2005 |
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в электрических машинах с воздушным охлаждением. Электрическая машина содержит корпус статора 1 с воздуховодом 2, сердечник статора с ветреницами 3. Ветреница 3 состоит из дистанционной распорки 4 и листа ветреницы. Дистанционные распорки 4, создающие радиальные вентиляционные каналы в сердечнике статора, выполнены с гибами из стального профиля с возможностью обеспечения радиальных вентиляционных каналов в сердечнике статора шириной менее 10 мм и зафиксированы в просечках листа ветреницы. Расположение гибов на дистанционной распорке 4 и просечек на листе ветреницы обеспечивает уплотнение между дистанционной распоркой ветреницы и корпусом статора. Технический результат заключается в улучшении охлаждения статора и улучшении электромагнитных характеристик машины. 3 ил.
Формула изобретения
Электрическая машина с воздушным охлаждением, содержащая корпус статора, сердечник статора с ветреницами, дистанционные распорки ветрениц, создающие радиальные вентиляционные каналы в сердечнике статора, отличающаяся тем, что дистанционные распорки ветрениц выполнены с гибами из стального профиля необходимой формы сечения с возможностью обеспечения радиальных вентиляционных каналов в сердечнике статора шириной менее 10 мм и зафиксированы в просечках листа ветреницы, причем расположение гибов на дистанционной распорке и просечек на листе ветреницы обеспечивает уплотнение между дистанционной распоркой ветреницы и корпусом статора.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в электрических машинах с воздушным охлаждением, в частности в конструкции ветрениц вентиляционных каналов сердечников статоров с радиальной вентиляцией.
Известна конструкция ветрениц (см., например, Алексеев А.Е. "Конструкция электрических машин", ГЭИ, 1958, с.370, рис.11-23а), принятая за прототип, в которых дистанционные пластины ветрениц (распорки) выполнены из профильного проката (двутавр) и закреплены на листе ветреницы контактной сваркой.
Недостатками такой конструкции ветрениц является то, что:
- невозможно выполнить вентиляционный канал шириной менее 10 мм, как это имеет место в некоторых электрических машинах, так как двутавр высотой менее 10 мм согласно ГОСТ 8239 отсутствует;
- отсутствует возможность применения ветрениц такой конструкции в электрических машинах, где для обеспечения герметичности вентиляционного тракта требуется уплотнение между корпусом статора и распорками ветреницы.
Задачами изобретения являются:
- обеспечение возможности выполнения вентиляционных каналов шириной менее 10 мм для улучшения охлаждения статора за счет развития охлаждающих поверхностей, уменьшение теплового сопротивления пакета железа статора и уменьшение сопротивления магнитному потоку в воздушном зазоре электрической машины при сохранении длины сердечника статора и улучшения электромагнитных характеристик машины;
- обеспечение уплотнения между распорками ветреницы и корпусом статора.
Технический результат достигается тем, что электрическая машина с воздушным охлаждением содержит корпус статора, сердечник статора с ветреницами, дистанционные распорки ветрениц, создающие радиальные вентиляционные каналы в сердечнике статора, дистанционные распорки ветреницы выполнены с гибами из стального профиля необходимого сечения с возможностью обеспечения радиальных вентиляционных каналов в сердечнике статора шириной менее 10 мм и зафиксированы в просечках листа ветреницы, причем расположение гибов на дистанционной распорке и просечек на листе ветреницы обеспечивает уплотнение между дистанционной распоркой ветреницы и корпусом статора.
На Фиг.1 изображен сердечник статора с ветреницей в электрической машине с радиальной вентиляцией.
На Фиг.2 изображено поперечное сечение по А-А Фиг.1 с дистанционной распоркой ветреницы круглого сечения.
На Фиг.3 изображено поперечное сечение по А-А Фиг.1 с дистанционной распоркой ветреницы прямоугольного сечения.
Электрическая машина содержит корпус статора 1 с воздуховодом 2, сердечник статора с ветреницами 3. Ветреница 3 состоит из дистанционной распорки 4 с гибами Б (Фиг.1), выполненной из профильной стали (круглой, прямоугольной или любой другой формы) высотой профиля менее 10 мм, и листа ветреницы 5. Дистанционная распорка 4 от перемещений на листе ветреницы 5 фиксируется контактной сваркой и просечками (Фиг.2, 3), которые на листе ветреницы 5 располагаются таким образом, что в сочетании с гибами Б дистанционной распорки 4 обеспечивают минимальный зазор В (Фиг.1) или минимальный натяг между верхней полкой дистанционной распорки 4 и воздуховодом 2, создавая тем самым герметичность воздуховода 2. В качестве примера на Фиг.2 и Фиг.3 изображены дистанционные распорки 4 на листе ветреницы 5 прямоугольного и круглого сечения.
Изобретение позволяет обеспечить уплотнение между ветреницей 3 и воздуховодом 2 корпуса статора 1 и выполнить радиальные вентиляционные каналы сердечника статора шириной менее 10 мм, что улучшает охлаждение статора за счет увеличения охлаждающих поверхностей, приводит к снижению величины магнитного сопротивления воздушного зазора между ротором и статором электрической машины и улучшает тем самым электромагнитные характеристики машины.
Такая конструкция ветреницы реализована в системе охлаждения двигателей серии АТД4 типа 4АЗМ1 мощностью 315-500 кВт.
Класс H02K1/20 с каналами или проходами для охлаждающей среды