противодрейфовое устройство судна

Классы МПК:B63B1/36 с использованием механических средств 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Соловьев Александр Петрович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2001-08-22
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению, а именно к устройствам для компенсации дрейфа судна при его движении. Противодрейфовое устройство судна состоит из гибких частей обшивки корпуса, которые выполнены с возможностью прогиба как внутрь, так и наружу корпуса посредством привода. Технический результат заключается в компенсации дрейфа судна. 2 ил. противодрейфовое устройство судна, патент № 2261816

противодрейфовое устройство судна, патент № 2261816 противодрейфовое устройство судна, патент № 2261816

Формула изобретения

Противодрейфовое устройство судна, содержащее обшивку конструкции судна, соприкасающуюся с забортной водой, часть которой выполнена гибкой, и приводы для прогиба гибкой части обшивки преимущественно в горизонтальном направлении, отличающееся тем, что гибкой выполнена часть наружной обшивки судна с обоих бортов однокорпусного судна или с одного или двух бортов корпусов многокорпусного судна, а приводы обеспечивают прогибы гибкой части обшивки как внутрь, так и наружу корпуса.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, а именно к системам управления судном, в первую очередь с парусным вооружением, для компенсации дрейфа судна при его движении.

Известно противодрейфовое устройство судна (положительное решение о выдаче патента от 21.03.1997 г. по заявке автора №95108632/11 от 26.05.1995 г.), включающее обшивку конструкции судна, соприкасающуюся с забортной водой, часть которой выполнена гибкой, и приводы для прогиба гибкой части обшивки преимущественно в горизонтальном направлении. Это устройство выбрано в качестве наиболее близкого аналога изобретения.

Недостатком прототипа является необходимость наличия в корпусе судна продольного канала с носовым входным и кормовым выходным отверстиями.

Техническим результатом изобретения является упрощение устройства за счет отказа от использования продольного канала в корпусе судна.

Технический результат достигается тем, что в известном устройстве, содержащем обшивку конструкции судна, соприкасающуюся с забортной водой, часть которой выполнена гибкой, и приводы для прогиба гибкой части обшивки преимущественно в горизонтальном направлении, гибкой выполнена часть наружной обшивки судна с обоих бортов однокорпусного судна или с одного борта (двух бортов) корпусов многокорпусного судна, а приводы обеспечивают прогибы как внутрь, так и наружу корпуса.

На чертежах изображено противодрейфовое устройство судна. На фиг.1а и 1б представлено схематическое размещение устройства (вид на судно сверху и в поперечном сечении судна), на фиг.2 - размещение устройства на многокорпусном судне (здесь - на катамаране).

Устройство работает следующим образом. Во время движения однокорпусного судна при наличии дрейфа от течения воды и/или ветра (например, с левого борта) с помощью приводов 2 гибкая часть 1 наружной обшивки левого борта выгибается наружу корпуса судна (положение 1').

В результате нарушается симметрия обтекания левого и правого бортов. На левом борту по поверхности выпученной гибкой части обшивки скорость обтекания по сравнению со скоростью обтекания симметричной поверхности правого борта увеличится, а давление уменьшится. Это приведет к разности давлений со стороны потока на оба борта и появлению силы, приложенной к корпусу судна. Горизонтальная составляющая этой силы будет направлена против силы дрейфа, действующей на судно. При течении и/или ветре с правого борта, наоборот, включаются в работу гибкие части обшивки правого борта. Количество используемых гибких частей обшивки бортов, их размещение, характеристики их выпуклости выбираются автоматически, исходя из скорости течения воды (ветра), скорости судна и ряда других факторов.

В зависимости от формы наружной бортовой поверхности судна гибкие части обшивки с одного борта с помощью приводов могут быть выпучены, а с другого, наоборот, вогнуты внутрь корпуса. При этом противодействующая дрейфу сила может быть увеличена.

У многокорпусных судов гибкие части наружной обшивки могут быть расположены различным образом. Так, для катамаранов они могут размещаться на внутренних поверхностях обоих корпусов судна (фиг.2), а также по обоим бортам каждого корпуса.

Оценим работу устройства. Возьмем судно длиной L=20 м с осадкой 2 м при скорости хода Vc=5 м/с. Примем скорость дрейфа Vдр=1 м/с. Величина давления Р др на судно от течения перпендикулярно диаметральной плоскости судна (например, с левого борта) и подъемная сила Рпод , возникающая на выпуклой поверхности гибких частей обшивки борта, будут равны

Рдр=противодрейфовое устройство судна, патент № 2261816V др 2ScCx/2 и Р под=противодрейфовое устройство судна, патент № 2261816V с 2SrCy/2, (*)

где Sc - площадь левого борта судна, на которую воздействует течение воды;

Sr - площадь выпуклых гибких частей обшивки левого борта, обтекаемых забортной водой со скоростью движения судна;

Сх и Сy - коэффициенты сопротивления и подъемной силы.

При условии полной компенсации силы дрейфа величиной подъемной силы, т.е. Рдрпод из (*) получим Sr/S cyх(Vдр/V c)2. Пусть Сx=0,8 и Сy =0,5, тогда Sr/Sc=0,8/0,5 (1/5)2 =0,064. Таким образом, площадь гибкой части обшивки составит около 6,5% омываемой водой поверхности борта судна. Очевидно, что при больших скоростях судна площадь гибких частей обшивки потребуется меньшей.

Устройство промышленно применимо, сравнительно несложно. В первую очередь может найти применение для спортивных судов различного класса.

Класс B63B1/36 с использованием механических средств 

устройство для увеличения скорости хода судна -  патент 2397101 (20.08.2010)
нос судна -  патент 2336193 (20.10.2008)
нос судна -  патент 2238873 (27.10.2004)
способ снижения уровня колебаний давления жидкости в потоке, обтекающем объект, и устройство для его осуществления -  патент 2196699 (20.01.2003)
ленточный движитель -  патент 2195411 (27.12.2002)
нос судна -  патент 2188778 (10.09.2002)
подводный обтекатель -  патент 2164485 (27.03.2001)
способ замены трения скольжения трением качения объекта, движущегося в жидкой среде -  патент 2117188 (10.08.1998)
мелкосидящее судно -  патент 2103195 (27.01.1998)
устройство для изменения гидродинамического сопротивления судна -  патент 2089435 (10.09.1997)
Наверх