малогабаритная подметально-уборочная машина
Классы МПК: | E01H1/05 с механическим приводом щеток E01H5/07 с одновременным перемещением снега и тп с помощью привода или пневматических средств |
Автор(ы): | Болотный А.В. (RU), Галицын Г.А. (RU) |
Патентообладатель(и): | Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-12-22 публикация патента:
27.08.2005 |
Изобретение относится к области дорожных машин, в частности к подметально-уборочным машинам, предназначенным для очистки дворовых, городских и внутренних территорий предприятий от снега и мусора. Подметально-уборочная машина включает базовое шасси с рамой, на которой установлены редуктор, цепная передача, вал со шлицами. На валу установлена щетка со скошенной торцевой поверхностью для обеспечения возможности скольжения по шлицам вала вместе с вращением. Вал снабжен щеточным устройством, которое состоит из неподвижной ступицы с выступами в форме зуба на ее торцевой поверхности и поджимной пружины, установленной на другом торце щетки. Технический результат заключается в повышении качества и производительности очистки дорожного покрытия, а также упрощении конструкции. 2 ил.
Формула изобретения
Малогабаритная подметально-уборочная машина, включающая базовое шасси, содержащее раму с установленными на ней редуктором, цепной передачей и валом со щеткой, отличающаяся тем, что вал выполнен со шлицами и установленной на нем щеткой со скошенной торцевой поверхностью для обеспечения возможности скольжения по шлицам вала вместе с вращением, а также вал снабжен щеточным устройством, состоящим из неподвижной ступицы с выступами в форме зуба на ее торцевой поверхности и поджимной пружины, установленной на другом торце щетки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области дорожных машин, в частности к подметально-уборочным машинам, которые предназначены для очистки дворовых и прилегающих территорий, внутренних территорий предприятий, тротуаров и остановочных пунктов общественного транспорта от снега и мусора.
Известен снегоочиститель, содержащий базовое шасси, на котором смонтирован под углом к продольной оси машины плуг. (Патент ФРГ №1708664, кл. 1985/06, 06.08.72).
Недостатком этой машины является то, что качество очистки дорожного покрытия с использованием одного отвала невысокое: на участках с неровным покрытием, а также с уплотненным снегом часть снега остается на дорожном покрытии после прохода снегоочистителя.
Наиболее близким техническим решением по сравнению с заявленным изобретением является снегоочиститель, состоящий из базового шасси, содержащего раму. На раме под углом к продольной оси базового шасси смонтирован вал с установленной на нем щеткой. Для сообщения крутящего момента валу со щеткой от вала отбора мощности (ВОМ) базовой машины используются цепная передача и редуктор. Редуктор соединен с ВОМ базовой машины карданным валом. Дополнительно на раме базового шасси установлен под углом к продольной оси базового шасси плуг, также возможна установка скалывателя. (Карабан Т.Л. «Машины для содержания автомобильных дорог и аэродромов» М.: 1975 Машиностроение, 1975, с. 152-155).
Во время работы основная масса снега сдвигается в сторону отвалом, а оставшийся после прохода тонкий слой наиболее уплотненного снега сметается щеткой.
Недостатком данной подметально-уборочной машины является то, что плуг сдвигает наиболее рыхлые слои снега и «всплывает» при уплотненных, а щетка недостаточно эффективно счищает спрессованный слой снега и (или) льда. Кроме того, машина имеет относительно большие габариты, что затрудняет работу на ограниченном пространстве, например во внутренних территориях предприятия.
Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение качества очистки дорожного покрытия от уплотненного снега и наледи, а также повышение производительности подметания путем совмещения возвратно-поступательного и вращательного движения рабочего органа (щетки) и упрощение конструкции вследствие исключения некоторых видов дополнительного рабочего оборудования, как правило, используемого на базовых машинах.
Сущность изобретения заключается в том, что в подметально-уборочной машине, включающей базовое шасси, содержащее раму с установленными на ней редуктором, цепной передачей и валом, вал выполнен со шлицами и на нем смонтированы щетка и щеточное устройство, состоящее из поджимной пружины, расположенной на одном торце щетки, а также ступицы с выступами в форме зуба на ее торцовой поверхности и стопорной гайки с другого торца.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена кинематическая схема подметально-уборочной машины, на фиг.2 - ступица в аксонометрии.
Малогабаритная подметально-уборочная машина включает ВОМ 1, карданный вал 2, редуктор 3, цепную передачу 4, вал со шлицами 5, установленную на нем щетку 6 и щеточное устройство, состоящее из поджимной пружины 7, на одном торце щетки 6, а также ступицы 8 с выступами в форме зуба на ее торцовой поверхности и стопорной гайки 9 с другого торца ступицы.
Устройство работает следующим образом: крутящий момент от ВОМ трактора 1 через карданный вал 2, редуктор 3 и цепную передачу 4 приводит во вращение вал 5 с установленным на нем щеточным устройством. С одной стороны щетка 6 поджимается пружиной 7, а с другой упирается скошенным торцом в ступицу 8. При вращении вала 5 скошенная торцовая поверхность щетки 6 будет как бы окатываться по неподвижной торцовой поверхности ступицы 8, проходя поочередно выступы и выемки. Благодаря постоянному действию поджимной пружины 7 с другого торца щетка 6 будет совершать возвратно-поступательные движения, скользя по шлицам вала 5 вместе с вращением.
При наличии одного выступа в форме зуба на торцевой поверхности ступицы 8 будет совершаться один ход возвратно-поступательного движения за один оборот щетки 6. Количество ходов зависит от количества выступов на торцовой поверхности ступицы 8. Замена легко сменной ступицы 8 с одним выступом на ступицу с двумя или тремя выступами позволяет добиться увеличения числа ходов возвратно-поступательного движения за один оборот щетки.
Вращая ступицу 8, установленную на резьбе, и тем самым удаляя или приближая ее зубчатый торец к торцу щетки 6, можно регулировать величину хода возвратно-поступательного движения. При максимальном удалении щетки 6 и ступицы 8, когда торцы не будут касаться друг друга, возможен так называемый нулевой ход возвратно-поступательного движения, то есть щетка 6 совершает только одно вращение.
Для повышения качества очистки покрытия устанавливается щетка со стальным ворсом, выполненным не радиально, а под углом 15-20° к продольной оси щетки. Тогда, при возвратно-поступательном ходе щетки жесткий металлический ворс будет зацепляться за спрессованный снег и скалывать его.
Класс E01H1/05 с механическим приводом щеток
Класс E01H5/07 с одновременным перемещением снега и тп с помощью привода или пневматических средств