способ замены каната в подъемном устройстве
Классы МПК: | B66B19/02 монтаж или смена тросов или канатов B66D3/04 полиспасты и тп устройства, в которых тяговое усилие прилагается к канату, тросу или цепи, проходящим через один или несколько блоков, например с целью получения преимущества в тяговом усилии |
Автор(ы): | Титов А.В. (RU), Новожилов М.В. (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро "Мотор" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-07-25 публикация патента:
20.08.2005 |
Изобретение относится к подъемному машиностроению и может быть использовано при замене изношенного каната в подъемных устройствах новым. Способ заключается в том, что осуществляют сматывание заменяемого каната из полиспастной системы, соединение его с новым канатом, запасовку нового каната в полиспастную систему, разъединение канатов, удаление заменяемого каната с намоточных барабанов и крепление на них нового каната. Согласно изобретению новый канат раскладывают на площадке в линию, зачехляя при раскладывании, затем подвергают его вытяжке, после чего зачехленный новый канат укладывают на площадке с образованием двух ветвей концами в одну сторону и с изгибом посередине. Обе ветви каната, начиная от изгиба, наматывают на катушку, расчехляя канат по мере его намотки. У запасованного в полиспастную систему заменяемого каната обрезают обе ветви и соединяют их с концами нового каната. Затем осуществляют запасовку нового каната в полиспастную систему, разъединение канатов, удаление концов заменяемого каната с намоточных барабанов и крепление на них концов нового каната. Изобретение обеспечивает сохранение качества заменяемого каната.
Формула изобретения
Способ замены каната в подъемном устройстве, включающий сматывание заменяемого каната из полиспастной системы, соединение его с новым канатом, запасовку нового каната в полиспастную систему, разъединение канатов, удаление заменяемого каната с намоточных барабанов и крепление на них нового каната, отличающийся тем, что новый канат раскладывают на площадке в линию, зачехляя при раскладывании, затем подвергают его вытяжке, после чего зачехленный новый канат укладывают на площадке с образованием двух ветвей концами в одну сторону и с изгибом посередине, обе ветви каната, начиная от изгиба, наматывают на катушку, расчехляя канат по мере его намотки, у запасованного в полиспастную систему заменяемого каната обрезают обе ветви и соединяют их с концами нового каната, после чего осуществляют запасовку нового каната в полиспастную систему, разъединение канатов, удаление концов заменяемого каната с намоточных барабанов и крепление на них концов нового каната.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к подъемным устройствам, например кранам, в том числе установленным на транспортных средствах, и может быть использовано для замены в полевых условиях дефектного каната большой длины в подъемном устройстве любого типа, в особенности, в подъемных устройствах со сдвоенными полиспастами и двумя приводами механизма подъема груза (у которого оба конца каната закреплены на намоточных барабанах).
Известен способ замены изношенного каната в талевой системе подъемного устройства, согласно которому соединяют сращиванием свободный конец дефектного (заменяемого) каната с концом нового каната, пропускают новый канат в талевую систему (полиспаст) до барабана лебедки механизма подъема груза, разъединяют концы заменяемого и нового каната, удаляют с подъемного устройства заменяемый канат и закрепляют конец нового каната на намоточном барабане (см. патент РФ №2131393, кл. В 66 В 19/02,1999 г.) - наиболее близкий аналог.
Предложенный способ, как и известный, основаны на одном принципе: сматывание заменяемого каната с намоточного барабана и отрезка его за выходным элементом полиспастной системы, соединение концов нового и заменяемого канатов, пропускание (втягивание) нового каната в талевую (полиспастную) систему, разъединение нового и заменяемого канатов, удаление конца заменяемого каната с намоточного барабана и закрепление на нем нового каната.
Однако известный способ не предусматривает: операцию предварительной вытяжки нового каната перед его запасовкой, которая обеспечивает выравнивание его прядей и напряжений между нитями, а также равномерность распределения по ним рабочей нагрузки, повышая тем самым долговечность каната в целом; применения приспособлений для защиты каната от загрязнений при замене каната большой длины в полевых условиях, что также повышает его долговечность. Кроме того, известный способ не обеспечивает замены дефектного каната в подъемных устройствах с двумя механизмами подъема груза (с присоединением двух концов нового каната).
Задачей настоящего изобретения является разработка способа замены каната, обеспечивающего упрощение процесса замены каната в полиспастной системе с двумя намоточными барабанами в полевых условиях.
Поставленная задача обеспечивается тем, что в способе замены каната, включающем сматывание заменяемого каната с намоточных барабанов и вытяжку его из полиспастной системы, соединение концов нового и заменяемого канатов, запасовку нового каната в полисластную систему, разъединение канатов, удаление заменяемого каната с намоточных барабанов и крепление на них нового каната, новым является то, что новый канат раскладывают на площадке в линию, зачехляя при раскладывании, затем подвергают его вытяжке, после чего зачехленный новый канат укладывают на площадке с образованием двух ветвей концами в одну сторону и с изгибом посередине, обе ветви каната, начиная от изгиба, наматывают на катушку, расчехляя канат по мере его намотки, у запасованного в полиспастную систему заменяемого каната обрезают обе ветви и соединяют их с концами нового каната, после чего осуществляют запасовку нового каната в полиспастную систему, разъединение канатов, удаление концов заменяемого каната с намоточных барабанов и крепление на них нового каната.
Осуществление вытяжки нового каната перед его запасовкой позволяет перераспределить напряжения в проволоках каната, выровнять напряжения между прядями, обеспечить равномерность распределения по ним рабочей нагрузки и повысить долговечность каната.
Применение чехлов, в которых канат располагают на площадке, позволяет исключить попадание на него грязи и песка, что также повышает его долговечность.
Необходимо также отметить, что предложенный способ позволяет выполнить замену каната в полевых условиях, на месте эксплуатации подъемного устройства любого типа (в том числе и с двумя механизмами подъема груза одним канатом), что особенно важно в случаях удаления ремонтной базы или невозможности доставки на нее крупногабаритных и тяжелых подъемных сооружений (например, буровой или шахтной установки, подъемных устройств шлюзовых затворов и т.п).
При проведении патентных исследований не обнаружены решения, идентичные заявленному, а следовательно, заявленное изобретение соответствует критерию «новизна».
Считаем, что сущность заявленного изобретения не следует явным образом из известных решений аналогичного назначения, а следовательно, заявленное изобретение соответствует критерию «изобретательский уровень».
Сведений, изложенных в материалах заявки, достаточно для практического осуществления изобретения.
Способ замены каната осуществляют следующим образом.
Подготавливают площадку для раскладки нового каната и необходимое оборудование.
Доставляют на площадку катушку с новым канатом и сматывают с нее канат необходимой длины, укладывая его на площадку. По мере сматывания каната с катушки, до касания с площадкой, его зачехляют, чтобы избежать попадания на канат посторонних частиц, грязи, которые могут находиться на площадке. Когда расположенный в линию зачехленный канат на площадке достигнет заданной длины, осуществляют его отрезку от оставшейся на катушке части каната.
Далее осуществляют вытяжку каната.
После окончания вытяжки изменяют положение каната на площадке, а именно располагают его в виде двух параллельных ветвей с изгибом в средней части и расположением концов с одной стороны. Среднюю часть каната крепят на катушке и наматывают обе ветви на катушку, снимая при этом чехлы.
Новый канат подготовлен к установке на подъемное устройство.
Сматывают заменяемый канат с намоточных барабанов подъемного устройства. оставляя намотанными 1-2 витка на каждом барабане. Отрезают часть этого каната ниже полиспастной системы и соединяют известным способом концы его с концами нового каната. Включают подъемное устройство на намотку каната, остаток заменяемого каната наматывают на намоточные барабаны, протягивая через все элементы полиспастной системы новый канат, то есть производя его запасовку. Вращение намоточных барабанов прекращают, когда места соединения концов канатов приблизились к намоточным барабанам.
Разъединяют концы заменяемого и нового канатов. Удаляют с барабанов остаток заменяемого каната. Крепят на барабанах концы нового каната и, включив подъемное устройство на намотку каната, продолжают наматывать новый канат до срабатывания ограничителя подъема грузозахватного органа.
Замена каната закончена.
Способ замены каната поясняется приведенным ниже примером.
Необходимо заменить дефектный канат на стреловом кране, установленном на автомобильные шасси. Длина заменяемого дефектного каната 600 м.
Для осуществления замены подготавливают площадку длиной примерно 700 м, шириной 4 м, очищают площадку от посторонних предметов, песка, грязи.
Подают на площадку грузовой автомобиль с установленной в его кузове катушкой, на которой намотан новый канат. Перемещением автомобиля на малой скорости вдоль площадки сматывают с катушки канат, раскладывая на площадке в линию, одновременно измеряя и фиксируя его длину, зачехляя до контакта с площадкой. Чехол целесообразно выполнять в виде отдельных примерно двухметровой длины трубчатых секций, разъемных по оси и скрепляемых друг с другом после размещения каната в секциях, в качестве секций чехла могут быть использованы пластмассовые кабельные каналы, широко применяемые при прокладке электрокабелей на стенах помещений. Секции чехлов могут соединяться друг с другом. Таким образом, на площадку укладывают канат, помещенный в образованный снаружи чехол.
После сматывания с катушки каната необходимой длины производят отрезку смотанной части каната. Автомобиль с установленной в его кузове катушкой убирают с площадки. Далее осуществляют вытяжку каната, для чего подают на площадку тягач, к крюку которого крепят один конец каната. Второй конец каната крепят к штоку гидроцилиндра, а гидроцилиндр с выдвинутым штоком - через динамометр крепят ко второму тягачу. Затормаживают тягачи, подают в гидроцилиндр давление от насосной станции (на убирание штока) и нагружают канат растягивающей нагрузкой, величину которой контролируют по динамометру. Производят выдержку каната под нагрузкой в течение двух часов. По окончании операции вытяжки каната его отсоединяют от тягачей, освобождая концы, и убирают с площадки все оборудование, используемое при вытяжке каната.
Подают на площадку грузовой автомобиль с установленной в его кузове пустой катушкой. Закрепляют на катушке конец каната и, перемещая автомобиль задним ходом на малой скорости в направлении разложенного каната, наматывают на катушку канат, одновременно расчехляя его. После того, как половина длины каната будет намотана на катушку, разворачивают автомобиль и перемещают его вдоль оставшейся на площадке части каната, укладывая рядом, параллельно ей канат, сматываемый с катушки, одновременно зачехляя его. После того, как весь канат будет смотан с катушки, он расположится на площадке, образуя изгиб посередине и две параллельные ветви одинаковой длины, концы которых направлены в одну сторону.
Подводят автомобилем катушку к изгибу каната (средней его части), крепят изогнутый участок каната на катушке и обе его ветви наматывают на катушку, одновременно расчехляя их. Концы намотанного нового каната оставляют свободными.
Подготовка каната к замене окончена.
Для замены дефектного каната кран подгоняют на площадку или катушку с новым канатом, установленную на автомобиле, подвозят к крану. Опускают стрелу крана в горизонтальное положение, приводят полиспастную систему крана в рабочее положение. Включают привод подъема груза крана на опускание, в результате чего заменяемый канат сматывается с намоточных барабанов и пропускается через полиспастную систему. Привод механизма подъема отключают, когда на намоточных барабанах останется 1-2 витка заменяемого каната.
Обрезают обе ветви заменяемого каната ниже полиспастной системы.
Сращивают (сваривают, сплетают) концы заменяемого каната с концами нового, намотанного на катушке.
Включают механизм подъема груза крана на подъем, в результате чего оставшаяся на кране часть заменяемого каната наматывается на намоточные барабаны, проходя через элементы полиспастной системы и протягивая через них новый канат, то есть осуществляя запасовку нового каната. Механизм подъема останавливают, когда узлы стыковки канатов окажутся в зоне намоточных барабанов. Производят резку по ветвям нового каната ниже мест соединений с заменяемым. Удаляют с намоточных барабанов остаток заменяемого каната. Закрепляют на намоточных барабанах концы нового каната и, включив механизм подъема груза крана на подъем, наматывают на барабаны новый канат до выключения механизма подъема ограничителем подъема грузового органа.
Замена каната закончена.
Класс B66B19/02 монтаж или смена тросов или канатов
Класс B66D3/04 полиспасты и тп устройства, в которых тяговое усилие прилагается к канату, тросу или цепи, проходящим через один или несколько блоков, например с целью получения преимущества в тяговом усилии
полиспаст - патент 2311336 (27.11.2007) | |
блок полиспаста с ленточным тяговым органом - патент 2307063 (27.09.2007) | |
устройство подвески грузового блока крана - патент 2305062 (27.08.2007) | |
безопасный канатный полиспаст - патент 2266860 (27.12.2005) | |
устройство для перемещения груза (варианты) - патент 2195424 (27.12.2002) | |
полиспаст - патент 2192386 (10.11.2002) | |
грузовое устройство - патент 2142903 (20.12.1999) | |
устройство отбора мощности от колеса мотоцикла - патент 2083426 (10.07.1997) | |
троллей для подвесных путей - патент 2062723 (27.06.1996) | |
устройство для поворота крюка крана и груза - патент 2034771 (10.05.1995) |