траспортно-тренинговое судно для морского профессионального образования xxi века
Классы МПК: | G09B9/06 водными B63B35/00 Суда или подобные плавучие устройства, предназначенные для специальных целей |
Автор(ы): | Денисенко Н.И. (RU), Костылев И.И. (RU), Сарычев В.Н. (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственная Морская Академия им. Адмирала С.О. Макарова (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-09-13 публикация патента:
27.10.2005 |
Изобретение относится к судостроению и касается создания транспортно-тренинговых судов для морского профессионального образования. Транспортно-тренинговое судно для морского профессионального образования содержит систему управления, в которую встроена компьютерно-тренажорная система обучения с рабочими местами обучающихся. Рабочие места обучающихся являются резервными судовыми постами, дублирующими основные посты по приему и обработке информации при плавании в реальных условиях и при выполнении всех судовых работ с возможностью сравнения при этом решений вахтенных на основных постах с решениями, принимаемыми обучающимися на резервных судовых постах и запоминаемыми в компьютерно-тренажерной системе обучения. Технический результат реализации изобретения заключается в ускорении адаптации обучающихся к профессиональной деятельности и морской жизни в физически реальных условиях. 3 ил.
Формула изобретения
Транспортно-тренинговое судно для морского профессионального образования, содержащее систему управления, в которую встроена компьютерно-тренажорная система обучения с рабочими местами обучающихся, являющимися резервными судовыми постами, дублирующими основные посты по приему и обработке информации при плавании в реальных условиях и при выполнении всех судовых работ с возможностью сравнения при этом решений вахтенных на основных постах с решениями, принимаемыми обучающимися на резервных судовых постах и запоминаемыми в компьютерно-тренажерной системе обучения.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области судостроения и судоходства и может быть широко использовано для морского профессионального обучения специалистов морского, речного, военно-морского и вспомогательных флотов, а также с целью комплексирования экономических задач государства и для одновременного решения проблемы грузовых и грузопасажирских перевозок.
Основной целью изобретения является повышение уровня и качества профессиональной подготовки моряков в условиях обстановки, максимально приближенной к реальной, что позволяет обучающимся приобретать навыки и умения по своей психологической структуре, полностью соответствующие структуре трудовых и боевых навыков.
Для достижения вышеуказанных высоких целей учебный процесс на транспортно-тренинговом судне организован в соответствии с новой технологией морского профессионального обучения Государственной Морской Академии имени Адмирала С.О. МАКАРОВА (Гос. рег. номер изобретения - 2002103920), способ реализации которой (Гос. рег. номер изобретения - 2002104762) предусматривает применение комплексной тренажерно-обучающей системы (Гос. рег. номер изобретения - 2002106337), встроенной (интегрированной) в судовую систему управления (см. фиг.1).
На фиг.2 изображено транспортно-тренинговое судно универсального назначения с современной, например, дизельной установкой, оборудованное интегрированной системой управления на основе микропроцессорной техники, имеющее жилые и служебные помещения, оборудование грузового комплекса, судовые системы, спасательные средства, радионавигационное оборудование, удовлетворяющее всем требованиям международных стандартов.
Для реализации новой технологии морского профессионального образования комплексная тренажерно-обучающая система (КТОС) выполнена встроенной (интегрированной) в штатную систему управления судна таким образом, что рабочие места обучающихся (РМО), размещающиеся в учебной ходовой рубке 2 (см. фиг.2), связанной с ходовой рубкой 1, в учебном посту управления СЭУ 4, связанном с центральным постом управления 3, в радиорубке и других учебных помещениях, являющихся резервными постами, дублирующими штатные судовые посты по приему и переработке информации о производственных ситуациях, возникающих в реальных условиях плавания при выполнении судовых работ.
Решения, принимаемые обучающимися на резервных постах 2 (см. фиг.3), фиксируются в запоминающем устройстве 4, обрабатываются экспертной системой 5 и сопоставляются с решениями, принятыми вахтенными офицерами на штатных постах 1 и зафиксированными в запоминающем устройстве 3. В чрезвычайных ситуациях резервные посты могут использоваться для управления судном, для чего предусмотрен блок переключения 6, который может переключать РМО на тренировочный режим в реальном времени со штатного поста 1 по "подсказке" экспертной системы 5.
Кроме тренинга по выработке навыков управления судовым оборудованием комплексная тренажерно-обучающая система позволяет отрабатывать приемы выполнения операций технического обслуживания и ремонта судового оборудования, а также решать учебные задачи по специальным дисциплинам с использованием реальной информации о протекании рабочих процессов и состоянии оборудования, накопленной в запоминающих устройствах 3 и 4 (см. фиг.3). Именно для этой цели на судне предусматриваются помещения для:
- лаборатории средств автоматизации и контрольно-измерительных приборов (КИП);
- лаборатории дефектации элементов оборудования с комплектом приборов неразрушающего контроля;
- компьютерный класс с персональными компьютерами;
- испытательный стенд для проверки и настройки датчиков и сигнализаторов;
- учебная радиорубка и другие помещения.
Таким образом, по мнению авторского коллектива и Государственной Морской Академии имени адмирала С.МАКАРОВА, с учетом мнения специалистов ВМФ РФ, на транспортно-тренинговом судне нового поколения обучающиеся будут проводить тренировки (индивидуальные и групповые) по всем видам судовых работ морского технического использования машин, механизмов и приборов, а также их технического обслуживания как в период подготовки к плаванию, так и в условиях длительных морских и океанских переходов, находясь в самостоятельном плавании.
Основным технико-экономическим показателем таких судов является то, что обучающиеся перенимают практический опыт экипажей, которые одновременно с процессом обучения и тренировок обучающихся решают государственные задачи по осуществлению грузопассажирских перевозок.
Кроме того, в мобилизационный период суда такого типа без всякого рода переделок и модернизаций могут быть использованы государством при решении вопросов выполнения военно-морского назначения в соответствии с действующим Законодательством РФ, либо другого государства - по принадлежности.
Класс B63B35/00 Суда или подобные плавучие устройства, предназначенные для специальных целей