способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания

Классы МПК:G01M15/00 Испытание машин и двигателей
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Кубанский государственный технологический университет (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-12-31
публикация патента:

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании ДВС. Способ оценки технического состояния ДВС заключается в том, что задают режимы работы двигателя, измеряют показатели состояния диагностируемых систем двигателя, определяют отклонения показателей состояния, проводят вычисления и по результатам оценивают техническое состояние двигателя. Причем в качестве показателей состояния принимают параметры пульсаций давления среды, при этом кривую пульсаций на входе и выходе фильтрующего элемента диагностируемой системы раскладывают в гармонический ряд и строят амплитудные и фазовые частотные характеристики в заданном диапазоне частот. Сравнение проводят в диапазоне наибольшей чувствительности измеряемых частот, в качестве результата определяют величину и скорость отклонения амплитудных и фазовых частотных характеристик от эталонных, полученных при условии наиболее эффективной работы системы, и по ним определяют остаточный ресурс работы двигателя. Технический результат заключается в повышении точности оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания. 1 ил. способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, патент № 2259549

способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, патент № 2259549

Формула изобретения

Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что задают режимы работы двигателя, измеряют показатели состояния диагностируемых систем двигателя, определяют отклонения показателей состояния, проводят вычисления и по результатам оценивают техническое состояние двигателя, причем в качестве показателей состояния принимают параметры пульсаций давления среды, отличающийся тем, что кривую пульсаций на входе и выходе фильтрующего элемента диагностируемой системы раскладывают в гармонический ряд и строят амплитудные и фазовые частотные характеристики в заданном диапазоне частот, а сравнение проводят в диапазоне наибольшей чувствительности измеряемых частот, в качестве результата определяют величину и скорость отклонения амплитудных и фазовых частотных характеристик от эталонных, полученных при условии наиболее эффективной работы системы, и по ним определяют остаточный ресурс работы двигателя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании двигателей внутреннего сгорания.

Известны способы оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, заключающиеся в том, что задают режим работы двигателя, определяют отклонение показателей состояния от предельно допустимых, проводят вычисления и по результатам оценивают техническое состояние двигателя, причем в качестве показателей состояния принимают параметры пульсаций давления среды (авторское свидетельство №352169, кл. G 01 М 15/00).

Однако для таких способов характерна весьма низкая достоверность информации, поскольку ее получение основано на определении гидравлического сопротивления фильтров и скорости его изменения при установившихся режимах движения жидкости в системах двигателя. В связи с этим при неустановившихся режимах движения жидкости, давление на фильтрах и скорости его изменения в широких пределах, а значит и в оценке технического состояния двигателя и его систем.

Наиболее близкий из известных способов оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания заключается в следующем: задают режим работы двигателя, измеряют показатели состояния диагностируемых систем двигателя, определяют отклонения показателей состояния от предельно допустимых, проводят вычисления и по результатам оценивают техническое состояние двигателя. В качестве показателей состояния служат параметры пульсаций давления среды: частота, разность фаз пульсаций и скорость изменения разности этих пульсаций. Режим работы двигателя задают по частоте пульсаций давления среды на входе и выходе фильтров диагностируемых систем, а в качестве результата вычисляют произведение обратной величины указанной скорости на абсолютную величину отклонения текущего значения разности фаз от предельно допустимого (авторское, свидетельство №966525, М. Кл.3 G 01 М 15/00).

Однако для этого способа характерна весьма низкая достоверность информации, например неоднозначное определение разности фаз на рабочих частотах, кратных частоте рабочего процесса и частоте вращения коленчатого вала, а также существенную трудность представляет выделение основной гармоники на низких частотах. Согласно прототипа измеряются параметры на одной фиксированной частоте, как правило, на первой или второй гармониках. При этом диапазон измерения способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, патент № 2259549(способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, патент № 2259549) и А(способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, патент № 2259549) может быть очень мал и неточен. В связи с этим возникает неопределенность в выявлении причин изменения перепада давления на фильтрующем элементе в широких пределах, а значит и в оценке технического состояния двигателя и его систем.

Задача изобретения - повышение точности оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания.

Поставленная задача достигается тем, что задают режимы работы двигателя, измеряют показатели состояния диагностируемых систем двигателя, определяют отклонения показателей состояния, проводят вычисления и по результатам оценивают техническое состояние двигателя. Причем в качестве показателей состояния принимают параметры пульсаций давления среды, с целью повышения точности, кривая пульсаций на входе и выходе фильтрующего элемента диагностируемой системы раскладывается в гармонический ряд и появляется возможность построить амплитудные и фазовые частотные характеристики в заданном диапазоне частот, а сравнение проводить в диапазоне наибольшей чувствительности измеряемых частот. В качестве результата определяют величину и скорость отклонения амплитудных и фазовых частотных характеристик от эталонных, полученных при условии наиболее эффективной работы системы, и по ним определяют остаточный ресурс работы двигателя.

Таким образом, совокупность существенных признаков, изложенных в формуле изобретения, позволяет достигнуть желаемый технический результат, а именно повысить точность оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, а следовательно, повысить их эксплуатационные и технико-экономические показатели за счет грамотно и в срок организованного профилактическое обслуживания агрегатов.

На чертеже представлена функциональная схема диагностирования двигателя, выполненная согласно предлагаемому способу.

Функциональная схема включает двигатель внутреннего сгорания 1, маслозакачивающий насос 2 с регулятором давления 3, масляный фильтр 4, масляный холодильник 5, измерители давления 6 и 7, блоки разложения 8 и 9, блок сравнения 10, вычислительное устройство 11.

В системе смазки масло нагнетается в главную масляную магистраль двигателя 1 через масляный фильтр 4 и холодильник 5 с помощью маслозакачивающего насоса 2, выход которого через регулятор давления 3 сообщен с входом для поддержания в системе заданной величины давления. На входе и выходе фильтра 4 установлены измерители давления 6 и 7, выходы которых через блоки разложения 8 и 9 присоединены к входам блока сравнения 10. Выход блока сравнения 10 присоединен к входу вычислительного устройства 11.

В процессе работы двигателя в системе смазки возникают пульсации давления масла на входе и выходе фильтра 4, измерение которых осуществляется измерителями давления 6 и 7. Электрические сигналы, уровни которых пропорциональны давлению, от измерителей давления 6 и 7 подаются в блоки разложения 8 и 9, где происходит разложение сигналов на гармонические составляющие ряда Фурье. В результате разложения согласно программе получают значения коэффициента передачи и фазового сдвига:

способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, патент № 2259549

способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, патент № 2259549

где k - номер гармоники;

способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, патент № 2259549 k - частота k-той гармоники;

Аk и A'k - амплитуды сигнала k-той гармоники на входе и выходе фильтра соответственно;

способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, патент № 2259549 k и способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, патент № 2259549' k - начальные фазы сигнала k-той гармоники на входе и выходе фильтра соответственно.

В блоке сравнения 10 по значениям A(способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, патент № 2259549 k) и способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, патент № 2259549(способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, патент № 2259549 k) согласно программе строятся амплитудные и фазовые частотные характеристики, которые по амплитуде и фазе сравниваются с эталонными. Вычислительное устройство 11 осуществляет обработку результатов сравнения, вычисляет скорость отклонения характеристик и накапливает информацию, необходимую для оценки технического состояния, и времени необслуживаемой работы двигателя и его диагностируемых систем. При этом может быть получена практически любая требуемая точность оценки технического состояния двигателя и его системы (в системах смазки и топливоподачи одни и те же), так как точность оценки по предлагаемому способу определяется кратностью гармоник разложения.

Класс G01M15/00 Испытание машин и двигателей

установка для определения окислительной стойкости углерод-углеродного композиционного материала -  патент 2529749 (27.09.2014)
стенд для испытания сопла -  патент 2528467 (20.09.2014)
способ определения общего технического состояния смазочной системы двигателя внутреннего сгорания -  патент 2527272 (27.08.2014)
способ и устройство для оценки массы свежего воздуха в камере сгорания, способ оценки полного заполнения, блок записи для этих способов и автомобиль, оборудованный устройством для оценки -  патент 2525862 (20.08.2014)
способ диагностики флаттера лопаток рабочего колеса в составе осевой турбомашины -  патент 2525061 (10.08.2014)
способ испытаний газотурбинного двигателя -  патент 2525057 (10.08.2014)
способ замеров параметров выхлопных газов двс -  патент 2525051 (10.08.2014)
генератор импульсов давления в акустических полостях камер сгорания и газогенераторов жрд -  патент 2523921 (27.07.2014)
способ диагностирования газораспределительного механизма карбюраторного двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления -  патент 2523595 (20.07.2014)
универсальная установка для исследования рабочих процессов двс -  патент 2523594 (20.07.2014)
Наверх