способ подачи светового сигнала и устройство световой сигнализации
Классы МПК: | B60Q1/38 с использованием неподвижно смонтированных источников света, например неподвижно закрепленных мигающих ламп |
Автор(ы): | Курганов Р.П. (RU), Курганов А.П. (RU), Коваленко К.Л. (RU), Курганов Д.Р. (RU) |
Патентообладатель(и): | Курганов Роман Павлович (RU), Курганов Дмитрий Романович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-03-30 публикация патента:
27.11.2005 |
Группа изобретений относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначена для использования при выполнении световой сигнализации о начале маневра транспортного средства, в частности разворота. Согласно предложенному способу при развороте осуществляют режим попеременного включения ламп указателя поворота и ламп габаритных огней соответствующего борта транспортного средства. Предложенное устройство содержит цепь габаритных огней, включающую выключатель габаритных огней наружного освещения, лампы габаритных огней головных фар или фонарей, лампы габаритных огней задних фонарей и сигнальную лампу включения габаритных огней. Имеется также цепь указателей поворота, включающая прерыватель, многопозиционный переключатель, лампы передних указателей поворота, лампы указателей поворота задних фонарей и две сигнальные лампы включения указателей поворота, соответственно левого и правого борта транспортного средства. В устройство дополнительно введены два переключающих устройства, соответственно левого и правого борта транспортного средства, в цепи габаритных огней и устройство временного сдвига сигнала, поступающего от прерывателя, включенное между прерывателем и переключающими устройствами. Один из сигнальных входов каждого переключающего устройства соединен с выключателем цепи габаритных огней наружного освещения, а другой - с устройством временного сдвига. Управляющий вход каждого переключающего устройства соединен с многопозиционным переключателем, а выход - с лампами габаритных огней. Многопозиционный переключатель выполнен с возможностью включения цепи указателей поворота либо цепи указателей поворота одновременно с подачей сигнала на управляющий вход соответствующего переключающего устройства цепи габаритных огней. Группа изобретений позволяет повысить информативность светового сигнала о выполнении маневра. 2 н. и 3 з.п. ф-лы. 1 ил.
Формула изобретения
1. Способ подачи светового сигнала о начале маневра транспортного средства, в частности разворота, при котором осуществляют режим попеременного включения ламп указателя поворота и ламп габаритных огней соответствующего борта транспортного средства.
2. Устройство световой сигнализации транспортного средства, содержащее цепь габаритных огней, включающую выключатель габаритных огней наружного освещения, лампы габаритных огней головных фар или фонарей, лампы габаритных огней задних фонарей и сигнальную лампу включения габаритных огней, а также цепь указателей поворота, включающую прерыватель, многопозиционный переключатель, лампы передних указателей поворота, лампы указателей поворота задних фонарей и две сигнальные лампы включения указателей поворота, соответственно левого и правого борта транспортного средства, причем указанное устройство дополнительно содержит два переключающих устройства, соответственно левого и правого борта транспортного средства в цепи габаритных огней, устройство временного сдвига сигнала, поступающего от прерывателя, включенное между прерывателем и переключающими устройствами, каждое переключающее устройство имеет два сигнальных входа, один из которых соединен с выключателем цепи габаритных огней наружного освещения, а другой - с устройством временного сдвига, один управляющий вход и один выход, при этом управляющий вход каждого переключающего устройства соединен с многопозиционным переключателем, а выход - с лампами габаритных огней; причем многопозиционный переключатель выполнен с возможностью включения цепи указателей поворота либо цепи указателей поворота одновременно с подачей сигнала на управляющий вход соответствующего переключающего устройства цепи габаритных огней.
3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что в цепь габаритных огней дополнительно включены лампы повторителей габаритных огней, установленные на транспортном средстве в соответствии с его конструктивным выполнением.
4. Устройство по п.2, отличающееся тем, что в цепь габаритных огней дополнительно включены сигнальные лампы включения режима разворота транспортного средства.
5. Устройство по п.2, отличающееся тем, что в цепь указателей поворота дополнительно включены лампы боковых повторителей указателей поворота.
Описание изобретения к патенту
Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, а именно к способу подачи светового сигнала о начале маневра, в частности разворота, и к устройству для реализации указанного способа.
Уровень техники
Известно устройство световой сигнализации транспортного средства (Тимофеев Ю.Л. и др. Электрооборудование автомобилей, М., "Транспорт", 1994, гл.5), содержащее цепь указателей поворота. Недостатком указанного устройства является недостаточная информативность сигнала о выполнении такого маневра, как разворот, поскольку включенная лампа указателя поворота в проблесковом режиме обозначает еще несколько маневров транспортного средства: начала движения, перестроения и поворота.
Известно устройство световой сигнализации о выполнении транспортным средством разворота (Патент РФ №2129496, 6 В 60 Q 1/38, опубл. 27.04.1999), содержащее цепь указателей поворота и дополнительно к ней цепь указателей разворота, при этом транспортное средство дополнительно оснащено фонарями со светофильтрами, на которые нанесен символ в виде информационно указательного знака "Место для разворота" (ближайший аналог). К недостаткам известного устройства можно отнести сложность идентифицирования символов на светофильтрах участниками движения, а также при загрязнении светофильтров символы на них могут быть не различимы. Кроме того, оснащение транспортного средства дополнительными фонарями со светофильтрами крайне трудно выполнимо, поскольку дизайн и базовая конструкция различных моделей транспортных средств не позволяют установить дополнительное оборудование.
Раскрытие изобретения
Задачей изобретения является устранение указанных выше недостатков. Поставленная задача решается посредством способа подачи светового сигнала о начале маневра транспортного средства, в частности разворота, при котором осуществляют режим попеременного включения ламп указателя поворота и ламп габаритных огней соответствующего борта транспортного средства.
Поставленная задача также решается тем, что устройство световой сигнализации транспортного средства, содержащее:
- цепь габаритных огней, включающую выключатель габаритных огней наружного освещения, лампы габаритных огней головных фар или фонарей, лампы габаритных огней задних фонарей и сигнальную лампу включения габаритных огней, а также
- цепь указателей поворота, включающую прерыватель, многопозиционный переключатель, лампы передних указателей поворота, лампы указателей поворота задних фонарей и две сигнальные лампы включения указателей поворота, соответственно левого и правого борта транспортного средства, согласно изобретению, дополнительно содержит:
- два переключающих устройства, соответственно левого и правого борта транспортного средства в цепи габаритных огней, устройство временного сдвига сигнала, поступающего от прерывателя, включенное между прерывателем и переключающими устройствами;
- каждое переключающее устройство имеет два сигнальных входа, один из которых соединен с выключателем цепи габаритных огней наружного освещения, а другой - с устройством временного сдвига, один управляющий вход и один выход, при этом управляющий вход каждого переключающего устройства соединен с многопозиционным переключателем, а выход - с лампами габаритных огней;
- причем многопозиционный переключатель выполнен с возможностью включения цепи указателей поворота, либо цепи указателей поворота одновременно с подачей сигнала на управляющий вход соответствующего переключающего устройства цепи габаритных огней.
В соответствии с данным изобретением не требуется изменение дизайна и базовой конструкции транспортного средства. Кроме того, обеспечивается возможность реализации данного изобретения на всех моделях уже существующих транспортных средств.
Целесообразным является то, что в цепь габаритных огней дополнительно включены лампы повторителей габаритных огней, установленные на транспортном средстве в соответствии с его конструктивным выполнением.
Предпочтительным является то, что в цепь габаритных огней дополнительно включены сигнальные лампы включения режима разворота транспортного средства.
Также предпочтительным является то, что в цепь указателей поворота дополнительно включены лампы боковых повторителей указателей поворота.
Краткое описание чертежей
Изобретение поясняется электрической схемой, на которой представлено устройство световой сигнализации транспортного средства согласно изобретению.
Осуществление изобретения
На чертеже представлено устройство световой сигнализации, которое имеет цепь габаритных огней и цепь указателей поворота, при этом цепь габаритных огней содержит выключатель 1 габаритных огней наружного освещения, лампы 2 габаритных огней головных фар или фонарей, лампы 3 габаритных огней задних фонарей, сигнальную лампу 4 включения габаритных огней, которая может быть выполнена в виде лампы накаливания или галогеновой лампы, или светодиода, два переключающих устройства 5, устройство 6 временного сдвига сигнала, а цепь указателей поворота содержит прерыватель 7, многопозиционный переключатель 8, лампы 9 передних указателей поворота, лампы 10 указателей поворота задних фонарей и сигнальные лампы 11, 12 включения указателей поворота, соответственно левого и правого борта транспортного средства.
Указанное устройство подключено к источнику питания 13, в частности к аккумуляторной батарее.
В цепь габаритных огней могут быть включены сигнальные лампы 14, 15 указателей разворота, а также повторители габаритных огней (не показано), установленные в соответствии с конструктивным выполнением транспортного средства. В указанную цепь перед сигнальными лампами 14, 15 указателей разворота могут быть включены прерывающие сигнал устройства (не показано) в виде реле с целью обеспечения работы указанных сигнальных ламп в проблесковом режиме.
Очевидно, что в цепь указателей поворота могут быть включены лампы боковых повторителей указателей поворота (не показано).
Устройство 6 временного сдвига сигнала включено между прерывателем 7 и переключающими устройствами 5 с целью сдвига сигнала по времени, поступающего от прерывателя 7, в следующей зависимости:
Каждое переключающее устройство 5 имеет два сигнальных входа (а, b), один из которых (а) соединен с выключателем 1 цепи габаритных огней наружного освещения, а другой (b) - с устройством 6 временного сдвига, один управляющий вход (с) и один выход (d), при этом управляющий вход (с) каждого переключающего устройства 5 соединен с многопозиционным переключателем 8, а выход (d) - с лампами 2, 3 габаритных огней.
Многопозиционный переключатель 8 имеет 2 входа (k, l) и 4 выхода (m, n, о, р), причем один вход (k) соединен с источником питания 13 через прерыватель 7, а соответствующие ему два выхода (m, n) соединены с лампами 9, 10 указателей поворота, другой вход (l) соединен непосредственно с источником питания 13, а соответствующие ему два выхода (о, р) соединены, каждый, с управляющим входом (с) каждого переключающего устройства 5. Многопозиционный переключатель 8 выполнен с возможностью включения цепи указателей поворота, либо цепи указателей поворота одновременно с подачей сигнала на управляющий вход (с) соответствующего переключающего устройства 5 цепи габаритных огней.
Многопозиционный переключатель 8 может быть выполнен в виде четырехпозиционного выключателя, в виде клавишного переключателя, в виде подрулевого переключателя и т.п.
Устройство работает следующим образом.
Для включения габаритных огней наружного освещения транспортного средства выключатель 1 габаритных огней наружного освещения переводится в замкнутое положение и ток от источника питания 13 поступает через замкнутый выключатель 1 габаритных огней на сигнальную лампу 4 включения габаритных огней, а также через соответствующий каждому из переключающих устройств 5 сигнальный вход (а) поступает на выход (d) переключающего устройства 5 и далее на лампы 2, 3 габаритных огней.
Для включения левого или правого указателя поворота многопозиционный переключатель 8 переводится в положение, обеспечивающее передачу сигнала от подключенного к прерывателю 7 входа (k) многопозиционного переключателя 8 к соответствующему выходу (m или n), соединенному с лампами указателей поворота, соответственно, левого или правого борта транспортного средства. При этом ток от источника питания 13 поступает через прерыватель 7, обеспечивающий передачу сигнала в импульсном режиме, на вход (k) многопозиционного переключателя 8 и далее на соответствующий выход (m или n), соединенный с лампами указателей поворота левого или правого борта транспортного средства, а также на сигнальную лампу 11 или 12 указателей поворота.
Световой сигнал о начале маневра транспортного средства, а именно разворота, реализован, согласно изобретению, посредством режима попеременного включения ламп указателя поворота и ламп габаритных огней соответствующего борта транспортного средства.
Для включения режима разворота, например левого, многопозиционный переключатель 8 переводится в положение, обеспечивающее передачу сигнала от подключенного к прерывателю 7 входа (k) многопозиционного переключателя 8 к соответствующему выходу (m), соединенному с лампами указателей поворота левого борта транспортного средства, а также передачу сигнала от подключенного непосредственно к источнику питания 13 входа (l) многопозиционного переключателя 8 к соответствующему выходу (о), соединенному с управляющим входом (с) одного из переключающих устройств 5, выход (а) которого соединен с габаритными огнями левого борта транспортного средства. При этом ток от источника питания 13 поступает через прерыватель 7, обеспечивающий передачу сигнала в импульсном режиме, на вход (k) многопозиционного переключателя 8 и далее на соответствующий выход (m), соединенный с лампами указателей поворота левого борта транспортного средства и на сигнальную лампу 11 указателя поворота, а также ток от источника питания 13 поступает на другой вход (l) многопозиционного переключателя 8, соединенный непосредственно с источником питания 13, и далее на соответствующий выход (о), соединенный с управляющим входом (с) соответствующего переключающего устройства 5, и в результате поступления сигнала на управляющий вход (с) переключающего устройства 5 указанное устройство переходит в положение, при котором выход (d) переключающего устройства 5 соединяется по внутренней цепи с сигнальным входом (b), подключенным к устройству 6 временного сдвига. Тем самым ток от источника питания 13, проходящий через прерыватель 7, поступает не только на многопозиционный переключатель 8, но и на устройство 6 временного сдвига и далее на один сигнальный вход (b) переключающего устройства 5 и через внутреннюю цепь переключающего устройства 5 к лампам габаритных огней левого борта транспортного средства.
Включение режима правого разворота осуществляется аналогично.
Посредством включения в цепь габаритных огней устройства 6 временного сдвига сигнала между прерывателем 7 и переключающими устройствами 5 достигается попеременное включение ламп указателя поворота и ламп габаритных огней соответствующего борта транспортного средства, посредством того, что сигнал, поступающий в импульсном режиме от прерывателя 7 к устройству 6 временного сдвига, после прохождения через устройство 6 временного сдвига оказывается сдвинутым по времени и в таком виде поступает на переключающее устройство 5 и далее к лампам габаритных огней соответствующего борта транспортного средства.
Аналогичным образом, с учетом раскрытия изобретения в описании, специалистом в данной области могут быть реализованы другие варианты изобретения в объеме формулы изобретения, приводимой ниже.
Класс B60Q1/38 с использованием неподвижно смонтированных источников света, например неподвижно закрепленных мигающих ламп