глушитель шума газового потока
Классы МПК: | F01N1/02 с использованием резонанса |
Автор(ы): | Горынцев В.А. (RU) |
Патентообладатель(и): | Институт прикладной механики УрО РАН (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-03-23 публикация патента:
10.12.2005 |
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено преимущественно для глушения шума выпуска в двигателях внутреннего сгорания. Глушитель содержит корпус прямоугольной формы, впускной и выпускной патрубки, продольные перегородки, образующие лабиринтный проход с входным, промежуточным и выходным каналами. Перегородки соединены между собой посредством перемычки и снабжены полками, образующими со стенками корпуса щелевые каналы. Перемычка образует с корпусом глушителя окно, которое соединяет колена газохода, впускное и выпускное колена газохода также сообщены между собой щелевыми каналами, а в перемычке выполнены ребра. Впускной патрубок может быть размещен по центру глушителя. В торцах корпуса могут быть размещены прокладки из звукопоглощающего материала. Изобретение позволяет наиболее эффективно использовать объем глушителя для резонансного поглощения шума. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Формула изобретения
1. Глушитель шума газового потока, содержащий корпус прямоугольной формы с торцевыми стенками и параллельными впускным и выпускным патрубками и продольные перегородки, образующие лабиринтный газоход с входным, промежуточным и выходным коленами, причем перегородки соединены между собой посредством перемычки и снабжены полками, образующими со стенками корпуса щелевые каналы, отличающийся тем, что перемычка образует с корпусом глушителя окно, которое соединяет колена газохода, впускное и выпускное колена газохода также сообщены между собой щелевыми каналами, а в перемычке выполнены ребра для образования щелевых каналов.
2. Глушитель по п.1, отличающийся тем, что впускной патрубок размещен по центру глушителя.
3. Глушитель по п.1, отличающийся тем, что в торцах корпуса размещены прокладки из звукопоглощающего материала.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено преимущественно для глушения шума выпуска в двигателях внутреннего сгорания.
Известен глушитель шума газового потока для двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус и размещенные в нем по меньшей мере одну перфорированную трубу, либо изогнутый газоход из трех перфорированных труб, образующих с корпусом общую резонансную камеру (см. заявку ФРГ №3740341 от 27.11.97, кл. F 01 N 1/08).
Недостатком конструкции является то, что перфорированное отверстие плохо поглощает звуковую энергию высокочастотного спектра шумового поля. Глушитель имеет сложную конструкцию и обнаруживает отсутствие технологической проработки.
Известен также глушитель шума газового потока, содержащий корпус с гофрами, в котором расположены параллельно изогнутые перегородки, образующие изогнутый канал, который разделяет корпус на три резонансные камеры, сообщающиеся между собой щелями, образованными зазором между полками перегородок и стенкой корпуса (см. а.с. 1773279, кл. F 01 N 1/10 от 21.09.90).
К недостаткам конструкции следует отнести то, что не эффективно используется принцип Гельмгольца резонансного поглощения высокочастотного звука в узких каналах, которые сообщаются с резонансными камерами. Конструкция принята за прототип.
Задача изобретения - наиболее эффективное использование объема глушителя для резонансного поглощения звука в широком диапазоне частот, в том числе высокочастотного спектра.
Задача решается тем, что в глушителе газового потока перемычка образует с корпусом глушителя окно, которое соединяет колена газохода, впускное и выпускное колена газохода также сообщены между собой щелевыми каналами, а в перемычке выполнены ребра для образования щелевых каналов.
Впускной патрубок и впускное колено газохода могут быть размещены по центру корпуса, что делает конструкцию жестче. В торцах корпуса глушителя могут быть установлены прокладки из звукопоглощающего материала, которые одновременно служат звукоизоляторами между коленами газохода.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид глушителя, разрез;
на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1;
на фиг.3 - сечение В-В на фиг.1;
на фиг.4 - общие вид при центральном впускном патрубке;
на фиг.5 - сечение Б-Б на фиг.4.
Глушитель шума газового потока содержит корпус 1 прямоугольной формы с торцевыми стенками и параллельными впускными 2 и выпускными 3 патрубками и продольные перегородки 4, образующие лабиринтный газоход с входным 5, промежуточным 6 и выходным 7 коленами. Перегородки 4 снабжены полками 8, в которых выполнены ребра 9, образующие со стенкой корпуса 1 щелевые каналы 10. В перемычке 11 выполнены ребра 9, которые со стенкой корпуса 1 образуют щелевые каналы 10, посредством которых колена 5 и 7 газохода сообщаются между собой.
Корпус 1 может быть выполнен с центральным впускным 2 патрубком, при этом перемычка 8 образует со стенкой корпуса 1 окно 12, которое соединяет промежуточное 6 и выходное 7 колена газохода.
В месте стыка перегородок 4 с торцевыми стенками корпуса 1 глушителя могут быть установлены звукопоглощающие прокладки 13, которые снижают шум и упрощают сборку конструкции.
Глушитель работает следующим образом. Поток отработавших газов поступает через впускной патрубок 2 во входное колено 5 газохода, в котором звуковые волны от стенок корпуса 1 перегородки 4 стекают в щелевие каналы 10, при этом выпускное 7 и промежуточное 6 колена газохода становятся активными резонансными камерами. Эффективность резонансного поглощения звуковой энергии обеспечивается за счет множества щелевых каналов 10, где колебательная скорость частиц газа, обусловленная звуковыми волнами, снижается за счет трения о стенки. Принципом интерференционного поглощения звуковой энергии обусловлена конструкция лабиринтной схемы газохода, все колена 5; 6; 7 которого сообщаются между собой посредством щелевых каналов 10.
Такая конструкция глушителя обеспечивает высокую эффективность работы при наименьших габаритах корпуса 1, так как все колена 5, 6, 7 лабиринтного газохода одновременно служат резонансными камерами, при этом глушитель имеет небольшое гидравлическое сопротивление потоку газов.
При центральном расположении впускного патрубка глушитель обладает повышенной жесткостью конструкции и высокой звукопоглощающей способностью, т.к. снижается шум от поверхности корпуса. При этом изменяется последовательность работы колен газохода. Шумопоглощающие прокладки повышают звукопоглощающие свойства глушителя и облегчают сборку.
Класс F01N1/02 с использованием резонанса