пороговый газовый черенковский детектор
Классы МПК: | G01T1/22 с помощью детекторов Черенкова |
Автор(ы): | Альбиков З.А. (RU), Даниленко К.Н. (RU), Казачков Ю.П. (RU), Миськевич А.И. (RU), Мельник О.В. (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт импульсной техники" (ФГУП НИИИТ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-06-22 публикация патента:
27.10.2005 |
Изобретение относится к технике регистрации ионизирующих излучений, в частности к пороговым газовым черенковским детекторам. Техническим результатом изобретения является повышение чувствительности детектора за счет уменьшения люминесценции в газовом радиаторе и снижение рабочего давления газа в радиаторе. Сущность: детектор содержит газовый радиатор, светособирающую систему и фотоэлектронный преобразователь. Радиатор наполнен смесью углекислого газа СО2 и элегаза SF6 с соотношением парциальных давлений соответственно от 1:9 до 1:11. Рабочее давление смеси газов определяется выражением, связывающим массу заряженной частицы, скорость света в вакууме, пороговую энергию регистрируемых частиц и постоянную, зависящую от состава смеси. 4 ил.
Формула изобретения
Пороговый газовый черенковский детектор, содержащий газовый радиатор, светособирающую систему и фотоэлектронный преобразователь, отличающийся тем, что в нем радиатор наполнен смесью углекислого газа СО2 и элегаза SF6 с соотношением парциальных давлений соответственно от 1:9 до 1:11, а рабочее давление смеси газов определяется выражением
где m - масса заряженной частицы; с - скорость света в вакууме; Епор-заданная пороговая энергия регистрируемых частиц; k - постоянная, зависящая от состава смеси.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технике регистрации ионизирующих излучений, в частности к пороговым газовым черенковским детекторам.
Пороговый газовый детектор должен регистрировать электроны и другие заряженные частицы, движущиеся со скоростью >0.999 и выше, где есть отношение скорости заряженной частицы к скорости света в вакууме. При этом уровень люминесценции газа при возбуждении его молекул регистрируемым ионизирующим излучением должен быть минимальным при наименьшем рабочем давлении газа в радиаторе.
Известен пороговый газовый черенковский детектор для регистрации электронов [1]. Этот детектор состоит из черенковского радиатора в виде резервуара с элегазом SF6, находящимся под давлением, подсоединенной к нему системы светосбора в составе сферического и плоского зеркал, и шести фотоумножителей для регистрации черенковского светового излучения. Электрон, двигаясь в черенковском радиаторе со скоростью большей, чем скорость света в элегазе, излучает световые фотоны, которые попадают на светособирающую систему, где собираются и фокусируются на оптических входах фотоэлектронных умножителей, которые преобразуют световой сигнал в электрический аналог для дальнейшей регистрации. Для регистрации заряженных частиц, движущихся в радиаторе со скоростью 0.999, необходимо, чтобы газ находился в радиаторе под давлением 1.25 атм, что близко к нормальному.
Недостатком устройства является то, что используемый в нем элегаз SF6 люминесцирует под воздействием радиации, что подтверждается экспериментально зарегистрированным спектром люминесценции элегаза SF6 при возбуждении альфа-частицами 238Pu, представленном на фиг.1, что приводит к снижению чувствительности детектора.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является пороговый газовый черенковский детектор гамма-излучения [2], состоящий из бериллиевого конвертора, газового черенковского радиатора с углекислым газом CO2, находящимся под давлением, светособирающей системы, построенной на основе сферического и плоского зеркал, и фотоэлектронного умножителя. Гамма-кванты, падающие на конвертор, преобразуются в нем в комптоновские электроны, которые, двигаясь в черенковском радиаторе, излучают световые кванты черенковского излучения. Эти кванты собираются с помощью сферического и плоского зеркал и фокусируются на оптическом входе фотоэлектронного умножителя. В фотоэлектронном умножителе световой сигнал преобразуется в электрический аналог для дальнейшей регистрации.
Уровень люминесценции углекислого газа СО2 под воздействием радиации в 1.8 раза меньше, чем у элегаза SF 6, что подтверждается спектром люминесценции углекислого газа СО2, приведенным на фиг.2. Однако он остается достаточно большим, и при энергии комптоновского электрона 10 МэВ этот уровень соизмерим с уровнем черенковского излучения, что отрицательно сказывается на чувствительности детектора. Кроме того, для достижения порога регистрации частиц, движущихся со скоростью =0.999, давление этого газа должно быть 2,51 атм, что в 2 раза больше, чем у предыдущего детектора.
Недостатком прототипа является невысокая чувствительность детектора из-за наличия люминесценции в газовом радиаторе при высоком рабочем давлении газа.
Техническим результатом, обеспечиваемым заявляемым изобретением, является повышение чувствительности детектора за счет уменьшении люминесценции в газовом радиаторе и снижение рабочего давления газа в радиаторе.
Технический результат достигается тем, что в пороговом газовом черенковском детекторе, содержащем газовый радиатор, светособирающую систему и фотоэлектронный преобразователь, радиатор наполнен смесью углекислого газа СО2 и элегаза SF6 с соотношением парциальных давлений соответственно от 1:9 до 1:11, а рабочее давление смеси газов определяется выражением:
где m - масса заряженной частицы; с - скорость света в вакууме; Епор - заданная пороговая энергия регистрируемых частиц; k - постоянная, зависящая от состава смеси.
На фиг.1 приведен спектр люминесценции элегаза SF6 при возбуждении альфа-частицами 238Pu, на фиг.2 приведен спектр люминесценции углекислого газа СО2 при возбуждении альфа-частицами 238Pu, на фиг.3 приведено схематическое изображение предложенного детектора, на фиг.4 приведен спектр люминесценции смеси углекислого газа СО2 и элегаза SF6 при соотношении парциальных давлений 1:9,7 при возбуждении альфа-частицами 238Pu.
Предлагаемый пороговый газовый черенковский детектор содержит радиатор 1, наполненный находящейся под давлением смесью углекислого газа CO2 и элегаза SF6 при соотношении парциальных давлений газов от 1:9 до 1:11, светособирающую систему 2 и фотоэлектронный преобразователь 3, выход которого является выходом детектора.
Детектор работает следующим образом.
На газовый радиатор 1 поступают заряженные частицы. При скорости частиц больше скорости света в газовом радиаторе они излучают световое черенковское излучение. Так как скорость частиц однозначно связана с их энергией, то излучать будут заряженные частицы, энергия которых выше пороговой Епор, определяемой по формуле:
где m - масса заряженной частицы; с - скорость света в вакууме; - минимальная относительная скорость частицы, при которой будет наблюдаться черенковское излучение.
Так как в качестве радиатора 1 использован газ, то минимальная относительная скорость частицы связана с давлением газа Р по формуле:
где k - постоянная, зависящая от состава газа. Выразив из (1) и подставив в (2), получаем формулу, связывающую рабочее давление газа в радиаторе с порогом энергии частицы, при которой возникает черенковское излучение, в следующем виде:
Постоянная k, выраженная в 1/атм, находится из следующего равенства:
k=С1n1+C2n 2-1,
где C1 - отношение парциального давления углекислого газа CO2 к полному давлению смеси углекислого газа CO2 и SF6 при нормальных условиях; n1 - показатель преломления углекислого газа СО 2 при нормальных условиях; С2 - отношение парциального давления элегаза SF6 к полному давлению смеси углекислого газа СО2 и SF6 при нормальных условиях; n2 - показатель преломления элегаза SF6 при нормальных условиях. Величина k для указанного диапазона парциальных давлений будет лежать в границах от 7.6·10 -4 1/атм (для соотношений парциальных давлений 1:9) до 7.7·10-4 1/атм (для соотношений парциальных давлений 1:11). При этом давление смеси газов будет лежать в диапазоне от 1.32 до 1.31 атм, что ниже, чем в прототипе.
Световое черенковское излучение с радиатора 1 собирается и фокусируется светособирающей системой 2 на оптическом входе фотоэлектронного преобразователя 3, который преобразует его в электрический сигнал для дальнейшей регистрации.
В качестве газа черенковского радиатора использована смесь углекислого газа CO2 и элегаза SF6 в пропорциях по парциальным давлениям соответственно от 1:9 до 1:11. На фиг.4 приведен полученный экспериментальным путем спектр люминесценции смеси этих газов при соотношении парциальных давлений CO2 и SF6 1:9.7, возникающей под действием альфа-частиц 238Pu. Уровень сигнала люминесценции указанной смеси газов находится на уровне шумов и значительно меньше, чем у чистых CO2 и SF6 в отдельности.
Диапазон оптимальных соотношений парциальных давлений углекислого газа СО2 и элегаза SF6 был найден экспериментальным путем. При других соотношениях парциальных давлений появляются дополнительные линии люминесценции, свойственные выбранным газам в смеси.
Отсутствие люминесценции в предлагаемом составе смеси газов CO2 и SF6 приводит к уменьшению шумовой составляющей в выходном сигнале черенковского детектора, а значит, чувствительность предлагаемого детектора выше, чем у прототипа. Это увеличение зависит от типа регистрируемого излучения и конкретного типа детектора. В сравнении с прототипом, при регистрации комптоновких электронов с энергией 10 МэВ за счет устранения люминесценции увеличение чувствительности составит почти 2 порядка, как показали расчеты, приведенные в /2/. Кроме того, рабочее давление газовой смеси в радиаторе почти в 2 раза меньше, чем в прототипе.
Источники информации
1. В.П.Зрелов. «Излучение Вавилова-Черенкова и его применение в физике высоких энергий». М.: Атомиздат, 1968, с.104.
2. J.M.Mack et al. «Observation of high-energy deuterium-tritium fusion gamma rays using gas Cherenkov detectors». Nuclear Instruments and Methods in Physics Research, A 513 (2003) 506-572.
Класс G01T1/22 с помощью детекторов Черенкова