способ контроля остойчивости и скорости судна

Классы МПК:B63B39/14 для определения крена или периода качки 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Александров Владимир Леонидович (RU),
Матлах Александр Петрович (RU),
Нечаев Юрий Иванович (RU),
Поляков Виктор Исаакович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-01-29
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению и касается технологии контроля остойчивости и скорости эксплуатирующихся судов. Способ контроля остойчивости и скорости судна заключается в измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты. При её вычислении измеряют осадки судна носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость кажущегося ветра, температуру воздуха и температуру забортной воды. При определении скорости в ледовых условиях дополнительно измеряют толщину льда, толщину снежного покрова, толщину наружной обшивки и набора корпуса в носовой части в зоне контакта, устанавливают фактическое состояние корпуса, характеризуемое уменьшением толщины обшивки и набора в результате износа, и определяют безопасную скорость при движении в сплошном ледовом поле или в битом льду за ледоколом. Безопасную скорость судна при движении в сплошном ледовом поле вычисляют по формуле: v/vо=0,95-0,50(h/h*)-0,25(h/h*) 2-0,30(hc/h**)-0,20(hc/h**) 2 в полном грузу, а в балласте - по формуле: v/vo =1.0-0,63(h/h*)-0,27(h/h*)2-0,37(hc/h**)-0,18(h c/h**)2, а при движении в битом льду за ледоколом вычисляют в обычном режиме по формуле: v/vo =0,97-0,50(h/h**)-0,25(h/h**)2+способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301(v/v o) и по формуле: v/vо=0,85-0,52(h/h**)-0,21(h/h**) 2 в маневровом режиме, где Vo - скорость судна в свободной воде, h*=0,5 - предельное (стандартное) значение толщины льда, м; h**=0,25 - стандартное значение толщины льда, м; hc - толщина снежного покрова, м; способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301(v/v o)- поправка на снижение скорости при ударе носовой части корпуса о льдину, вычисляемая для судна в полном грузу по формуле: способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301(v/v o)=-0,31(h/h*)+0,31(h/h*)2 и по формуле: способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301(v/v o)=-0,37(h/h*)-0,37(h/h*)2 для судна в балласте в диапазоне 0,4способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301(h/h*)способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 22593011,0, при этом допустимую скорость судна, находящегося длительное время в эксплуатации, определяют при износе обшивки по формуле: v t=kспособ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301 /vo и по формуле: vt=kw /vo при износе набора, где vo- скорость судна при новом корпусе, определенная по формуле: v/vo =0,95-0,50(h/h*)-0,25(h/h*)2-0,30(hc/h*)-0,20(hc/h*) 2 или по формуле: v/vo=1,0-0,63(h/h*)-0,27(h/h*) 2-0,37(hc/h*)-0,18(hc/h*) 2; kспособ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301 =1,0-3,9[(1-(способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301t/способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301 o)]+5,4[(1-(способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301 t/способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301 o)]2 - коэффициент, пропорционально которому уменьшают допустимую скорость за счет износа обшивки; kw =1,0-1,6[(1-wt/wo)] - коэффициент, пропорционально которому уменьшают допустимую скорость за счет износа набора корпуса, где способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301 t и способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301 о - соответственно толщина наружной обшивки изношенного и нового корпуса; wt и wo - моменты инерции сечения конструкции набора соответственно изношенного и нового корпуса. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении достоверности оченки безопасности судна при движении во льдах за счет контроля скорости судна в зависимости от интенсивности ледовой нагрузки. 1 ил. способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301

способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301

Формула изобретения

Способ контроля остойчивости и скорости судна, заключающийся в измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, при вычислении которой измеряют осадки судна носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость кажущегося ветра, температуру воздуха и температуру забортной воды, отличающийся тем, что при определении скорости судна в ледовых условиях дополнительно измеряют толщину льда, толщину снежного покрова, толщину наружной обшивки и толщину набора корпуса в носовой части судна в зоне контакта, устанавливают фактическое состояние корпуса, характеризуемое уменьшением толщины обшивки и набора в результате износа, и определяют безопасную скорость судна при движении в сплошном ледовом поле или в битом льду за ледоколом, при этом безопасную скорость судна при движении в сплошном ледовом поле вычисляют по формуле

v/vо=0,95-0,50(h/h*)-0,25(h/h*)2-0,30(h c/h**)-0,20(hc/h**)2 в полном грузу, а в балласте - по формуле

v/vo=1,0-0,63(h/h*)-0,27(h/h*) 2-0,37(hc/h**)-0,18(hc/h**) 2, a при движении в битом льду за ледоколом вычисляют в обычном режиме по формуле

v/vo=0,97-0,50(h/h**)-0,25(h/h**) 2+способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301(v/v o)

и по формуле

v/vо=0,85-0,52(h/h**)-0,21(h/h**) 2 в маневровом режиме,

где vo - скорость судна в свободной воде;

h*=0,5 - предельное (стандартное) значение толщины льда, м;

h**=0,25 - стандартное значение толщины льда, м;

hc - толщина снежного покрова, м;

способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301(v/v o) - поправка на снижение скорости при ударе носовой части корпуса о льдину, вычисляемая для судна в полном грузу по формуле

способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301(v/v o)=-0,31(h/h*)+0,31(h/h*)2

и по формуле

способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301(v/v o)=-0,37(h/h*)-0,37(h/h*)2 для судна в балласте в диапазоне 0,4способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301(h/h*)способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 22593011,0,

при этом допустимую скорость судна, находящегося длительное время в эксплуатации, определяют при износе обшивки по формуле

vt=kспособ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301 /vo,

и по формуле

vt=k w/vo при износе набора,

где v o - скорость судна при новом корпусе, определенная по формуле

v/vo=0,95-0,50(h/h*)-0,25(h/h*)2 -0,30(hc/h**)-0,20(hc/h**)2 или по формуле

v/vo=1,0-0,63(h/h*)-0,27(h/h*) 2-0,37(hc/h**)-0,18(hc/h**) 2;

kспособ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301 =1,0-3,9[(1-(способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301 t/способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301 o)]+5,4[(1-(способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301 t/способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301 o)]2 - коэффициент, пропорционально которому уменьшают допустимую скорость за счет износа обшивки;

k w=1,0-1,6[(1-wt/wo)] - коэффициент, пропорционально которому уменьшают допустимую скорость за счет износа набора корпуса,

где способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301 t и способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301 о - соответственно толщина наружной обшивки изношенного и нового корпуса;

wt и wo - моменты инерции сечения конструкции набора соответственно изношенного и нового корпуса.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению и касается технологии контроля остойчивости и скорости судна в условиях эксплуатации. Это изобретение может быть применено при создании навигационных экспертных систем обеспечения безопасности мореплавания, в том числе и в условиях арктического шельфа.

Известен способ контроля остойчивости и скорости судна [1], включающий измерение периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, при определении которой дополнительно измеряют осадки носом и кормой, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость ветра, координаты места судна и расстояние до ближайшего порта-убежища.

Наиболее близким техническим решением предлагаемого изобретения является способ контроля остойчивости [2], основанный на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, при вычислении которой измеряют осадки носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении и одновременно производят измерение скорости кажущегося ветра, температуры воздуха и температуры забортной воды. Данный способ принят в качестве прототипа.

Недостатком способа является то, что он не дает достоверной оценки безопасной скорости судна при эксплуатации в ледовых условиях.

Изобретение направлено на повышение достоверности оценки безопасности эксплуатации судна при движении во льдах за счет контроля скорости судна в зависимости от интенсивности ледовой нагрузки.

Технический результат изобретения достигается тем, что дополнительно измеряют толщину льда и толщину наружной обшивки и набора корпуса в носовой части судна в зоне контакта, устанавливают фактическое состояние корпуса, характеризуемое уменьшением толщины обшивки и набора в результате износа, и в зависимости от этого фактора определяют скоростной режим, обеспечивающий безопасность эксплуатации судна.

На чертеже представлена структурно-функциональная схема устройства, реализующего предлагаемый способ.

Способ контроля мореходности судна осуществляют следующим образом.

Измеряют курсовой угол волны, скорость судна, кажущийся период волны, осадки носом и кормой, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость кажущегося ветра, температуру воздуха и температуру забортной воды и одновременно производят регистрацию толщины льда, толщину снежного покрова, толщины наружной обшивки и набора корпуса в носовой части судна в зоне контакта.

По данным измерений устанавливают:

1. Безопасную скорость судна при движении в сплошном ледовом поле:

в полном грузу

способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301

и в балласте

способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301

где v0 - скорость судна в свободной воде; h способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301 =0,5 - предельное (стандартное) значение толщины льда, м; hс - толщина снежного покрова, м.

2. Безопасную скорость при движении в битом льду за ледоколом

в обычном режиме

способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301

в маневренном режиме

способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301

где hспособ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301 способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301=0,25 - стандартное значение толщины льда, м; способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301(v/v 0) - поправка на снижение скорости при ударе носовой части корпуса о льдину, вычисляемая по формулам:

для судна в полном грузу

способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301

для судна в балласте

способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301

в диапазоне 0,4способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301(h/h способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301 )способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 22593011,0.

3. Влияние износа корпуса на величину безопасной скорости:

при износе обшивки

способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301

при износе набора

способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301

где vt - допустимая скорость судна, находящегося длительное время в эксплуатации; v0 - скорость судна для нового корпуса, определенная соответственно по п.1 или 2;

kспособ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301 и kw - коэффициенты, пропорционально которым уменьшается допустимая скорость за счет износа наружной обшивки

способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301

и набора корпуса

способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301

способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301 1 и способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301 0 - толщина наружной обшивки соответственно изношенного и нового корпуса;

wt и w0 - моменты инерции сечения конструкции набора соответственно изношенного и нового корпуса, которые определяют по данным измерений толщины способ контроля остойчивости и скорости судна, патент № 2259301 w.

По результатам вычислений по формулам (1)-(8) принимается решение об изменении скорости судна при движении во льдах. Корректировка численных значений коэффициентов в формулах (1)-(8) осуществляется в зависимости от ледовых условий в процессе накопления данных натурных измерений во время эксплуатации экспертной системы на борту конкретного судна.

Функциональная схема, реализующая способ контроля остойчивости и скорости судна, работает следующим образом.

Данные измерений от датчиков 1-6 через коммутатор 7, аналого-цифровой преобразователь 8 и интерфейс 9 поступают для дальнейшей обработки в ЭВМ 10, где осуществляются операции по анализу исходной информации и оценке влияния ледовых условий по выражениям (1)-(8), результаты которых демонстрируются на дисплее 11 и документируются с помощью принтера 12. Данные о температуре воздуха 13, температуре забортной воды 14, толщине обшивки 15 и набора корпуса 16 вводятся в ЭВМ с клавиатуры.

Литература

1. Способ контроля остойчивости и скорости судна. Патент № 2057678 от 10.04.96 / Нечаев Ю.И., Васильева Э.Ю.

2. Способ контроля остойчивости судна. Патент № 2043271 от 10.09.95 / Нечаев Ю.И., Васильева Э.Ю.

Класс B63B39/14 для определения крена или периода качки 

автоматизированная система кренования судна -  патент 2522671 (20.07.2014)
способ контроля непотопляемости судна -  патент 2518374 (10.06.2014)
устройство для определения углов крена и дифферента подвижных объектов -  патент 2486098 (27.06.2013)
способ прогнозирования движения объекта швартовки -  патент 2459742 (27.08.2012)
способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении -  патент 2455190 (10.07.2012)
устройство для измерения угла крена или дифферента плавучего средства на волнении -  патент 2440912 (27.01.2012)
способ контроля остойчивости судна -  патент 2405712 (10.12.2010)
устройство для измерения угла крена или дифферента плавучего средства на волнении -  патент 2277057 (27.05.2006)
способ прогнозирования фазового состояния судна -  патент 2221726 (20.01.2004)
устройство для измерения угла крена или дифферента плавучего средства на волнении -  патент 2114758 (10.07.1998)
Наверх