способ наведения летательных аппаратов на источник радиоизлучения в двухпозиционной пассивной радиолокационной системе
Классы МПК: | F41G3/22 для оружия на транспортных средствах, например на самолетах F41G7/20 основанные на непрерывном наблюдении за положением цели |
Автор(ы): | Канащенков А.А. (RU), Меркулов В.И. (RU), Самарин О.Ф. (RU), Францев В.В. (RU), Харьков В.П. (RU), Челей Г.С. (RU), Чернов В.С. (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Корпорация "Фазотрон-Научно-исследовательский институт радиостроения" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-10-08 публикация патента:
20.10.2005 |
Изобретение относится к области наведения летательных аппаратов (ЛА) на подвижные, неподвижные, наземные или воздушные источники радиоизлучений в двухпозиционной пассивной радиолокационной системе. Технический результат - повышение точности наведения за счет увеличения точности измерений местоположения источника радиоизлучений на обоих летательных аппаратах. Способ согласно изобретению обеспечивает самонаведение одного из ЛА на радиоизлучающий объект одним из известных способов, в то время как другой ЛА перемещается по специально рассчитываемой траектории, обеспечивающей наивысшую точность измерения местоположения радиоизлучающего объекта на обоих ЛА и, соответственно, наивысшую точность наведения на него ЛА. 3 ил.
Формула изобретения
Способ наведения летательных аппаратов на источник радиоизлучения в двухпозиционной пассивной радиолокационной системе, заключающийся в том, что измеряют значения пеленгов 1 и 2 источника радиоизлучения (ИРИ) и их производные , на первом и втором летательных аппаратах (ЛА1 и ЛА2), измеряют собственные курсы летательных аппаратов 1, 2 и их производные , , поперечные ускорения j1, j2 и координаты местоположения x1, z1 первого и x2 , z2 второго ЛА в прямоугольной горизонтальной системе координат и скорости их изменения , , , , осуществляют взаимный обмен между ЛА значениями измерений пеленгов ИРИ 1, 2 и их производных , , координат x1, z1 и x2, z 2 ЛА, и их производных , и , , курсов 1, 2 и их производных , , на каждом ЛА оценивают координаты xИРИ, zИРИ ИРИ в прямоугольной горизонтальной системе координат, дальности R1 и R2 от ИРИ до соответствующего ЛА и их производные и , отличающийся тем, что по наименьшей из дальностей определяют ЛА, обеспечивающий минимальное время его полета к ИРИ, осуществляют самонаведение этого ЛА на ИРИ любым из известных способов, вычисляют сигналы траекторного управления другим ЛА в горизонтальной плоскости по соотношениям:
Г1,2= ГТ1,2- 1,2;
Г1,2= ГТ1,2- 1,2;
ГT1,2=90°- 2,1+ 2,1,- 1,2;
в которых Г1,2 - сигнал управления в горизонтальной плоскости;
Г1,2 и Г1,2 - ошибки наведения по бортовому пеленгу и угловой скорости;
ГТ1,2 и Г1,2 - соответственно требуемое и текущее значения бортового пеленга;
ГТ1,2 и Г1,2 - соответственно требуемое и текущее значения угловой скорости линии визирования ИРИ с ЛA1 или ЛА2;
j Г1,2 - собственное поперечное ускорение ЛА в горизонтальной плоскости;
R1,2 и - соответственно дальность от первого или второго ЛА до ИРИ и скорость ее изменения;
q и q - весовые коэффициенты чувствительности сигнала управления к точности выдерживания требуемых значений бортового пеленга и угловой скорости линии визирования;
kj - коэффициент, ограничивающий величину сигнала управления;
индексы 1, 2 означают принадлежность к ЛА1 и ЛА2.
Описание изобретения к патенту
Настоящее изобретение относится к системам самонаведения летательных аппаратов (ЛА) на источники радиоизлучений (ИРИ) с использованием пассивных двухпозиционных радиолокационных систем (ДПРЛС) и может применяться для наведения самолетов, вертолетов и ракет на подвижные и неподвижные радиоизлучающие воздушные, наземные и надводные объекты.
Повышение скрытности функционирования является одной из основных тенденций развития радиолокационных систем наведения [Канащенков А.И., Меркулов В.И., Самарин О.Ф. Облик перспективных бортовых радиолокационных систем. Возможности и ограничения. - М.: ИПРЖР, 2002, стр.37-51, 54]. Кардинальным способом решения проблемы повышения скрытности является использование пассивных режимов работы, область применения которых ограничена радиоизлучающими целями.
Следует, однако, отметить, что в пассивном режиме на самолете-носителе можно измерять только бортовые пеленги излучающих целей, собственный курс и собственные координаты путем их счисления. Необходимые для реализации современных методов наведения [Меркулов В.И., Дрогалин В.В., Канащенков А.И. и др. Авиационные системы радиоуправления. Т.2. Радиоэлектронные системы самонаведения. / Под ред. - А.И.Канащенкова и В.И.Меркулова. - М.: Радиотехника, 2003, стр.15-54] оценки дальности до цели и скорости сближения с ней формируются в однопозиционных пассивных РЛС с низкой точностью в процессе выполнения достаточно длительного маневра носителя по курсу [Дрогалин В.В., Дудник П.И., Канащенков А.И. и др. Определение координат и параметров движения источников радиоизлучений по угломерным данным в однопозиционных бортовых радиолокационных системах. Зарубежная радиоэлектроника. Успехи современной радиоэлектроники, 2002; №3 стр.64-93], что делает невозможным использование пассивной информационной системы для наведения на воздушные цели. Сложность наведения на воздушную цель состоит еще в том, что для повышения точности оценивания дальности и скорости сближения самолет-носитель должен лететь под некоторым, достаточно большим углом к ней, в то время как для ее поражения линия пути должна пройти через цель.
Более приемлемым является использование пассивной двухпозиционной РЛС (ДПРЛС), дающей возможность практически мгновенно определить триангуляционным способом координаты излучающей цели, с соответствующим оцениванием дальности до нее и скорости сближения с ней на обеих позициях.
Известен способ наведения двух ЛА в горизонтальной плоскости (прототип) [Катулаев А.Н., Тухватулин В.В. Формирование управлений движением пеленгаторов угломерной системы. // Радиотехника. 1989, №10, стр.3-5] в соответствии с которым:
на каждом из ЛА измеряют значения пеленгов ИРИ ( 1, 2) и собственные координаты ЛА (x1, z 1 и x2, z2) в прямоугольной системе координат (фиг.1).
По измеренным значениям пеленгов ИРИ и координат ЛА на каждом из них формируют сигналы управления движением таким образом, что обеспечивают минимум ошибок измерений координат ИРИ.
Недостатками такого способа наведения являются:
сложная процедура отыскания сигналов управления, обеспечивающих наивысшую точность оценивания координат ИРИ, основанная на использовании градиентного поиска оптимальных перемещений летательных аппаратов;
высокие требования к точности первичных измерений пеленгов 1 и 2 ИРИ, ограничиваемые значениями среднеквадратической ошибки измерений <15', при несоблюдении которых возможны срывы наведения;
способность выполнять наведение только на неманеврирующие объекты, движущиеся прямолинейно и с постоянной скоростью;
требование поддержания постоянства расстояния между наводимыми ЛА (базы);
способ не учитывает того, что при формировании сигналов управления ЛА необходимо не только обеспечивать минимальные ошибки определения местоположения ИРИ, но и решать задачу наведения на него за минимальное время.
Задачей настоящего изобретения является обеспечение такого наведения летательных аппаратов - носителей ДПРЛС, при котором один из них наводится на ИРИ с целью его уничтожения, в то время как траектория полета другого обеспечивает условия для наиболее точных измерений местоположения ИРИ на обоих ЛА.
Сущность предлагаемого способа состоит в том, что один из ЛА наводится на ИРИ любым из известных способов самонаведения, например путем прямого наведения [Меркулов В.И., Дрогалин В.В., Канащенков А.И. и др. Авиационные системы радиоуправления. Т.2. Радиоэлектронные системы самонаведения. / Под ред. А.И.Канащенкова и В.И.Меркулова - М.: Радиотехника, стр.15-18], способом наведения в наивыгоднейшую упрежденную точку встречи [там же, стр.18-22] или способом пропорционального наведения [там же, стр.23-30] и т.д.
Выбор наводимого ЛА можно осуществить различными способами, например по критерию наименьшей дальности до ИРИ. В ситуации, показанной на фиг.1, в качестве наводимого выбирается ЛА2, поскольку дальность R2 от него до ИРИ меньше, чем дальность R1 от другого летательного аппарата ЛА1 до ИРИ.
В свою очередь траектория полета ЛА1 должна быть такой, чтобы среднеквадратичная ошибка (СКО) определения местоположения ИРИ
была минимальной [Дрогалин В.В., Ефимов В.А., Канащенков А.И. и др. Способы оценивания точности определения местоположения источников радиоизлучений пассивной угломерной двухпозиционной бортовой радиолокационной системой. // Успехи современной радиоэлектроники, 2003, №5, стр.32].
Здесь: - СКО измерения пеленгов; 3 - угол между линиями визирования ИРИ с обеих позиций (фиг.1).
Из соотношения (1) следует, что для получения минимума траектория полета ЛА1 должна быть такой, чтобы при любом положении ЛА2 обеспечивался угол 3=/2 (фиг.1).
Заявляемый технический результат достигают тем, что:
на ЛА1 и ЛА2 измеряют значения пеленгов 1 и 2 ИРИ (здесь и далее индекс 1,2 означает принадлежность к ЛА1 и ЛА2 соответственно) и их производных и , их собственные координаты местоположения x1, z 1 и x2, z2 в прямоугольной системе координат, скорости их изменения , , , , собственные поперечные ускорения j1 и j2 в горизонтальной плоскости, курсы 1, 2 и их производные и (фиг.1) любым известным способом [Меркулов В.И., Дрогалин В.В., Канащенков А.И. Авиационные системы радиоуправления. Т2. Радиоэлектронные системы самонаведения. // Под ред. А.И.Канащенкова и В.И.Меркулова - М.: Радиотехника 2003, стр.233-238];
осуществляют взаимный обмен результатами измерениями между ЛА;
на каждом ЛА одним из известных способов, например описанными в [Дрогалин В.В., Ефимов В.А., Канащенков А.И. и др. Алгоритмы оценивания координат и параметров движения радиоизлучающих целей в угломерных двухпозиционных бортовых радиолокационных системах. // Информационно-измерительные и управляющие системы, 2003, т.1, №1, стр.4-22], оценивают координаты хИРИ, zИРИ ИРИ в прямоугольной системе координат, дальности R1 и R2 до ИРИ и скорости , сближения с ним летательных аппаратов;
выбирают, например, путем сравнения R1 и R2 ЛА, обеспечивающий минимальное время его полета до ИРИ;
осуществляют самонаведение выбранного ЛА (например, ЛА2) одним из известных способов, например описанным в [Меркулов В.И., Дрогалин В.В., Канащенков А.И. и др. Авиационные системы радиоуправления. Т2. Радиоэлектронные системы самонаведения. // Под ред. А.И.Канащенкова и В.И.Меркулова - М.: Радиотехника, 2003, стр.15-30], и формируют сигналы траекторного управления другим ЛА (например, ЛА1) по соотношениям:
в которых:
Г - сигнал управления в горизонтальной плоскости;
R1 и - значения дальности от ЛА1 до ИРИ и ее скорости изменения;
q и q - весовые коэффициенты чувствительности к точности управления по углам и угловой скорости:
kj - коэффициент, ограничивающий величину сигнала управления;
Г1 и Г1 - текущие ошибки управления по углу и угловой скорости;
ГТ1 и ГТ1 - требуемые значения бортового пеленга и угловой скорости линии визирования, при которых на обоих ЛА обеспечивают минимальные ошибки оценивания местоположения ИРИ;
Г1 и Г1 - текущее значение бортового пеленга и угловой скорости линии визирования ИРИ с ЛА1;
, и , - производные бортовых пеленгов и курсовых углов;
j Г1 - поперечное горизонтальное ускорение ЛА.
Вывод формул (2)-(7) приведен в приложении.
На фиг.1 показано взаимное расположение ЛА1, ЛА2 и ИРИ, векторы их скоростей V 1, V2 и VИРИ при их полете с курсовыми углами 1, 2, и ИРИ.
На фиг.2 показана упрощенная структурная схема возможного варианта построения пассивной ДПРЛС, реализующей предлагаемый способ наведения.
Система содержит:
1 - первую приемную позицию;
2 - пеленгатор первого ЛА;
3 - навигационную систему первого ЛА;
4 - аппаратуру передачи и приема данных первого ЛА;
5 - вычислитель оценок первого ЛА, вычисляющий оценки местоположения ИРИ и параметров движения системы ЛА1-ИРИ;
6 - вычислитель сигналов управления первым ЛА;
7 - систему автоматического управления (САУ) первого ЛА;
8 - первый летательный аппарат ЛА1 как объект управления;
9 - акселерометры первого ЛА;
10 - ИРИ;
11 - вторую приемную позицию;
12 - пеленгатор второго ЛА;
13 - навигационную систему второго ЛА;
14 - аппаратуру передачи и приема данных второго ЛА;
15 - вычислитель оценок второго ЛА, вычисляющий оценки координат местоположения ИРИ и параметров движения системы ЛА2-ИРИ;
16 - вычислитель сигнала управления вторым ЛА;
17 - систему автоматического управления вторым ЛА;
18 - второй ЛА как объект управления;
19 - акселерометры второго ЛА.
На фиг.3 показан вариант траектории полета ИРИ, ЛА1 и ЛА2 в составе пассивной двухпозиционной радиолокационной системы наведения при использовании заявляемого способа.
Рассмотрим один из возможных вариантов двухпозиционной системы при использовании заявляемого способа наведения летательных аппаратов.
В состав пассивной ДПРЛС входят первая 1 и вторая 11 приемные позиции (ПП). Каждая ПП содержит одинаковый состав оборудования: пеленгатор 2 (12), навигационную систему 3 (13), аппаратуру передачи и приема данных 4 (14), формирователь оценок местоположения ИРИ и дальности до него и скорости сближения с ним 5 (15), вычислитель сигналов управления 6 (16), систему автоматического управления 7 (17), летательный аппарат 8 (18) как объект управления и акселерометры 9 (19), ИРИ 10 - любое радиоэлектронное средство, излучающее радиосигналы.
Пеленгатор 2 (12) первого (второго) ЛА измеряет значение пеленга 1 ( 2) ИРИ (фиг.1) и его производной , которые поступают на первый вход аппаратуры передачи и приема данных 4(14) для последующей передачи на вторую (первую) подвижную позицию и на первый вход вычислителя оценок 5(15).
Навигационная система 3(13) первого (второго) ЛА определяет его координаты x1, z1 (х2, z2), курс 1 ( 2) и его производную , которые поступают на второй вход аппаратуры передачи данных 4(14) и на второй вход вычислителя оценок 5(15). Предпочтительным вариантом является использование более точной спутниковой радионавигационной системы.
Значения пеленга 1 ( 2), его производной , собственных координат x1, z1 (x2 , z2), курса 1 ( 2) и его производной аппаратура передачи данных 4 (14) передает с первой (второй) ПП 1 (11) на вторую (первую) ПП 11 (1), где их принимает аппаратура передачи и приема данных 14 (4) и передает на третий вход вычислителя оценок 15 (5) второго (первого) ЛА.
Вычислители оценок 5 и 15 по полученным данным известным способом, например, описанным в [Дрогалин В.В., Ефимов В.А., Канащенков А.И. и др. Алгоритмы оценивания координат и параметров движения радиоизлучающих целей в угломерных двухпозиционных бортовых радиолокационных системах. // Информационно-измерительные и управляющие системы 2003, т.2, №1, стр.4-22], оценивают координаты xИРИ, zИРИ , дальности R1, R2 до ИРИ и скорости их изменения , .
Кроме того, в вычислителях оценок в процессе сравнивания дальностей R1 и R2 определяется летательный аппарат, который будет наводиться на ИРИ (на фиг.1 ЛА2) и ЛА, который будет обеспечивать наилучшие условия для высокоточного радиолокационного наблюдения ИРИ на обеих позициях.
Если летательный аппарат используется для наведения на ИРИ, то в нем по известным соотношениям [Меркулов В.И., Дрогалин В.В., Канащенков А.И. и др. Авиационные системы радиоуправления. Т 2 Радиоэлектронные системы самонаведения. / Под ред. А.И.Канащенкова и В.И.Меркулова - М.: Радиотехника, 2003, стр.15-30], в зависимости от используемого метода наведения формируется сигнал управления, поступающий в САУ ЛА.
В САУ осуществляется преобразование сигналов управления в отклонения рулевых органов, обеспечивающие целенаправленное движение ЛА в нужном направлении.
Возникающие при этом поперечные ускорения ЛА измеряют акселерометрами 19 (9). Измеренные значения поперечных ускорений используют в большинстве методов самонаведения для формирования сигналов управления [там же, стр.23-40].
Если ЛА (например, ЛА1 - первая ПП) используется для полета по траектории, обеспечивающей повышение точности формирования требуемых оценок, то вычислитель сигналов управления 6 (16) вычисляет сигнал управления по соотношениям (2)-(7). Под действием сигнала управления (2) САУ отклоняет рулевые органы ЛА1 таким образом, чтобы он перемещался по траектории, при которой угол 3 (фиг.1) стремится к 90°, обеспечивая за счет этого высокую точность определения местоположения ИРИ и оценок R1, R2 и , .
Рассмотрим в динамике процедуру наведения пассивной двухпозиционной радиолокационной системы на ИРИ. После обнаружения ИРИ и измерения на обеих позициях его пеленгов 1 и 2, собственных курсов 1 и 2, их производных , , , , собственных поперечных ускорений jГ1 и jГ2 и собственного местоположения x1, z1 и х2, z2 осуществляют обмен этими измерениями между летательными аппаратами ЛА1 и ЛА2. По результатам обмена и собственных измерений на каждой позиции вычисляют оценки х ИРИ, zИРИ местоположения ИРИ, оценивают дальности R1, R2 до него и скорости , сближения с ним. Сравнение R1 и R2 дает возможность определить ближайший к ИРИ ЛА, который и будет наводиться на него для уничтожения.
В то же время на другом ЛА по соотношениям (5)и (6) вычисляют требуемые значения бортового пеленга ГТ и угловой скорости ГТ линии визирования, по соотношениям (3) и (4), (7) формируют ошибки Г и Г наведения и по формуле (2) рассчитывает сигнал управления, в соответствии с которым ЛА будет перемещаться по траектории, при которой угол 3 будет примерно равным 90°, обеспечивая этим высокую точность измерений местоположения ИРИ на обеих позициях, а соответственно, и всех фазовых координат, используемых для наведения обоих ЛА.
Следует отметить, что на больших расстояниях, когда значение дальности R1 велико, влияние второго слагаемого в соотношении (2) весьма незначительно и наведение ЛА1 будет выполняться с некоторым углом упреждения [Меркулов В.И., Дрогалин В.В., Канащенков А.И. Авиационные системы радиоуправления. Т.2. Радиоэлектронные системы самонаведения. // Под ред. А.И.Канащенкова и В.И.Меркулова. - М.: Радиотехника, 2003, стр.29], обеспечивая хорошую управляемость ЛА. По мере уменьшения R1 возрастает роль второго слагаемого в законе управления, что дает возможность скомпенсировать относ ЛА за счет бокового ветра [там же, стр.28] и повысить точность выдерживания равенства 390°, обеспечивающего высокую точность измерений и, соответственно, высокую точность наведения ЛА, предназначенного для поражения ИРИ. Следует отметить, что по мере уменьшения дальности R 1 увеличивается чувствительность закона управления к ошибке наведения по угловой скорости.
Геометрические соотношения между координатами абсолютного и относительного движения ИРИ и летательных аппаратов ЛА1 и ЛА2 показаны на фиг.1, на которой:
X0OZ0 - земная невращающаяся система координат;
X01ЛА1Z01 и Х02 ЛА2Z02 - невращающиеся системы координат, связанные с центром масс ЛА1 и ЛА2;
VИРИ, V1 и V2 - векторы скорости ИРИ, ЛА1 и ЛА2;
1 и 2 - курсовые углы ЛА1 и ЛА2;
1 и 2 - бортовые пеленги ИРИ с ЛА1 и ЛА2;
1, 2 и 3 - углы визирования ИРИ и ЛА2 в системах координат Х01ЛА1Z01 и Х02ЛА2Z02 ;
R1 и R2 - дальности от ЛА1 и ЛА2 до ИРИ;
x1 z1, x2 z 2 и xИРИ, zИРИ - координаты ЛА1, ЛА2 и ИРИ в земной системе координат;
RБ - расстояние между ЛА1 и ЛА2, именуемое базой;
1, 2 и 3 - углы навигационного треугольника ЛА1, ИРИ, ЛА2;
Б - угол наклона базы.
На фиг.3 показан один из вариантов траектории полета ИРИ, ЛА2 и ЛА1 при реализации заявляемого способа для ситуации, когда ИРИ перемещается с постоянной скоростью, ЛА2 наводится с использованием пропорционального самонаведения [Меркулов В.И., Дрогалин В.В., Канащенков А.И. и др. Авиационные системы радиоуправления. Т2. Радиоэлектронные системы самонаведения. // Под ред. А.И.Канащенкова и В.И.Меркулова - М.: Радиотехника, 2003, стр.23-30], а сигнал управления ЛА1 формируется по соотношениям (2)-(7).
Заявляемый способ наведения на ИРИ, обладая высокой скрытностью, существенно расширяет возможности практического применения летательных аппаратов в составе пассивной двухпозиционной радиолокационной системы. Он обеспечивает минимум времени подлета и высокую точность наведения одного из них, не накладывая при этом ограничений на характер его движения. Высокая точность оценивания местоположения ИРИ, дальностей до него и скоростей сближения с ним обеспечивается целенаправленным перемещением другого ЛА по специальной траектории. Достоинством способа является также простота его реализации. Кроме того, использование заявляемого способа не накладывает ограничений на используемую элементную базу, быстродействие и объем памяти используемых вычислителей.
Класс F41G3/22 для оружия на транспортных средствах, например на самолетах
Класс F41G7/20 основанные на непрерывном наблюдении за положением цели