буксируемая воздушная ложная цель
Классы МПК: | F41J9/10 буксируемые |
Автор(ы): | Климашин Г.Е. (RU), Головин А.И. (RU), Белозеров В.Г. (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "НИИ "Экран" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-06-07 публикация патента:
27.10.2005 |
Изобретение относится к области военной техники и предназначено для защиты летательного аппарата от самонаводящейся ракеты. Буксируемая воздушная ложная цель выполнена в виде обтекаемого тела и содержит соединенные канат и мишень, в головном и хвостовом отсеках которой установлены, соосно с корпусом мишени, два кольца с возможностью вращения, причем кольцо головного отсека имеет отверстие для свободного пропуска каната. Между кольцами головного и хвостового отсеков установлен соосно и жестко закреплен на них цилиндрический обтекатель с возможностью вращения относительно оси мишени вместе с кольцами, имеющий вырез в торцевой части для свободного выхода каната. Использование изобретения обеспечивает улучшение аэродинамических характеристик буксируемой ложной воздушной цели. 3 ил.
Формула изобретения
Буксируемая воздушная ложная цель, выполненная в виде мишени, соединенной канатом с летательным аппаратом, в головной части которой установлено кольцо с возможностью вращения относительно оси мишени и с отверстием в стенке, через которое свободно пропущен закрепленный на летательном аппарате конец каната, а сам канат намотан в несколько слоев на корпусе мишени, отличающаяся тем, что в хвостовой части мишени дополнительно установлено кольцо с возможностью вращения относительно оси мишени и между головным и хвостовым кольцами установлен соосно и жестко закреплен на кольцах цилиндрический обтекатель с возможностью вращения относительно оси мишени, который имеет вырез в торцевой части для свободного выхода каната.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в качестве буксируемой ложной цели при защите летательного аппарата от самонаводящейся ракеты путем перенацеливания ее на ложную цель, буксируемую на определенном удалении от летательного аппарата.
Известно устройство, содержащее летательный аппарат, лебедку, канат, соединенный с мишенью, и канаторез. На летательном аппарате посредством лебедки с канатом подвешена мишень для тренировочных стрельб [1].
Недостатком описанного устройства является ограниченная скорость сматывания каната с барабана лебедки, и, как следствие, недостаточная скорость удаления мишени от борта летательного аппарата из-за инерции вращения подвижных частей лебедки и массы каната, остающегося на барабане лебедки в каждый момент времени. Кроме того, на скоростях летательного аппарата более 0,5 М (в числах Маха) возвращение мишени на борт создает аварийную обстановку из-за нестационарного полета мишени в воздушном потоке в процессе подтягивания, что требует априори перерубание каната.
Известно устройство, являющееся буксируемой воздушной ложной целью, содержащее мишень, соединенную канатом с летательным аппаратом. В головной части мишени установлено кольцо с возможностью вращения относительно оси мишени. В стенке кольца выполнено отверстие, через которое свободно пропущен закрепленный на летательном аппарате конец каната. Сам канат намотан в несколько слоев на корпусе мишени [2].
Недостатками описанного устройства [2] являются пониженные аэродинамические характеристики мишени в процессе буксировки за счет добавочной продольной силы сопротивления корпуса, вызванной ухудшением условий обтекания воздушным потоком поверхности мишени из-за перепада диаметра в средней части мишени после сматывания буксировочного каната.
Общеизвестны способы снижения добавочной продольной силы сопротивления, вызванной ухудшением условий обтекания отдельных частей поверхности летательных аппаратов (ЛА) или элементов конструкции ЛА, защитой их обтекателем.
Изобретение направлено на улучшение аэродинамических характеристик буксируемой воздушной ложной цели, снижение аэродинамической нагрузки на буксировочный канат и, соответственно, снижение требования к прочностным характеристикам буксировочного каната.
Это достигается тем, что в устройстве применен общеизвестный способ снижения добавочной продольной силы сопротивления за счет установки обтекателя в центральной части буксируемой воздушной ложной цели.
Изобретение отличается от известного ближайшего аналога [2], содержащего мишень, соединенную канатом с летательным аппаратом, в головной части которой установлено кольцо с возможностью вращения относительно оси мишени и с отверстием в стенке, через которое свободно пропущен закрепленный на летательном аппарате конец каната, а сам канат намотан в несколько слоев на корпусе мишени, тем, что в хвостовой части мишени дополнительно установлено кольцо с возможностью вращения относительно оси мишени, и между головным и хвостовым кольцами установлен и жестко закреплен на них цилиндрический обтекатель с возможностью вращения и имеющий вырез в торцевой части для свободного выхода каната.
Совокупность существенных признаков, отличающих изобретение от указанного аналога, при осуществлении изобретения улучшает аэродинамические характеристики буксируемой воздушной ложной цели, снижает аэродинамические нагрузки на буксировочный канат и, соответственно, снижает требования к прочностным характеристикам буксировочного каната.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена буксируемая воздушная ложная цель (мишень) в исходном состоянии; на фиг.2 - та же мишень после полной размотки каната в процессе буксировки.
Описываемое устройство фиг.1 содержит: канат 1, кольцо 2 с отверстием в боковой стенке, корпус мишени 3, узел 4, кольцо 5, и обтекатель 6 с вырезом на торцевой части. Канат 1 одним концом соединен с корпусом мишени 3 и намотан на корпус мишени в несколько слоев. Второй конец каната 1 свободно пропущен через вырез на торцевой части обтекателя 6 и отверстие в стенке кольца 2. Дополнительно введенное кольцо 5 установлено соосно в хвостовой части мишени с возможностью вращения относительно оси мишени. Цилиндрический обтекатель 6 торцевыми частями жестко закреплен на кольцах 2 и 5 с возможностью вращения вместе с ними в процессе сматывания каната. Узел 4 предназначен для крепления каната к летательному аппарату с помощью, например, пироболта.
Устройство, установленное на летательном аппарате в контейнере или иным способом, в момент атаки управляемой ракеты отделяется по команде с борта летательного аппарата, и под действием аэродинамической силы набегающего потока канат 1 сматывается с корпуса мишени 3 и свободно проходит через вырез на торцевой части обтекателя 6 и отверстие в стенке кольца 2. Кольцо 2, кольцо 5 и обтекатель 6 жестко соединены между собой и свободно вращаются под действием ортогональной составляющей силы натяжения каната.
На фиг.2 приведен чертеж буксируемой ложной цели после сматывания каната на длину L. Цифровые обозначения элементов конструкции на фиг.2 соответствуют цифровым обозначениям на фиг.1. Крепление каната 1 на летательном аппарате осуществляется за узел 4 с помощью пироболта или иным известным способом. После выполнения боевой задачи канат вместе с мишенью сбрасывается по команде с борта подачей электрического сигнала на пироболт.
Для перенацеливания атакующей ракеты на ложную цель мишень может быть оснащена активными средствами имитации радиолокационного портрета летательного аппарата или включать в свой состав пиротехнические средства для противодействия ракетам с тепловыми головками самонаведения.
На фиг.3 приведен пример реализации конструкции буксируемой ложной цели. Цифровые обозначения 1, 2, 3, 4, 5 и 6 на фиг.3 соответствуют цифровым обозначениям на фиг.1 и фиг.2. Остальные элементы конструкции на фиг.3: радиопрозрачные обтекатели 7 и 8; основание головного антенного блока 9; основание хвостового антенного блока 10, подшипники 11 и 12. Подшипники 11 и 12 запрессованы в кольцах 2 и 5 и установлены, соответственно, на узких частях оснований антенных блоков 9 и 10, которые жестко соединены с корпусом 3 мишени.
Испытания механизма сматывания подтвердили его работоспособность. Скорость сматывания составляла 8-12 м/с для стального каната диаметром от 1,6 до 3,0 мм.
Поскольку обтекатель 6 и дополнительно введенное кольцо 5 механически практически не нагружены, их масса может быть незначительной, и, соответственно, влияние их инерции вращения на скорость сматывания каната несущественно.
Источники информации
1 Описание изобретения к патенту Российской Федерации №2067280, F 41 J 9/10, B 64 D 3/02, Бюл. №27, 27.09.96.
2 Описание изобретения к патенту Российской Федерации №2206049, F 41 J 9/10 (Прототип). Бюл. №16, 10.06.2003.