устройство для содержания и транспортирования живой рыбы
Классы МПК: | A01K63/02 емкости для перевозки живой рыбы |
Патентообладатель(и): | ЙЕНССЕН Инге Хеннинг (NO) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-10-04 публикация патента:
20.08.2005 |
Изобретение относится к устройству для транспортирования живой рыбы. Устройство для содержания и транспортирования живой рыбы содержит мешок 1 для рыбы с кольцами 3, расположенными на обоих его концах. На концах мешка установлена первая сеть 4 со стяжными тросами 5, 6 и буксировочный трос 8. Устройство содержит вторую сеть, расположенную вокруг мешка 1 для рыбы. Предусмотрены также одна или несколько распорок и запорные кольца для соединения нескольких мешков 1 в более крупные модули. Изобретение позволяет обеспечить доставку продукта высокого качества. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.
Формула изобретения
1. Устройство для содержания и транспортирования живой рыбы, содержащее мешок (1) для рыбы с кольцами (3), расположенными на обоих его концах, отличающееся тем, что на указанных концах установлена первая сеть (4) со стяжными тросами (5, 6).
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что содержит несколько мешков (1) для рыбы, соединенных друг с другом посредством запорных колец (7).
3. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что на одном конце мешка (1) для рыбы имеются буксировочные канаты (8).
4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что мешок (1) для рыбы снабжен по меньшей мере одной продольной распоркой (9).
5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что содержит вторую сеть (2), расположенную вокруг мешка (1) для рыбы.
Описание изобретения к патенту
Область техники, к которой относится изобретение
Настоящее изобретение относится преимущественно к устройству для содержания и транспортирования живой рыбы. Устройство выполнено по форме сосиски, а транспортирование предпочтительно осуществляется путем буксирования за судном.
Уровень техники
Морской промысел в форме рыболовства является в Норвегии крупнейшей отраслью на протяжении ее истории. По финансовым показателям экспорт рыбы представляет собой крупнейший бизнес в Норвегии (без учета нефтяной промышленности). В связи с этим обеспечение гарантированной доставки продуктов высокого качества имеет решающее значение для сохранения рыболовства в качестве крупной отрасли промышленности также и в будущем.
В настоящее время большие количества рыбы выбрасываются в связи с отсутствием достаточных мощностей для транспортирования ее на берег или вследствие недостаточно высокого качества этих средств.
Качество рыбы или рыбопродуктов, поступающих к потребителям в какой-либо точке земного шара, определяется несколькими взаимодействующими факторами. Когда рыба умирает, в ней начинаются процессы, приводящие к ухудшению ее качества. Качество рыбы, поступающей к потребителю, может быть повышено за счет максимально возможного увеличения времени до забоя рыбы с тем, чтобы процесс ее деградации был коротким, насколько это возможно. Дальнейшая обработка рыбы, включая предварительную обработку, очистку, сортировку, хранение и транспортирование, также должна занимать как можно меньше времени и производиться в наиболее оптимальных условиях для того, чтобы сохранить ее качество.
Задержка момента забоя рыбы и, следовательно, начала процесса ухудшения ее качества - это подход, который в различных вариантах применялся на протяжении всей истории. Во время сезонов рыболовства, т.е. при наличии достаточного количества судов при недостатке приемных мощностей в принимающей стране, распространенный вариант состоял в сохранении рыбы в замкнутых объемах. С этой целью пойманная живая рыба помещается в сетный мешок, установленный на якорь («сетный садок»), до тех пор, пока сеть не будет поднята на борт транспортирующего судна или не будет отбуксирована на принимающий рыбообрабатывающий завод. Рыба, заключенная в таком пространстве, будет находиться в нем неподвижно, в большой тесноте и, возможно, при неблагоприятных условиях в отношении течения. Это приводит к возникновению стрессов у рыбы, что опять-таки ухудшает ее качество и влечет ее смерть.
Для транспортирования рыбы из описанных сетных садков используются также специальные транспортирующие судна, которые оборудованы емкостями (танками), куда закачивается морская вода и где находится рыба во время ее доставки и приема. Подобные суда представляют собой дорогостоящее решение с учетом того, что значительная часть рыбы умирает в сетных садках до того, как будет подобрана судном, так что во многих случаях в экономическом аспекте данный вариант оказывается нецелесообразным.
В патенте Норвегии №20850 описано устройство для содержания живой рыбы, которое содержит поплавки на обоих своих концах и сетную клетку для содержания рыбы. Подобное устройство приемлемо для содержания рыбы; однако оно является более дорогим, чем требуется, и не представляется хорошим решением применительно к транспортированию. Целесообразность транспортирования рыбы в любом устройстве такого типа будет ограничиваться тем, насколько быстро его можно транспортировать при сохранении рыбы живой. При этом такая скорость не будет соответствовать экономически целесообразной скорости движения для любого судна как такового.
В патенте Норвегии №81500 описан контейнер для сбора рыбы из трала и для дальнейшего транспортирования собранной живой рыбы к принимающему заводу и для ее кратковременного содержания. Данный контейнер связан с тралом и не рассматривается в качестве приемлемого средства для хранения и транспортирования рыбы при условии обеспечения качества сохранения ее живой.
В дополнение к транспортированию рыбы в устройстве, которое в большей или меньшей степени является гидродинамическим, рыба транспортируется также в сетных садках, т.е. в удерживающих сетях. Буксирование удерживающей сети должно производиться со скоростью, не превышающей 2-3 узлов, что иногда приводит к большим затратам времени. Подобные решения описаны в патентах Норвегии №24069 и 52761. В первом из них описано устройство типа невода, которое удерживается в расправленном состоянии посредством поплавковых средств, причем судно буксирует данное устройство целиком. Скорость, превышающая 2-3 узла, будет неблагоприятно действовать на рыбу и приведет к условиям, повышающим смертность рыбы. В патенте №52761 описано довольно похожее устройство. Подчеркивается, однако, что в дополнение к неводу предусмотрены средства, которые удерживают его в расправленном состоянии, чтобы избежать стягивания во время транспортировки.
Контейнер для транспортирования живой рыбы, в котором предусмотрено поступление проникающего потока воды, раскрыт в патенте Норвегии №105955. Проникающий поток может быть ограничен с помощью жесткой решетки, частично перекрывающей один из концов устройства, или выполнением одного конца в виде воронки. Тем самым обеспечивается снижение сопротивления буксированию и предотвращается рыбная смертность.
Наиболее близким аналогом изобретения является устройство для содержания и транспортирования живой рыбы, описанное в патентном документе SU 32261. Известное устройство содержит мешок для рыбы с кольцами, расположенными на обоих концах мешка.
Сущность изобретения
Задача, на решение которой направлено настоящее изобретение, состоит в создании устройства, пригодного для содержания и транспортирования живой рыбы без создания помех для окружающей среды при скоростях транспортирования, существенно превышающих скорости (10-20 узлов), которые рыба способна выдерживать вне устройства. Одна из задач, решаемых изобретением, состоит в обеспечении такой стоимости устройства, которая сделала бы его конкурентоспособным в отношении существующих устройств для транспортирования живой рыбы.
Указанные задачи решены в устройстве для содержания и транспортирования живой рыбы, содержащем мешок для рыбы с кольцами, расположенными на обоих его концах. Отличительной особенностью устройства является то, что на указанных концах мешка установлена первая сеть со стяжными тросами.
В предпочтительном варианте устройство содержит несколько мешков для рыбы, соединенных друг с другом посредством запорных колец. На одном конце мешка для рыбы могут быть предусмотрены буксировочные канаты.
В еще одном варианте мешок для рыбы снабжен по меньшей мере одной продольной распоркой, а в наиболее предпочтительном варианте устройство содержит вторую сеть, расположенную вокруг мешка для рыбы.
Перечень Фигур чертежей
Другие детали настоящего изобретения станут ясны из нижеследующего описания варианта его осуществления, приводимого в качестве примера и иллюстрируемого прилагаемыми чертежами.
На фиг.1 представлена базовая форма выполнения изобретения.
Фиг.2 иллюстрирует соединение нескольких мешков для рыбы в более крупный модуль.
Фиг.3 иллюстрирует соединительные средства для соединения нескольких мешков в более крупные модули.
Фиг.4 иллюстрирует выполнение концевых зон устройства.
На фиг.5 представлено устройство по изобретению, снабженное распорками.
Фиг.6 иллюстрирует мешок для рыбы во время его транспортирования при наличии наружной сети.
Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения
Устройство по изобретению включает в себя мешок 1 для рыбы, выполненный из прочного полотнища. Если необходимо обеспечить дополнительное упрочнение, например, на время транспортировки, мешок 1 целиком может быть заключен в оболочку из сети 2 (фиг.6). Мешок 1 для рыбы выполнен трубчатым. Вблизи обоих его концов, с небольшим смещением к средней части установлены кольца 3 мешка, поддерживающие мешок в вытянутом состоянии. К концам мешка 1 прикреплена трубчатая сеть 4. В месте сопряжения мешка 1 для рыбы и сети 4 находится первый стяжной трос 5. Второй стяжной трос 6 расположен у второго конца сети 4. Посредством этих стяжных тросов 5, 6 мешок 1 для рыбы может быть стянут и закрыт на своем конце, так что рыба не сможет его покинуть. Однако сохранится возможность определять и регулировать поток воды, протекающий через мешок 1. Эта возможность иллюстрируется фиг.1 и 4.
Несколько мешков 1 для рыбы могут быть соединены в более крупные модули, как это показано на фиг.2. Соединение мешков осуществляется установкой колец 3 соседних мешков 1 смежно друг с другом и скреплением их посредством запирающего кольца 7 (фиг.3). В зоне соединения будут иметься участки в форме воронки, по одному от каждого мешка 1. При буксировании мешка 1 для рыбы за судном между судном и кольцом 3 мешка могут быть предусмотрены дополнительные буксировочные канаты 8.
При транспортировании рыбы в мешке 1 первый стяжной трос 5 затягивается, тогда как второй стяжной трос 6 затягивается полностью, так что сквозной поток воды может быть сделан достаточно быстрым и комфортным для рыбы. Мешок 1 для рыбы может транспортироваться с высокой скоростью к точке назначения без повреждения или смерти рыбы.
При использовании настоящего изобретения рыба может доставляться на берег и может содержаться живой до тех пор, пока принимающий объект не будет располагать достаточной емкостью, или до тех пор, пока рынок не предложит желаемую цену. При этом рыба может буксироваться живой как можно ближе к соответствующему рынку до того, как она будет забита.
В соответствии с отчетами Министерства рыболовства большое количество объектов для приема рыбы вдоль побережья будет закрыто в течение короткого времени. Это означает более длительное транспортирование при доставке рыбы и рост потребности к транспортированию живой рыбы с целью сохранения ее качества.
Когда объединенный мешок 1, 1 ' для рыбы используется в море для содержания живой рыбы, в устройстве могут быть предусмотрены продольные распорки 9, например, в виде труб (см. фиг.5).
Эти распорки могут служить также в качестве помоста для лиц, ухаживающих за рыбой. Мешок 1 для рыбы может быть снабжен также средствами для создания сквозного потока воды, например, в виде пропеллеров, связанных с двигателем, которые формируют требуемый поток, когда мешок 1 находится в стационарном состоянии, т.е. служит в качестве установки для разведения рыбы.
Класс A01K63/02 емкости для перевозки живой рыбы