синхронизированный асинхронный двигатель
Классы МПК: | H02P1/50 путем перехода с асинхронного на синхронный режим H02K17/26 с ротором и статором, рассчитанными на возможность синхронной работы H02K19/14 с дополнительной короткозамкнутой обмоткой, используемой для пуска синхронного двигателя как асинхронного |
Автор(ы): | Мещеряков В.Н. (RU), Соломатин А.А. (RU) |
Патентообладатель(и): | Липецкий государственный технический университет (ЛГТУ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-11-26 публикация патента:
27.10.2005 |
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электрических двигателях переменного тока общепромышленного исполнения, работающих в длительном режиме с редкими пусками. Техническим результатом является повышение перегрузочной способности и предотвращение тепловых перегрузок. Синхронизированный асинхронный двигатель содержит статор с трехфазной обмоткой, начальные выводы которой подключены к питающей сети, а ее конечные выводы - к входу трехфазного мостового выпрямителя, и ротор с трехфазной обмоткой. К выводам выпрямителя подключены контакты коммутирующего аппарата. Выводы обмотки ротора подключены к выходу трехфазного мостового инвертора, анодный вход которого соединен с катодным выходом выпрямителя, а катодный вход инвертора соединен с анодным выходом выпрямителя. 2 ил., 1 табл.
Формула изобретения
Синхронизированный асинхронный двигатель, содержащий статор с трехфазной обмоткой, начальные выводы которой подключены к питающей сети, а ее конечные выводы - к входу трехфазного мостового выпрямителя, и ротор с трехфазной обмоткой, к выходам выпрямителя подключены контакты коммутирующего аппарата, отличающийся тем, что выводы обмотки ротора подключены к выходу трехфазного мостового инвертора, анодный вход которого соединен с катодным выходом выпрямителя, а катодный вход инвертора соединен с анодным выходом выпрямителя, а к выводам обмотки ротора через контакты коммутирующего аппарата подключены пусковые резисторы.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электрическим двигателям переменного тока общепромышленного исполнения, работающим в длительном режиме с редкими пусками.
Известна синхронизированная асинхронная машина, содержащая статор с трехфазной обмоткой, подключенной к трехфазной обмотке на роторе через неуправляемые вентили, причем обмотка статора соединена в звезду и выполнена с дополнительными выводами в каждой фазе по автотрансформаторной схеме, а обмотка ротора с включенными в нее вентилями подключена к дополнительным выводам фаз обмотки статора [1].
Недостатком данного устройства являются: сложность изготовления обмотки статора вследствие необходимости выполнения дополнительных выводов; наличие в обмотках ротора пульсирующих токов, имеющих частоту скольжения, вызывающих пульсации, и электромагнитного момента; дополнительный нагрев двигателя.
Наиболее близким к заявленному двигателю по технической сущности и достигаемому результату является синхронизированный асинхронный двигатель, содержащий статор с трехфазной обмоткой и ротор с трехфазной обмоткой, подключенной к выходу выпрямительного устройства, шунтированного резистором и контактами коммутационного аппарата, причем обмотка статора начальными выводами подключена к питающей сети, а конечными выводами подключена к входу выпрямителя [2].
Недостатком этого двигателя является разная величина токов, протекающих по разным обмоткам ротора, так как по одной фазной обмотке протекает максимальный ток, а по двум другим только половина этого максимального тока. Вследствие этого одна фазная обмотка ротора нагревается сильнее, чем две другие фазные обмотки ротора. Это приводит также к снижению перегрузочной способности двигателя.
Предлагаемый синхронизированный асинхронный двигатель содержит статор с трехфазной обмоткой, начальные выводы которой подключены к питающей сети, а ее конечные выводы - к входу трехфазного мостового выпрямителя, и ротор с трехфазной обмоткой, к выходам выпрямителя подключены контакты коммутирующего аппарата, причем выводы обмотки ротора подключены к выходу трехфазного мостового инвертора, анодный вход которого соединен с катодным выходом выпрямителя, а катодный вход инвертора соединен с анодным выходом выпрямителя, к выводам обмотки ротора через контакты коммутационного аппарата подключены пусковые резисторы.
На фиг.1 изображена принципиальная схема предлагаемого устройства. На фиг.2 - временные диаграммы токов, протекающих по обмоткам ротора двигателя.
Синхронизированный асинхронный двигатель содержит трехфазную статорную обмотку 1 и трехфазную роторную обмотку 2, причем начальные выводы статорной обмотки подключены к сети, а ее конечные выводы соединены с входом трехфазного мостового выпрямителя 3, имеющего катодный и анодный выходы, контакт 4 коммутационного аппарата подключен к выходам выпрямителя 3, анодный выход выпрямителя 3 соединен с катодным входом мостового инвертора 5, выполненного на управляемых вентилях V1...V6, а катодный выход выпрямителя 3 подключен к анодному входу инвертора 5. Трехфазный выход инвертора 5 присоединен к выводам обмотки ротора 2 и трем подвижным контактам 6 коммутирующего аппарата, три неподвижных контакта которого подключены к трехфазному пусковому резисторному устройству.
Пуск двигателя осуществляется при замкнутом контакте 4 и замкнутых контактах 6 коммутирующего аппарата, при этом двигатель работает в асинхронном режиме. В таком режиме трехфазный мостовой выпрямитель работает в режиме "короткого замыкания" и токи, протекающие по обмотке статора, такие же, как и при соединении ее в звезду, а запираемые вентили мостового инвертора находятся в закрытом состоянии, поэтому ток роторной обмотки протекает по цепи, содержащей пусковое резисторное устройство 7. По мере разгона двигателя постепенно выводятся пусковые сопротивления из роторной обмотки и, в конечном итоге, ротор становится короткозамкнутым, а двигатель выходит на предсинхронную скорость.
В дальнейшем происходит размыкание контакта 4 и контактов 6 коммутирующего аппарата, и в этот же момент начинаются циклы переключения управляемых вентилей трехфазного мостового инвертора 5. Роторная обмотка оказывается под выпрямленным напряжением, вследствие этого по ее обмоткам протекает постоянный ток, который способствует втягиванию двигателя в синхронизм. Последовательность переключения управляемых вентилей приведена в таблице.
Частота переключения вентилей значительно (более чем на порядок) меньше частоты питающей сети. Промежуток времени между переключениями составляет порядка 10 секунд. По каждой из фазных обмоток ротора 1/3 часть периода работы протекает максимальный ток, а 2/3 части периода работы - только половина максимального тока. Поэтому фазные обмотки ротора имеют одинаковый тепловой режим. Максимальный ток, протекающий 1/3 часть периода, может на 40% превышать номинальный ток ротора, так как за 2 /3 периода происходит остывание обмотки, питаемой током, на 30% меньшим номинального.
В качестве управляемых вентилей в мостовом инверторе могут использоваться силовые биполярные или IGBT транзисторы.
Таким образом, пропуская через обмотки ротора ток выше номинального можно повысить перегрузочную способность двигателя с фазным ротором, а используя возможность переключения обмоток ротора, предотвратить тепловые перегрузки.
Список используемой литературы
1. Авторское свидетельство СССР №1251241. Синхронизированная асинхронная машина, МКИ Н 02 К 17/26. 15.08.86. Бюл. №30.
2. Авторское свидетельство СССР №782062. Синхронизированный асинхронный двигатель, МКИ Н 02 К 17/26. 23.11.80. Бюл. №43.
Класс H02P1/50 путем перехода с асинхронного на синхронный режим
Класс H02K17/26 с ротором и статором, рассчитанными на возможность синхронной работы
синхронный двигатель - патент 2271601 (10.03.2006) | |
синхронный двигатель - патент 2271600 (10.03.2006) | |
синхронная электрическая машина - патент 2271599 (10.03.2006) | |
ротор синхронного электродвигателя с постоянными магнитами и пуском от сети и способ его производства - патент 2267201 (27.12.2005) | |
двухскоростной синхронно-асинхронный двигатель - патент 2141714 (20.11.1999) | |
синхронно-асинхронный двигатель - патент 2141713 (20.11.1999) | |
электрический двигатель - патент 2103785 (27.01.1998) | |
электрический двигатель - патент 2094931 (27.10.1997) | |
ротор короткозамкнутого торцового двигателя - патент 2088021 (20.08.1997) |
Класс H02K19/14 с дополнительной короткозамкнутой обмоткой, используемой для пуска синхронного двигателя как асинхронного