запорно-прижимное устройство для двери транспортного средства
Классы МПК: | E05C9/06 с тремя или более скользящими штифтами E05B63/14 размещение нескольких замков или замков с несколькими засовами, например замков, встроенных один позади другого E05B65/14 для грузовых железнодорожных вагонов и тп; для грузовых автомобилей E05B65/20 для дверей пассажирских транспортных средств и подобных дверей |
Автор(ы): | Масленников В.Г. (RU), Васильев В.М. (RU), Журавлев М.П. (RU), Ломаков П.С. (RU), Палачев О.И. (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Тверской вагостроительный завод" (ОАО "ТВЗ") (RU), Закрытое акционерное общество научная организация "Тверской институт вагоностроения" (ЗАО НО "ТИВ") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-09-09 публикация патента:
27.11.2005 |
Изобретение относится к области скобяных изделий и касается запорно-прижимного устройства для двери транспортного средства, содержащего поворотную ось, рукоятку, основание которой установлено на конце поворотной оси, подшипниковые опоры, корпус замка, подпружиненный к упору корпуса замка первый рычаг, контактирующий с подпружиненной фалевой защелкой замка, второй рычаг, шарнирно соединенный с тягой рычажного механизма. Оно снабжено сцепленными с осью двумя кулачками, один из них, установленный поворотно в корпусе замка, имеет профиль кольцевого сектора диаметра, ограниченный радиальными стенками, и несет первый рычаг, выполненный заодно с втулкой, выступающая над торцом часть которой в сечении имеет кольцевой сектор, помещена с угловым зазором между указанными радиальными стенками, а другой кулачок установлен в совмещенной для поворота основания рукоятки подшипниковой опоре и несет на себе установленный между буртиком и стопорным кольцом второй рычаг, секторные выступы которого, ограничивающие его поворот, установлены с угловым зазором в секторных вырезах кулачка. Данное устройство имеет повышенное удобство при использовании. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.
Формула изобретения
1. Запорно-прижимное устройство для двери транспортного средства, содержащее поворотную ось, рукоятку, основание которой установлено на конце поворотной оси, подшипниковые опоры, корпус замка, подпружиненный к упору корпуса замка первый рычаг, контактирующий с подпружиненной фалевой защелкой замка, второй рычаг, шарнирно соединенный с тягой рычажного механизма, отличающееся тем, что оно снабжено сцепленными с осью двумя кулачками, один из них, установленный поворотно в корпусе замка, имеет профиль кольцевого сектора диаметра, ограниченный радиальными стенками, и несет первый рычаг, выполненный заодно с втулкой, выступающая над торцом часть которой в сечении имеет кольцевой сектор, помещена с угловым зазором между указанными радиальными стенками, а другой кулачок установлен в совмещенной для поворота основания рукоятки подшипниковой опоре и несет на себе установленный между буртиком и стопорным кольцом второй рычаг, секторные выступы которого, ограничивающие его поворот, установлены с угловым зазором в секторных вырезах кулачка, упомянутые угловые зазоры в устройстве выполнены достаточными для обеспечения углового отставания одного из рычагов относительно другого на величину хода защелки.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что ось снабжена дополнительной рукояткой, основание которой установлено в подшипниковой опоре другой стороны двери.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам для герметичного запирания дверей транспортного средства, в частности для наружных дверей железнодорожных вагонов.
Известен замок дверной (авт. св. СССР №1108184, Е 05 В 63/18, 1981 г.), в котором для поджатая двери размещена подпружиненная фалевая защелка, взаимодействующая посредством нуса с управляющей поворотной ручкой двери.
Недостатком конструкции является поджатие двери к дверной коробке только в том месте, где расположена защелка. На других участках двери, особенно в углах непетлевой стороны, дверь не поджимается. В результате в вагон проникает пыль и снег.
Известно также запирающее устройство для створки транспортного средства (авт. св. СССР №1808085, Е 05 С 9/06, 1990 г.), содержащее рычажный механизм перемещения в виде регулируемой по длине тяги, шарнирно связанной посредством эксцентриков, по меньшей мере, с двумя рычагами, концы которых выполнены в виде клиньев для контактирования с соответствующими клиновыми планками дверной коробки в закрытом положении устройства, средство крепления клиновых планок к дверной коробке и рукоятку управления поворотом рычагов.
Недостатком данного устройства является то, что при закрытии двери и в положении рычага "поджато" против зон расположения клиньев требуется измерение величин сжатия битфанки. Если сжатия битфанки недостаточно, то вводится одна или несколько прокладок и опять производится измерение сжатия битфанки. Эти измерения и демонтаж крепления клиновых планок требует много времени и не обеспечивает равномерного поджатая битфанки к дверной коробке.
За прототип принято "Запирающее устройство для двери транспортного средства" (патент РФ №2066363, Е 05 С 9/06, 1993 г.), содержащее поворотную ось, рукоятку, основание которой установлено на конце поворотной оси, подшипниковые опоры, корпус замка, подпружиненный к упору корпуса замка первый рычаг, контактирующий с подпружиненной фалевой защелкой замка, второй рычаг, шарнирно соединенный с тягой рычажного механизма.
Недостатком прототипа является то, что ручка управления рычажным механизмом установлена отдельно от ручки управления фалевой защелкой двери, что создает неудобство пользования дверью. В случае необходимости поджатая двери с наружной стороны потребуется установка дополнительной рукоятки.
Задачей предложения является упрощение и повышение удобств пользования запорно-прижимным устройством двери пассажирского вагона.
Для этого запорно-прижимное устройство для двери транспортного средства содержит поворотную ось, рукоятку, основание которой установлено на конце поворотной оси, подшипниковые опоры, корпус замка, подпружиненный к упору корпуса замка первый рычаг, контактирующий с подпружиненной фалевой защелкой замка, второй рычаг, шарнирно соединенный с тягой рычажного механизма.
Новым является то, что устройство снабжено сцепленными с осью двумя кулачками, один из них, установленный поворотно в корпусе замка, имеет профиль кольцевого сектора диаметра, ограниченный радиальными стенками, и несет первый рычаг, выполненный заодно с втулкой, выступающая над торцом часть которой в сечении имеет кольцевой сектор, помещена с угловым зазором между указанными радиальными стенками, а другой кулачок установлен в совмещенной для поворота основания рукоятки подшипниковой опоре двери и несет на себе установленный между буртиком и стопорным кольцом второй рычаг, секторные выступы которого, ограничивающие его поворот, установлены с угловым зазором в секторных вырезах кулачка, упомянутые угловые зазоры в устройстве выполнены достаточными для обеспечения углового отставания одного из рычагов относительно другого на величину хода защелки.
Кроме того, ось снабжена дополнительной рукояткой, основание которой установлено в подшипниковой опоре другой стороны двери.
Технический результат выразится в следующем.
Наличие сцепленных с осью двух кулачков, один из которых имеет профиль кольцевого сектора диаметра, ограниченный радиальными стенками, и установлен поворотно в корпусе замка, а другой установлен в совмещенной для поворота основания рукоятки подшипниковой опоре, дает возможность управления двумя механизмами одной рукояткой.
Наличие первого рычага, выполненного заодно с втулкой, выступающая над торцем часть которой в сечении имеет кольцевой сектор, помещена с угловым зазором между радиальными оценками, и наличие установленного между буртиком и стопорным кольцом второго рычага, секторные выступы которого, ограничивающие его поворот, установлены с угловым зазором в секторных вырезах кулачка, позволяет одной и той же рукояткой сначала зафиксировать защелкой закрытую дверь, а затем герметично прижать ее к дверной коробке.
Выполнение угловых зазоров достаточными для обеспечения углового отставания одного из рычагов относительно другого на величину хода защелки повышает удобство пользования заявляемым устройством в зимнее время, а в летнее время его можно использовать, как обычную защелку, независимо от рычажного механизма.
Объединение механизмов для их управления одной рукояткой и с той и другой стороны двери не только повышает удобство герметизации двери, но и позволяет уменьшить по сравнению с прототипом в два раза число алюминиевых рукояток.
Прилагаемые чертежи изображают:
на фиг.1 - дверь вагона с вмонтированным в нее запорно-прижимным механизмом;
на фиг.2 - соединение рукояток управления с запорно-прижимным механизмом (разрез Б-Б на фиг.1);
на фиг.3 - соединение кулачка с первым рычагом (разрез В-В на фиг.2);
на фиг.4 - соединение другою кулачка со вторым рычагом (разрез Г-Г на фиг.2);
на фиг.5 - кулачок первого рычага в аксонометрии.
на фиг.6 - первый рычаг в аксонометрии;
на фиг.7 - кулачок второго рычага в аксонометрии;
на фиг.8 - соединение тяги с одним из двуплечих рычагов двери.
Запорно-прижимное устройство для двери транспортного средства содержит поворотную ось 1 квадратного сечения, рукоятки 2, 3, основания 4, 5 которых жестко установлены на концах поворотной оси 1, сцепленные с осью кулачки 6, 7, подшипниковые опоры 8, 9, корпус 10 замка, подпружиненный к упору 11 корпуса 10 замка первый рычаг 12 (фиг.3), контактирующий с подпружиненной фалевой защелкой 13 замка, второй рычаг 14, шарнирно соединенный с тягой 15 рычажного механизма 16 (фиг.4).
Основания 4, 5 рукояток 2, 3 шарнирно установлены в соосных подшипниковых опорах 8, 9. Кулачки 6. 7 выполнены со сквозным отверстием 17 квадратного сечения. Кулачок 6 (фиг.5) имеет профиль кольцевого сектора 18 большего диаметра, ограниченный радиальными стенками 19, установлен подвижно посредством цапф 20 в корпусе 10 замка, размещенного в двери 21, и несет первый рычаг 12. Рычаг 12 выполнен заодно со втулкой 22, выступающая над торцом часть которой в сечении имеет кольцевой сектор 23 и помещена с угловым зазором 24 между радиальными стенками 19. Кулачок 7 установлен в совмещенной для поворота основания 4 рукоятки 2 подшипниковой опоре 8 посредством цапфы 25. Кулачок 7 (фиг.7) имеет снаружи два равных секторных выреза 26, которые ограничены буртиком 27, цилиндрической поверхностью 28 и радиальными стенками 29. На кулачке 7 между буртиком 27 и стопорным кольцом 30 установлен второй рычаг 14 с секторными выступами 31, ограничивающими его поворот (секторные выступы 31 установлены с угловым зазором 32 в секторных вырезах 26 кулачка 7). Угловые зазоры 24, 32 выполнены достаточными для обеспечения углового отставания одного из рычагов 12, 14 относительно другого на величину хода защелки 13.
Работа устройства заключается в следующем.
Исходное положение I - рукоятки горизонтальны (фиг.1): дверь 21 закрыта на фалевую защелку 13, двуплечие рычаги 33 рычажного механизма 16 утоплены в полость двери и благодаря защелке 13 находятся напротив прорезей 34 дверной коробки 35, кулачок 6 находится в контакте с рычагом 12 (фиг.3), но имеет относительно рычага 12 возможность для свободного поворота против часовой стрелки за счет углового зазора 24, а кулачок 7 находится в сцеплении с рычагом 14 (фиг.4) для его поворота против часовой стрелки.
Для дополнительного прижатия двери 21 рукоятку 2 поворачивают против часовой стрелки (положение II). Вместе с рукояткой поворачиваются ось 1 и кулачки 6 и 7. Находящийся в сцеплении с рычагом 14 кулачок 7 поворачивает рычаг 14, а вместе с ним через тягу 15 двуплечие рычаги 33, поджимающие при взаимодействии с клиновыми планками 36 коробки 35 дверь к битфанкам 37 (фиг.8). При этом кулачок 6 свободно поворачивается относительно рычага 12 благодаря угловому зазору 24. После этого рукоятка 2 под собственным весом занимает положение III (кулачок 7 входит в рабочий контакт с рычагом 14 и образуется зазор между рычагом 12 и кулачком 6).
Для открытия двери 21 рукоятку 2 поворачивают по часовой стрелке в положение I. Вместе с рукояткой поворачиваются ось 1 и кулачки 6 и 7. Находящийся в сцеплении с рычагом 14 кулачок 7 через него отводит в исходное положение тягу 15 рычажного механизма 16, снимающего прижатие двери. При повороте рукоятки 2 из положения I в положение IV кулачок 6 поворачивает рычаг 12, а последний отводит защелку 13 внутрь корпуса 10 замка. При этом кулачок 7 свободно поворачивается относительно рычага 14 благодаря зазору 32.
При снятии усилия с рукоятки 2 фалевая защелка 13 и рукоятка 2 за счет пружины 38 в корпусе 10 замка возвращаются в исходное положение (кулачок 7 автономно входит в рабочий контакт с рычагом 14).
Работа механизмов от рукоятки 3 аналогична описанному.
Класс E05C9/06 с тремя или более скользящими штифтами
Класс E05B63/14 размещение нескольких замков или замков с несколькими засовами, например замков, встроенных один позади другого
фиксирующее устройство - патент 2462573 (27.09.2012) | |
устройство для запирания двери - патент 2384681 (20.03.2010) | |
дверной замок - патент 2272114 (20.03.2006) | |
запорная система двери - патент 2270906 (27.02.2006) | |
замок - патент 2264513 (20.11.2005) | |
замок - патент 2264512 (20.11.2005) | |
способ изготовления запорной системы двери, запорная система двери и способ монтажа запорной системы двери - патент 2233371 (27.07.2004) | |
замок с цилиндровым механизмом - патент 2207434 (27.06.2003) | |
способ изготовления замка и замок - патент 2186918 (10.08.2002) | |
замок дверной механический - патент 2181424 (20.04.2002) |
Класс E05B65/14 для грузовых железнодорожных вагонов и тп; для грузовых автомобилей
Класс E05B65/20 для дверей пассажирских транспортных средств и подобных дверей