способ контроля остойчивости и скорости судна
Классы МПК: | B63B39/14 для определения крена или периода качки |
Автор(ы): | Александров В.Л. (RU), Матлах А.П. (RU), Нечаев Ю.И. (RU), Поляков В.И. (RU) |
Патентообладатель(и): | Александров Владимир Леонидович (RU), Матлах Александр Петрович (RU), Нечаев Юрий Иванович (RU), Поляков Виктор Исаакович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-01-29 публикация патента:
27.08.2005 |
Изобретение относится к судостроению и касается технологии контроля остойчивости и скорости эксплуатирующихся судов. Способ контроля остойчивости и скорости судна заключается в измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты. При её вычислении измеряют осадки судна носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость кажущегося ветра, температуру воздуха и температуру забортной воды. При определении скорости в ледовых условиях дополнительно измеряют толщину льда, толщину снежного покрова, толщину наружной обшивки и набора корпуса в носовой части в зоне контакта, устанавливают фактическое состояние корпуса, характеризуемое уменьшением толщины обшивки и набора в результате износа, и определяют безопасную скорость при движении в сплошном ледовом поле или в битом льду за ледоколом. Безопасную скорость судна при движении в сплошном ледовом поле вычисляют по формуле: v/vо=0,95-0,50(h/h*)-0,25(h/h*) 2-0,30(hc/h**)-0,20(hc/h**) 2 в полном грузу, а в балласте - по формуле: v/vo =1.0-0,63(h/h*)-0,27(h/h*)2-0,37(hc/h**)-0,18(h c/h**)2, а при движении в битом льду за ледоколом вычисляют в обычном режиме по формуле: v/vo =0,97-0,50(h/h**)-0,25(h/h**)2+(v/v o) и по формуле: v/vо=0,85-0,52(h/h**)-0,21(h/h**) 2 в маневровом режиме, где Vo - скорость судна в свободной воде, h*=0,5 - предельное (стандартное) значение толщины льда, м; h**=0,25 - стандартное значение толщины льда, м; hc - толщина снежного покрова, м; (v/v o)- поправка на снижение скорости при ударе носовой части корпуса о льдину, вычисляемая для судна в полном грузу по формуле: (v/v o)=-0,31(h/h*)+0,31(h/h*)2 и по формуле: (v/v o)=-0,37(h/h*)-0,37(h/h*)2 для судна в балласте в диапазоне 0,4(h/h*)1,0, при этом допустимую скорость судна, находящегося длительное время в эксплуатации, определяют при износе обшивки по формуле: v t=k /vo и по формуле: vt=kw /vo при износе набора, где vo- скорость судна при новом корпусе, определенная по формуле: v/vo =0,95-0,50(h/h*)-0,25(h/h*)2-0,30(hc/h*)-0,20(hc/h*) 2 или по формуле: v/vo=1,0-0,63(h/h*)-0,27(h/h*) 2-0,37(hc/h*)-0,18(hc/h*) 2; k =1,0-3,9[(1-(t/ o)]+5,4[(1-( t/ o)]2 - коэффициент, пропорционально которому уменьшают допустимую скорость за счет износа обшивки; kw =1,0-1,6[(1-wt/wo)] - коэффициент, пропорционально которому уменьшают допустимую скорость за счет износа набора корпуса, где t и о - соответственно толщина наружной обшивки изношенного и нового корпуса; wt и wo - моменты инерции сечения конструкции набора соответственно изношенного и нового корпуса. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении достоверности оченки безопасности судна при движении во льдах за счет контроля скорости судна в зависимости от интенсивности ледовой нагрузки. 1 ил.
Формула изобретения
Способ контроля остойчивости и скорости судна, заключающийся в измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, при вычислении которой измеряют осадки судна носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость кажущегося ветра, температуру воздуха и температуру забортной воды, отличающийся тем, что при определении скорости судна в ледовых условиях дополнительно измеряют толщину льда, толщину снежного покрова, толщину наружной обшивки и толщину набора корпуса в носовой части судна в зоне контакта, устанавливают фактическое состояние корпуса, характеризуемое уменьшением толщины обшивки и набора в результате износа, и определяют безопасную скорость судна при движении в сплошном ледовом поле или в битом льду за ледоколом, при этом безопасную скорость судна при движении в сплошном ледовом поле вычисляют по формуле
v/vо=0,95-0,50(h/h*)-0,25(h/h*)2-0,30(h c/h**)-0,20(hc/h**)2 в полном грузу, а в балласте - по формуле
v/vo=1,0-0,63(h/h*)-0,27(h/h*) 2-0,37(hc/h**)-0,18(hc/h**) 2, a при движении в битом льду за ледоколом вычисляют в обычном режиме по формуле
v/vo=0,97-0,50(h/h**)-0,25(h/h**) 2+(v/v o)
и по формуле
v/vо=0,85-0,52(h/h**)-0,21(h/h**) 2 в маневровом режиме,
где vo - скорость судна в свободной воде;
h*=0,5 - предельное (стандартное) значение толщины льда, м;
h**=0,25 - стандартное значение толщины льда, м;
hc - толщина снежного покрова, м;
(v/v o) - поправка на снижение скорости при ударе носовой части корпуса о льдину, вычисляемая для судна в полном грузу по формуле
(v/v o)=-0,31(h/h*)+0,31(h/h*)2
и по формуле
(v/v o)=-0,37(h/h*)-0,37(h/h*)2 для судна в балласте в диапазоне 0,4(h/h*)1,0,
при этом допустимую скорость судна, находящегося длительное время в эксплуатации, определяют при износе обшивки по формуле
vt=k /vo,
и по формуле
vt=k w/vo при износе набора,
где v o - скорость судна при новом корпусе, определенная по формуле
v/vo=0,95-0,50(h/h*)-0,25(h/h*)2 -0,30(hc/h**)-0,20(hc/h**)2 или по формуле
v/vo=1,0-0,63(h/h*)-0,27(h/h*) 2-0,37(hc/h**)-0,18(hc/h**) 2;
k =1,0-3,9[(1-( t/ o)]+5,4[(1-( t/ o)]2 - коэффициент, пропорционально которому уменьшают допустимую скорость за счет износа обшивки;
k w=1,0-1,6[(1-wt/wo)] - коэффициент, пропорционально которому уменьшают допустимую скорость за счет износа набора корпуса,
где t и о - соответственно толщина наружной обшивки изношенного и нового корпуса;
wt и wo - моменты инерции сечения конструкции набора соответственно изношенного и нового корпуса.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению и касается технологии контроля остойчивости и скорости судна в условиях эксплуатации. Это изобретение может быть применено при создании навигационных экспертных систем обеспечения безопасности мореплавания, в том числе и в условиях арктического шельфа.
Известен способ контроля остойчивости и скорости судна [1], включающий измерение периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, при определении которой дополнительно измеряют осадки носом и кормой, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость ветра, координаты места судна и расстояние до ближайшего порта-убежища.
Наиболее близким техническим решением предлагаемого изобретения является способ контроля остойчивости [2], основанный на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, при вычислении которой измеряют осадки носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении и одновременно производят измерение скорости кажущегося ветра, температуры воздуха и температуры забортной воды. Данный способ принят в качестве прототипа.
Недостатком способа является то, что он не дает достоверной оценки безопасной скорости судна при эксплуатации в ледовых условиях.
Изобретение направлено на повышение достоверности оценки безопасности эксплуатации судна при движении во льдах за счет контроля скорости судна в зависимости от интенсивности ледовой нагрузки.
Технический результат изобретения достигается тем, что дополнительно измеряют толщину льда и толщину наружной обшивки и набора корпуса в носовой части судна в зоне контакта, устанавливают фактическое состояние корпуса, характеризуемое уменьшением толщины обшивки и набора в результате износа, и в зависимости от этого фактора определяют скоростной режим, обеспечивающий безопасность эксплуатации судна.
На чертеже представлена структурно-функциональная схема устройства, реализующего предлагаемый способ.
Способ контроля мореходности судна осуществляют следующим образом.
Измеряют курсовой угол волны, скорость судна, кажущийся период волны, осадки носом и кормой, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость кажущегося ветра, температуру воздуха и температуру забортной воды и одновременно производят регистрацию толщины льда, толщину снежного покрова, толщины наружной обшивки и набора корпуса в носовой части судна в зоне контакта.
По данным измерений устанавливают:
1. Безопасную скорость судна при движении в сплошном ледовом поле:
в полном грузу
и в балласте
где v0 - скорость судна в свободной воде; h =0,5 - предельное (стандартное) значение толщины льда, м; hс - толщина снежного покрова, м.
2. Безопасную скорость при движении в битом льду за ледоколом
в обычном режиме
в маневренном режиме
где h =0,25 - стандартное значение толщины льда, м; (v/v 0) - поправка на снижение скорости при ударе носовой части корпуса о льдину, вычисляемая по формулам:
для судна в полном грузу
для судна в балласте
в диапазоне 0,4(h/h )1,0.
3. Влияние износа корпуса на величину безопасной скорости:
при износе обшивки
при износе набора
где vt - допустимая скорость судна, находящегося длительное время в эксплуатации; v0 - скорость судна для нового корпуса, определенная соответственно по п.1 или 2;
k и kw - коэффициенты, пропорционально которым уменьшается допустимая скорость за счет износа наружной обшивки
и набора корпуса
1 и 0 - толщина наружной обшивки соответственно изношенного и нового корпуса;
wt и w0 - моменты инерции сечения конструкции набора соответственно изношенного и нового корпуса, которые определяют по данным измерений толщины w.
По результатам вычислений по формулам (1)-(8) принимается решение об изменении скорости судна при движении во льдах. Корректировка численных значений коэффициентов в формулах (1)-(8) осуществляется в зависимости от ледовых условий в процессе накопления данных натурных измерений во время эксплуатации экспертной системы на борту конкретного судна.
Функциональная схема, реализующая способ контроля остойчивости и скорости судна, работает следующим образом.
Данные измерений от датчиков 1-6 через коммутатор 7, аналого-цифровой преобразователь 8 и интерфейс 9 поступают для дальнейшей обработки в ЭВМ 10, где осуществляются операции по анализу исходной информации и оценке влияния ледовых условий по выражениям (1)-(8), результаты которых демонстрируются на дисплее 11 и документируются с помощью принтера 12. Данные о температуре воздуха 13, температуре забортной воды 14, толщине обшивки 15 и набора корпуса 16 вводятся в ЭВМ с клавиатуры.
Литература
1. Способ контроля остойчивости и скорости судна. Патент № 2057678 от 10.04.96 / Нечаев Ю.И., Васильева Э.Ю.
2. Способ контроля остойчивости судна. Патент № 2043271 от 10.09.95 / Нечаев Ю.И., Васильева Э.Ю.
Класс B63B39/14 для определения крена или периода качки