узел соединительный
Классы МПК: | F16B1/00 Устройства для соединения или предотвращения относительного смещения деталей машин или элементов конструкций F16B2/02 зажимы без упруго деформируемых захватывающих элементов |
Автор(ы): | Ширнин Ю.А. (RU), Шестаков Я.И. (RU), Онучин Е.М. (RU), Онучин А.М. (RU) |
Патентообладатель(и): | Марийский государственный технический университет (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-11-24 публикация патента:
20.08.2005 |
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для жесткого соединения между собой отдельных элементов машин. Узел соединительный состоит из соединяемых элементов, имеющих соединительные плиты, несущих элементов и механизма предварительного напряжения. Соединительные плиты выполнены по меньшей мере с двумя отверстиями с зенковкой со стороны, обратной второму соединяемому элементу каждая, соединяющимися прорезями, ширина которых равна малому диаметру отверстий, с боковыми гранями соединительных плит. В отверстия установлены несущие элементы. На сторонах соединительных плит, обращенных друг к другу, сделаны скосы под углом. В зазоре между скосами установлен механизм предварительного напряжения, выполненный в виде расклинов, имеющих профиль равнобокой трапеции, угол наклона боковых сторон которой соответствует углу скосов на соединительных плитах. В результате облегчается сборка и разборка соединения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Узел соединительный, состоящий из соединяемых элементов, имеющих соединительные плиты, несущих элементов и механизма предварительного напряжения, отличающийся тем, что соединительные плиты выполнены по меньшей мере с двумя отверстиями с зенковкой со стороны, обратной второму соединяемому элементу каждая, соединяющимися прорезями, ширина которых равна малому диаметру отверстий, с боковыми гранями соединительных плит, в отверстия установлены несущие элементы, на сторонах соединительных плит, обращенных друг к другу, сделаны скосы под углом, в зазоре между скосами установлен механизм предварительного напряжения, выполненный в виде расклинов, имеющих профиль равнобокой трапеции, угол наклона боковых сторон которой соответствует углу скосов на соединительных плитах.
2. Узел по п.1, отличающийся тем, что несущие элементы выполнены в виде цилиндров, заканчивающихся расширяющимися коническими поверхностями.
Описание изобретения к патенту
Изобретение предназначено для жесткого соединения между собой отдельных элементов транспортно-технологических машин и может быть использовано в машиностроении.
Известен узел соединительный, включающий соединяемые элементы, имеющие цилиндрические выступы разных диаметров, причем в выступе большего диаметра выполнено соосное отверстие, диаметр которого соответствует диаметру второго выступа, в обоих выступах выполнены отверстия, концентричные в собранном состоянии, оси которых перпендикулярны осям выступов, и в эти отверстия вставлен фиксирующий элемент-штифт (Анурьев, В.И. Справочник конструктора машиностроителя. В 3-х т. Т.2 - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1979. - 559 с., с.35, рис. в табл.10).
Недостатком этого узла соединительного является недостаточная жесткость взаимной фиксации соединяемых элементов по всем 6-ти степеням свободы.
Наиболее близким является узел соединительный, состоящий из соединяемых элементов, имеющих соединительные плиты, на которых выполнены концентричные в собранном состоянии отверстия, несущих элементов, выполненных в виде цилиндров и вставленных в отверстия соединительных плит, и механизма предварительного напряжения, выполненного в виде резьбы на несущем элементе и навинчиваемой на нее с некоторым моментом затяжки гайки. (Анурьев, В.И. Справочник конструктора машиностроителя. В 3-х т. Т.2 - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1979. - 559 с., с.516, рис.6).
Недостатком этого узла соединительного является значительная трудоемкость процесса сборки и разборки соединения.
Указанный недостаток устраняется тем, что в узле соединительном, состоящем из соединяемых элементов, имеющих соединительные плиты, на которых выполнены концентричные в собранном состоянии отверстия, несущих элементов, выполненных в виде цилиндров и вставленных в отверстия соединительных плит, и механизма предварительного напряжения, выполненного в виде резьбы на несущем элементе и навинчиваемой на нее с некоторым моментом затяжки гайки, соединительные плиты выполнены по меньшей мере с двумя отверстиями с зенковкой со стороны обратной второму соединяемому элементу каждая, соединяющимися прорезями, ширина которых равна малому диаметру отверстий, с боковыми гранями соединительных плит, в отверстия установлены несущие элементы, на сторонах соединительных плит, обращенных друг к другу, сделаны скосы под углом, в зазоре между скосами установлен механизм предварительного напряжения, выполненный в виде расклинов, имеющих профиль равнобокой трапеции, угол наклона боковых сторон которой соответствует углу скосов на соединительных плитах, несущие элементы выполнены в виде цилиндров, заканчивающихся расширяющимися коническими поверхностями.
Предложенная конструкция узла соединительного позволяет облегчить процесс сборки и разборки соединения.
В патентной и научно-технической литературе подобной конструкции узла соединительного нами не обнаружено.
На чертеже изображен узел соединительный в сборе с вырезом четверти.
Узел соединительный состоит из соединяемых элементов 1, жестко соединенных с соединительными плитами 2, в отверстия 3 которых через прорези 4 вставлены несущие элементы 5. Между скосов 6 соединительных плит 2 установлены расклины 7, стянутые для создания предварительного напряжения болтовыми соединениями 8.
Узел соединительный работает следующим образом.
Первоначально соединяемые элементы 1 сближаются до соприкосновения соединительных плит 2, что дает возможность через прорези 4 в соединительных плитах 2 установить несущие элементы 3 в отверстия 3 соединительных плит 2. После чего соединяемые элементы 1 раздвигаются насколько им позволяют несущие элементы 5, и в образовавшийся между скосов 6 соединительных плит 2 зазор устанавливаются расклины 7, которые затем болтовыми соединениями 8 стягиваются до создания необходимого предварительного напряжения в узле соединительном, что позволяет жестко соединить соединяемые элементы.
Предложенная конструкция узла соединительного позволяет облегчить процесс сборки и разборки соединения.
Класс F16B1/00 Устройства для соединения или предотвращения относительного смещения деталей машин или элементов конструкций
Класс F16B2/02 зажимы без упруго деформируемых захватывающих элементов
узел соединения элементов - патент 2375613 (10.12.2009) | |
блок электроразъемов - патент 2294039 (20.02.2007) | |
блок предварительной расстыковки электроразъемов - патент 2294038 (20.02.2007) |