компенсатор зазора для механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания
Классы МПК: | F01L1/25 расположенные между кулачком и штоком клапана |
Автор(ы): | Кривицкий А.А. (RU), Кривицкий Б.А. (RU), Бутенко В.И. (RU), Кривицкий Н.А. (RU), Ромчук Е.Е. (RU), Диденко Д.И. (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Таганрогский государственный радиотехнический университет" (ТРТУ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-03-17 публикация патента:
20.08.2005 |
Компенсатор зазора для механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания содержит корпус клапана, размещенные в корпусе подпружиненный шток и компенсирующий элемент, причем шток состоит из двух частей: нижней - с тарелкой клапана и верхней - компенсирующий элемент, включающей винт, сопряженный резьбой со штоком, и ползун, имеющий возможность возвратно-поступательного перемещения вдоль оси последнего под воздействием пружины, при этом винт и ползун контактируют поверхностями, имеющими мелкий зуб. Корпус клапана монтируется в корпусе двигателя через уплотнительную прокладку и фиксируется разрезной гайкой, которая прижимает корпус клапана к корпусу двигателя и стопорится стопором. Технический результат: повышение надежности, возможностей регулировки и улучшения удобства эксплуатации. 1 ил.
Формула изобретения
Компенсатор зазора для механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус клапана, размещенные в корпусе подпружиненный шток и компенсирующий элемент, причем шток состоит из двух частей: нижней - с тарелкой клапана и верхней - компенсирующий элемент, включающей винт, сопряженный резьбой со штоком, и ползун, имеющий возможность возвратно-поступательного перемещения вдоль оси последнего под воздействием пружины, при этом винт и ползун контактируют поверхностями, имеющими мелкий зуб, отличающийся тем, что корпус клапана монтируется в корпусе двигателя через уплотнительную прокладку и фиксируется разрезной гайкой, которая прижимает корпус клапана к корпусу двигателя и стопорится стопором.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области двигателей внутреннего сгорания, а именно клапанным механизмам газораспределения двигателя, может быть использовано в машиностроении и автомобильной промышленности.
Известен клапанный механизм газораспределения двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус клапанов с впускными и выпускными окнами и размещенными в нем соосно наружным выпускным и внутренним впускным клапанами с приводом, пружинами; с целью снижения габаритов, впускные и выпускные окна расположены на одном уровне с противоположных сторон корпуса клапанов, впускной клапан снабжен разделительной перегородкой зон впуска и выпуска, корпус клапана выполнен вставным, и подвижная опора пружин выпускного клапана и неподвижная опора пружин впускного клапана выполнены в виде телескопических стакана и втулки, размещенных один в другой с возможностью осевого перемещения, подвижная опора впускного клапана размещена с возможностью осевого перемещения внутри подвижной опоры выпускного клапана и снабжена демпфирующим устройством (см. авторское свидетельство № 1574846, F 01 L 1/28, бюл. № 24, 1990 г.).
Признаки, совпадающие - содержит корпус с впускными и выпускными окнами и размещенными в нем соосно выпускным и внутренним впускным клапанами с приводом, пружинами и опору пружин, а корпус клапана выполнен вставным.
Причины, препятствующие поставленной задаче, - сложность открытия клапана всасывающего и выхлопного клапана за счет удлиненной цепи воздействия на клапан. Это ухудшает работу динамики возвратно-поступательных движений привода при воздействии на клапан, и присутствует дополнительная нагрузка на пружину клапана при возвращении в исходное положение подвижных деталей открытия и закрытия клапана, а также сложность регулировки и неудобство при эксплуатации.
Известен клапанный механизм газораспределения двигателя внутреннего сгорания, содержащий головку цилиндра с впускным и выпускным каналами, цилиндрической втулкой и седлом клапана, соосно расположенные наружный выпускной и внутренний впускной клапаны с приводом, пружины, подвижные и неподвижные опоры пружин и маслоотражательный колпачок, при этом в корпусе наружного выпускного клапана выполнена разделительная перегородка, а на его тарелке - окно впуска и посадочный поясок, с целью повышения аэродинамического качества путем оптимизации профиля разделительной перегородки выпускного клапана и упрощения конструкции окно впуска в тарелке выпускного клапана по высоте расположено ниже его клапанного пояска, а седло клапана выполнено за одно с цилиндрической втулкой н снабжено окнами, совпадающими по контуру с впускным и выпускным каналами, подвижные опоры пружин впускного и выпускного клапанов снабжены цилиндрическими поясками, размещенными один в другом с возможностью осевого перемещения, а неподвижная опора для пружин закреплена на резьбе в головке цилиндра и снабжена элементами регулировки и фиксации опор, при этом верхняя часть стержня выпускного клапана снабжена резьбой и равнорасположенными пазами, а в верхней опоре впускного клапана выполнены окна для прохода частей стержня выпускного клапана (см. авторское свидетельство № 1760137, 5 F 01 L 1/28, бюл. № 33, 1992 г.).
Признаки, совпадающие - содержит соосно расположенные наружный выпускной и внутренний впускной клапаны с приводом, пружины, подвижные опоры пружин с возможностью осевого перемещения, опора для пружин закреплена в головке цилиндра и снабжена элементами регулировки и фиксации.
Причины, препятствующие поставленной задаче, - сложность конструкции, недостаточно удобен в эксплуатации, сложность регулировки, что снижает надежность.
Известен компенсатор зазора для механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с опорным элементом и отверстиями и размещенные в корпусе подпружиненный шток и компенсирующий элемент, причем шток размещен на компенсирующем элементе, при этом с целью повышения эффективности, компенсирующий элемент выполнен в виде упорного цилиндра, контактирующего со штоком, и подпружиненных плоских клиньев, размещенных в отверстиях корпуса и контактирующих с последним (см. авторское свидетельство № 1772362, F 01 L 1/20, бюл. № 40, 1992 г.).
Признаки, совпадающие - содержит корпус с опорным элементом и отверстиями, размещенные в корпусе подпружиненный шток и компенсирующий элемент, причем шток размещен на компенсирующем элементе.
Причины, препятствующие поставленной задаче, - сложность конструкции, сложность регулировки, неудобство при эксплуатации, недостаточная надежность, обусловленная применением клиньев. Это ухудшает динамику работы механизма.
За прототип принят патент США № 1457957, Н.кл. 123-90.52, опубл. 1923, на 3 страницах, известный компенсатор зазора для механизма газораспределения ДВС, содержащий корпус (клапана) и размещенные в корпусе подпружиненный шток и компенсирующий элемент, причем шток состоит из двух частей: нижней с тарелкой клапана и верхней - компенсирующий элемент, включающей винт, сопряженный резьбой со штоком, и ползун, имеющий возможность возвратно-поступательного перемещения вдоль оси последнего под воздействием пружины, при этом винт и ползун контактируют поверхностями, имеющими мелкий зуб.
Признаки, совпадающие - содержащий корпус клапана и размещенные в корпусе подпружиненный шток и компенсирующий элемент, причем шток состоит из двух частей: нижней с тарелкой клапана и верхней - компенсирующий элемент, включающей винт, сопряженный резьбой со штоком, и ползун, имеющий возможность возвратно-поступательного перемещения вдоль оси последнего под воздействием пружины, при этом винт и ползун контактируют поверхностями, имеющими мелкий зуб.
Причины, препятствующие поставленной задаче, - недостаточно удобен при монтаже и неудобство при эксплуатации. Что ухудшает эксплуатационные характеристики механизма.
Задачей предложенного изобретения является повышение надежности, возможностей регулировки и улучшение удобства эксплуатации.
Технический результат заключается в том, что компенсатор зазора для механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус клапана, размещенные в корпусе подпружиненный шток и компенсирующий элемент, причем шток состоит из двух частей: нижней - с тарелкой клапана и верхней - компенсирующий элемент, включающей винт, сопряженный резьбой со штоком, и ползун, имеющий возможность возвратно-поступательного перемещения вдоль оси последнего под воздействием пружины, при этом винт и ползун контактируют поверхностями, имеющими мелкий зуб, а корпус клапана монтируется в корпусе двигателя через уплотнительную прокладку и фиксируется разрезной гайкой, которая прижимает корпус клапана к корпусу двигателя и стопорится стопором. Это повышает возможности регулировки и улучшает эксплуатационные характеристики.
Предлагаемый компенсатор зазора для механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания поясняется чертежом.
Компенсатор зазора для механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания содержит корпус 1 клапана, размещенные в корпусе 1 подпружиненный шток 2 и компенсирующий элемент 3, причем шток 2 состоит из двух частей: нижней - с тарелкой 6 клапана и верхней - компенсирующий элемент 3, включающей винт 7, сопряженный резьбой со штоком 2 и ползун 8, имеющий возможность возвратно-поступательного перемещения вдоль оси последнего под воздействием пружины 9, при этом винт 7 и ползун 8 контактируют поверхностями, имеющими мелкий зуб, а корпус 1 клапана монтируется в корпусе двигателя 11 через уплотнительную прокладку 10 и фиксируется разрезной гайкой 4, которая прижимает корпус 1 клапана к корпусу двигателя 11 и стопорится стопором 5.
Работа компенсатора зазора для механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания.
Корпус клапана 1 монтируется в корпус двигателя 11 внутреннего сгорания через уплотнительную прокладку 10 и фиксируется разрезной гайкой 4, которая прижимает корпус 1 к корпусу двигателя и стопорится стопором 5. Регулировка рабочего зазора между верхней плоскостью винта 7 и газораспределительным механизмом (кулачком) осуществляется отводом вниз перемещающегося возвратно-поступательно по шлицу штока 2 ползуна 8 и вращением винта 7, соединенного резьбовым соединением со штоком 2. При последующем сопряжении под воздействием пружины 9 ползуна 8 с винтом 7 посредством мелкого зуба происходит надежная фиксация винта 7 в требуемом положении.
Разрезная гайка 4 постоянно прижимает корпус к корпусу двигателя 11 через уплотнительную прокладку 10, создавая герметичное соединение. Стопор 5 контрит гайку 4 посредством создаваемого давления на ее среднюю часть.
Цикл работы клапана связан с началом работы двигателя. Например, при запуске двигателя производится поворот кулачкового вала, который воздействует на верхнюю часть винта 7, при этом тарелка 6 клапана открывает канал, через который поступает воздух в камеру сгорания двигателя в соответствии с циклом его работы, затем при повороте кулачкового вала кулачок прекращает создавать давление на винт 7 и сжатая пружина 9 разжимается до смыкания тарелки 6 клапана с седлом корпуса 1, закрывая канал подачи воздуха. При дальнейшем сжатии происходит горение рабочей смеси, и после расширения внутри цилиндра рабочей смеси происходит выброс через второй клапан такой же конструкции, работающей по циклу двигателя на удаление отработанных газов.
Конструкция узла указанной конструкции позволяет просто и надежно произвести демонтаж в процессе эксплуатации и осуществить замену новым.
Механизм легко и конструктивно просто можно защитить кожухом от воздействия внешней среды.
Класс F01L1/25 расположенные между кулачком и штоком клапана