способ определения вестибулярной дисфункции
Классы МПК: | A61B5/04 измерение биоэлектрических сигналов организма или его частей |
Автор(ы): | Пащинин А.Н. (RU), Бабияк В.И. (RU), Аль Джаюси Язид Абдельхалим (RU), Козина И.Г. (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-12-23 публикация патента:
20.09.2005 |
Изобретение относится к области медицины, в частности к оториноларингологии, а именно к лабиринтологии, и может использоваться при определении вестибулярной дисфункции различной этиологии. С помощью нистагмографии определяют лабиринтную асимметрию при битермальном калорическом тесте. Вычисляют пупиллярный рефлекс (ПР) по формуле: ПР=(Sт-Sc):(Sт+Sc)%, где Sт и Sc соответствуют площади зрачков в темноте и при световой стимуляции. При значениях лабиринтной асимметрии более 10% и пупиллярного рефлекса менее 30% или более 40% определяют вестибулярную дисфункцию, причем при значениях лабиринтной асимметрии менее 10% и пупиллярного рефлекса менее 30% или более 40% определяют доклиническую форму вестибулярной дисфункции. Способ позволяет повысить точность способа определения вестибулярной дисфункции, в том числе ее начальных, то есть доклинических, форм.
(56) (продолжение):
CLASS="b560m"методика и области применения. Новости оториноларингологии и логопатологии. 2002, №3, с.37-49.
Формула изобретения
Способ определения вестибулярной дисфункции, заключающийся в определении лабиринтной асимметрии путем нистагмографии при битермальном калорическом тесте, отличающийся тем, что дополнительно определяют пупиллярный рефлекс (ПР) по формуле ПР=[(Sт-Sc):(Sт+Sc)]%, где Sт и Sc соответствуют площади зрачков в темноте и при световой стимуляции, и при значениях лабиринтной асимметрии более 10%, а пупиллярного рефлекса менее 30% или более 40% определяют вестибулярную дисфункцию, причем при значениях лабиринтной ассиметрии менее 10%, а пупиллярного рефлекса менее 30% или более 40% определяют доклиническую форму вестибулярной дисфункции.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области медицины, в частности к оториноларингологии, а именно к лабиринтологии, и может использоваться при определении вестибулярной дисфункции различной этиологии.
В настоящее время одним из основных способов выявления нарушений функции вестибулярного аппарата является способ электронистагмографии (ЭНГ) - регистрации изменений корнеоретинального потенциала (КРП) в периокулярных тканях глазных яблок, возникающих при раздельной стимуляции правого и левого ушных лабиринтов температурным воздействием (37±7°С) по известной методике [Fitzerald G., Hallpike C.S. Studies in human vestibular function: I.Observationon the directional preponderans ("Nystagmus breitschaft") of caloric nystagmusresulting from cerebral lesion // Brain. - 1942. - Vol.65, №1. - P.135-137].
К недостаткам способа ЭНГ относятся: а) низкая чувствительность, позволяющая регистрировать минимальную амплитуду нистагма лишь более 3,5-5°, что влечет за собой загрубление других измеряемых и вычисляемых параметров нистагма; б) величина регистрируемого КРП находится в линейной зависимости от реальной амплитуды движения глаз всего лишь в пределах 3,5-20°; при большей амплитуде указанная линейная зависимость утрачивается, что искажает вычисления параметров нистагма;
в) регистрация движений глаз при ЭНГ производится не на основании прямого снятия параметров этого движения, а опосредованного через КРП с применением накожных электродов и усилителя биопотенциалов, что влечет за собой необходимость индивидуализации величины КРП путем калибровки (тарировки), а также наличие различных омических помех, искажающих параметры нистагма, что в итоге приводит к существенной потере информации. Так, по данным М.М.Левашова [Левашов М.М. Нистагмометрия в оценке состояния вестибулярной функции. - Л.: Наука, 1984. - 222 с. - (Проблемы космической биологии). - Т.50], при помощи ЭНГ было установлено, что статистический коэффициент вариации для параметра «латентный период» калорического нистагма является чрезвычайно высоким (CVТлп=83%); для наиболее стабильного параметра «частота нистагма» - CV F=20% (Тлп - латентный период в с; F - частота нистагма в Гц). При определении лабиринтной асимметрии (ЛА) с применением формулы С=2(Хп-Хл):(Хп+Хл )·100%, где С - модуль относительной асимметрии, %; Хп и Хл - индивидуальные одноименные нистагмометрические характеристики (например, амплитуда, Амк° или угловая скорость медленного компонента, ( мк°/с), полученные при стимуляции правого и левого ушных лабиринтов калорическим фактором, установлено, что асимметрия в норме при использовании способа ЭНГ может быть достаточно высокой. Например, средняя арифметическая модулей асимметрии по мк оказалась равной 39,4%, а по F - 16,4%.
Таким образом, способ ЭНГ эффективен лишь для диапазона амплитуд (Амк°) выше 3,5°, то есть для вестибулярной дисфункции с явной клинической картиной, а определение доклинической формы вестибулярной дисфункции данным способом не представляется возможным.
По наиболее близкой технической сущности в качестве прототипа нами выбран способ определения вестибулярной дисфункции, заключающийся в определении лабиринтной ассиметрии с помощью видеоокулографии (ВОГ) [Митрофанов В.В., Бабияк В.И., Пащинин А.Н., Лотта Т.В. Видеонистагмография: методика и области применения // Нов. оторинолар. и логопат. - 2002. - №3 (31). - С.37-49]. Данный способ основан на регистрации движений глаз в инфракрасном свете, при этом используется компьютерное программное обеспечение, позволяющее в автоматическом режиме производить математические операции по «обработке» первичных параметров любых окуломоторных реакций и осуществлять их статистический анализ. Определяют лабиринтную асимметрию путем нистагмографии при битермальном калорическом тесте, по формуле: ЛА=[(ПТ+ПХ)-(ЛТ+ЛХ)]:[(ПТ+ПХ+ЛТ+ЛХ)]100%, где ЛА - показатель лабиринтной асимметрии; ПТ и ЛТ - интенсивность нистагменной реакции при тепловой стимуляции соответственно правого и левого уха; ПХ и ЛХ - интенсивность нистагменной реакции при холодовой стимуляции соответственно правого и левого уха. При значениях ЛА более 15% определяют вестибулярную дисфункцию. Точность измерения смещения глазного яблока составляет не более 1/4°, что превышает точность измерений при ЭНГ, если допустить, что эта точность составляет не 3,5°, а еще выше - 3°, в 12 раз, при высокой стабильности видеоизображения глаза.
ЛА даже при выявлении ее способом ЭНГ или ВОГ не всегда служит критерием установления факта лабиринтной дисфункции, поскольку обнаруживается у совершенно здоровых лиц. По собственным данным, превышение установленного порога «нормы» (20%) по параметру мк на 5-7% составляет 11,7% здоровых лиц.
Поэтому способ, выбранный нами в качестве прототипа, не обладает достаточной точностью определения вестибулярной дисфункции, в том числе и ее ранних, то есть доклинических, форм.
Задачей изобретения является повышение точности способа определения вестибулярной дисфункции, в том числе ее ранних, то есть доклинических, форм.
Поставленная задача решается тем, что с помощью видеоокулографии (ВОГ) определяют лабиринтную асимметрию, а также пупиллярный рефлекс, и при значениях лабиринтной асимметрии более 10% и пупиллярного рефлекса менее 30% или более 40% определяют вестибулярную дисфункцию, причем при значениях лабиринтной асимметрии менее 10% и пупилярного рефлекса менее 30% или более 40% определяют доклиническую форму вестибулярной дисфункции.
Способ осуществляется следующим образом.
С помощью компьютерной ВОГ измеряют движения глазного яблока, а также динамических показателей пупилломоторных реакций в режимах пупиллографии и пупиллометрии. Используют установку компьютерной ВОГ ("VNG ULMER"); определяют лабиринтную асимметрию и пупиллярный рефлекс и при значениях ЛА более 10% и пупиллярного рефлекса менее 30% или более 40% определяют вестибулярную дисфункцию, а при значениях ЛА менее 10% и пупиллярного рефлекса менее 30% или более 40% определяют доклиническую форму вестибулярной дисфункции.
Необходимость определения пупиллярного рефлекса в дополнении к определению ЛА основана на следующих положениях. Любой вестибулярной дисфункции, проявляющейся в соматической сфере, предшествует реакция вегетативной нервной системы (ВНС), проявляющаяся в изменении соотношения активности ее симпатического и парасимпатического отделов, при этом в подавляющем большинстве случаев начинает преобладать по своей реактивности парасимпатический отдел.
Нами впервые установлена корреляция между возникновением доклинической формы ВД и изменениями пупилломоторных реакций, направленность которых находится в монопольной зависимости от соотношения симпатического и парасимпатического отделов ВНС.
При вестибулярной дисфункции с явной клинической картиной нами выявлено повышение показателей лабиринтной асимметрии более 10% и показатели пупиллярного рефлекса менее 30% или более 40%, а при значениях лабиринтной ассиметрии менее 10%, а пупиллярного рефлекса менее 30% или более 40% определяют доклиническую форму вестибулярной дисфункции.
Отличительными существенными признаками заявленного способа являются: дополнительное определение пупиллярного рефлекса (ПР) путем метода видеоокулографии с измерением площади зрачка в темноте и при световой стимуляции и вычислением по формуле: ПР=(Sт-Sc):(Sт+Sc)%, где ПР - пупиллярный рефлекс, Sт и Sc соответственно площади зрачков в темноте и при световой стимуляции;
при этом при значениях ЛА более 10% и пупиллярного рефлекса менее 30% или более 40% определяют вестибулярную дисфункцию, а при значениях ЛА менее 10% и пупиллярного рефлекса менее 30% или более 40% определяют доклиническую форму вестибулярной дисфункции. Совокупность существенных отличий является новой и неочевидной.
Сущность способа поясняется примерами.
Пример 1 (норма). Испытуемый К-ин А.И., 22 лет, студент 3 курса СПбГМА, дата исследования 23.02.00; жалоб на состояние здоровья не предъявляет. Проведено исследование по предложенному способу. В начале проведено исследование пупиллярного рефлекса при помощи ВОГ. При этом глаза закрывались светонепроницаемой маской-очками, в которые встроены точечный источник света, который включался и выключался с интервалом 10 секунд, и инфракрасная видеокамера, с помощью которой в режиме реального времени видеоизображение глаза передавалось на экран монитора и в системный блок, где информация обрабатывалась в графическом и числовом вариантах. Результат исследования: площадь зрачка в темноте составила 161,6 мм2 (диаметр - 14,3 мм), площадь зрачка при подаче светового стимула составила 85,1 мм2 (диаметр - 10,4 мм), время, за которое зрачок максимально суживался при световом стимуле, составило 1,0 секунду.
В дальнейшем вычислялся ПР по формуле: ПР=(Sт-Sc):(Sт+Sc)%, где Sт и Sc соответственно площади зрачков в темноте и при световой стимуляции. Для данного испытуемого ПР составил - 31,1%.
Затем осуществлялась следующая методика: калорический битермальный тест. Испытуемый укладывался спиной на кушетку с приподнятым головным концом на 30°. Затем последовательно проводилась воздушная калоризация каждого наружного слухового прохода, с перерывом не менее 20 минут, начиная с левого, сначала холодовая (Т=30°), затем тепловая (Т=44°) в течение 40 секунд. Возникающая при этом нистагменная реакция фиксировалась и обрабатывалась при помощи ВНГ с последующим вычислением лабиринтной асимметрии (ЛА), которую рассчитывали по формуле: ЛА=[(ПТ+ПХ)-(ЛТ+ЛХ)]:[(ПТ+ПХ+ЛТ+ЛХ)1100%, где ЛА - показатель лабиринтной асимметрии; ПТ и ЛТ - интенсивность нистагменной реакции при тепловой стимуляции соответственно правого и левого уха; ПХ и ЛХ - интенсивность нистагменной реакции при холодовой стимуляции соответственно правого и левого уха. Показателем интенсивности отдельной реакции служила средняя скорость медленного компонента нистагма. ЛА у данного испытуемого составила - 9,3%. Значения пупиллографии (31,1%) и лабиринтной асимметрии (9,3%) соответствовали нормальным значениям, а именно за норму принимается ЛА менее 10% и ПР в диапазоне от 30 до 40%, что позволило сделать вывод об отсутствии у данного испытуемого вестибулярной дисфункции.
При наблюдении в динамике, через полтора года, зафиксировано отсутствие жалоб на состояние здоровья; а при обследовании по предлагаемому способу уставлено: при пупиллометрии: ПР - 33,4%; ЛА при калорическом битермальном тесте составила - 8,8%. Что позволило исключить наличие признаков вестибулярной дисфункции.
Пример 2 (явная патология). История болезни №1056, больной С-ов, 56 лет, поступил в клинику оториноларингологии больницы им. Петра Великого 14.03.00, с диагнозом «Ремитирующая лабиринтопатия. Остеохондроз шейного отдела позвоночника. Вертебробазилярная недостаточность». Жалобы на преходящие головокружения, системного направленного характера, неустойчивость. Артериальное давление стабильное (130/85 мм рт.ст.). Проведено исследование по предложенному способу. Результат исследования: площадь зрачка в темноте составила 144,6 мм2 (диаметр - 13,6 мм), площадь зрачка при подаче светового стимула составила 47,9 мм2 (диаметр - 7,8 мм). Для данного испытуемого ПР=50,2%, ЛА при калорическом битермальном тесте составила 32%. Значения пупиллографии 50,2% (при норме 30-40%) и лабиринтной асимметрии 32% существенно выходили за рамки нормальных значений (за норму принимается ЛА менее 10% и ПР в диапазоне от 30 до 40%), что позволило сделать вывод о наличии у обследованного пациента явной вестибулярной дисфункции.
Пример 3 (доклиническая форма). История болезни №958, больной П-ин, 47 лет, находился на обследовании в клинике неврологии СПбГМА им. И.И.Мечникова с диагнозом «Остеохондроз грудного и поясничного отдела позвоночника с начальными явлениями остеохондроза шейного отдела», с 14.04.01 по 29.04.01. Жалоб на головокружения, на эпизоды неустойчивости не предъявляет. Артериальное давление стабильное (120/80 мм рт.ст). 16.04.01 проведено исследование по предложенному способу. Результат исследования: площадь зрачка в темноте составила 197,4 мм2 (диаметр - 15,9 мм), площадь зрачка при подаче светового стимула составила 41,2 мм 2 (диаметр - 7,2 мм). Для данного испытуемого: ПР=65,5%. ЛА при калорическом битермальном тесте составила - 9%. Выходящие за пределы нормы значения пупиллографии (65,5%) при нормальной лабиринтной асимметрии (9%) позволили диагностировать доклиническую форму ВД и прогнозировать в дальнейшем развитие нарушений в статокинетической системе.
При наблюдении в динамике, через два года, зафиксировано наличие жалоб на преходящие головокружения, системного, направленного характера, неустойчивость; а при обследовании по предлагаемому способу уставлено: при пупиллометрии К=58,2%. ЛА при калорическом битермальном тесте составила 25%. Что позволило диагностировать наличие явных проявлений вестибулярной дисфункции.
Общее количество обследованных заявленным способом составило 126 человек, обоего пола, в возрасте от 21 до 43 лет; из них 47 практически здоровых людей и 79 пациентов с вестибулярной дисфункцией. Причем у 12 пациентов с вестибулярной дисфункцией способом-прототипом нарушений со стороны вестибулярной функции выявлено не было. Таким образом, заявляемый способ по сравнению со способом-прототипом повышает точность определения ВД на 15%.
Способ определения вестибулярной дисфункции, заявляемый нами в качестве изобретения, повышает точность определения вестибулярной дисфункции, в том числе ее доклинических и начальных форм.
Класс A61B5/04 измерение биоэлектрических сигналов организма или его частей