глушитель шума газового потока

Классы МПК:F01N1/02 с использованием резонанса 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Институт прикладной механики УрО РАН (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-03-23
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено преимущественно для глушения шума выпуска в двигателях внутреннего сгорания. Глушитель содержит корпус прямоугольной формы, впускной и выпускной патрубки, продольные перегородки, образующие лабиринтный проход с входным, промежуточным и выходным каналами. Перегородки соединены между собой посредством перемычки и снабжены полками, образующими со стенками корпуса щелевые каналы. Перемычка образует с корпусом глушителя окно, которое соединяет колена газохода, впускное и выпускное колена газохода также сообщены между собой щелевыми каналами, а в перемычке выполнены ребра. Впускной патрубок может быть размещен по центру глушителя. В торцах корпуса могут быть размещены прокладки из звукопоглощающего материала. Изобретение позволяет наиболее эффективно использовать объем глушителя для резонансного поглощения шума. 2 з.п. ф-лы, 5 ил. глушитель шума газового потока, патент № 2265732

глушитель шума газового потока, патент № 2265732 глушитель шума газового потока, патент № 2265732 глушитель шума газового потока, патент № 2265732 глушитель шума газового потока, патент № 2265732 глушитель шума газового потока, патент № 2265732

Формула изобретения

1. Глушитель шума газового потока, содержащий корпус прямоугольной формы с торцевыми стенками и параллельными впускным и выпускным патрубками и продольные перегородки, образующие лабиринтный газоход с входным, промежуточным и выходным коленами, причем перегородки соединены между собой посредством перемычки и снабжены полками, образующими со стенками корпуса щелевые каналы, отличающийся тем, что перемычка образует с корпусом глушителя окно, которое соединяет колена газохода, впускное и выпускное колена газохода также сообщены между собой щелевыми каналами, а в перемычке выполнены ребра для образования щелевых каналов.

2. Глушитель по п.1, отличающийся тем, что впускной патрубок размещен по центру глушителя.

3. Глушитель по п.1, отличающийся тем, что в торцах корпуса размещены прокладки из звукопоглощающего материала.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено преимущественно для глушения шума выпуска в двигателях внутреннего сгорания.

Известен глушитель шума газового потока для двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус и размещенные в нем по меньшей мере одну перфорированную трубу, либо изогнутый газоход из трех перфорированных труб, образующих с корпусом общую резонансную камеру (см. заявку ФРГ №3740341 от 27.11.97, кл. F 01 N 1/08).

Недостатком конструкции является то, что перфорированное отверстие плохо поглощает звуковую энергию высокочастотного спектра шумового поля. Глушитель имеет сложную конструкцию и обнаруживает отсутствие технологической проработки.

Известен также глушитель шума газового потока, содержащий корпус с гофрами, в котором расположены параллельно изогнутые перегородки, образующие изогнутый канал, который разделяет корпус на три резонансные камеры, сообщающиеся между собой щелями, образованными зазором между полками перегородок и стенкой корпуса (см. а.с. 1773279, кл. F 01 N 1/10 от 21.09.90).

К недостаткам конструкции следует отнести то, что не эффективно используется принцип Гельмгольца резонансного поглощения высокочастотного звука в узких каналах, которые сообщаются с резонансными камерами. Конструкция принята за прототип.

Задача изобретения - наиболее эффективное использование объема глушителя для резонансного поглощения звука в широком диапазоне частот, в том числе высокочастотного спектра.

Задача решается тем, что в глушителе газового потока перемычка образует с корпусом глушителя окно, которое соединяет колена газохода, впускное и выпускное колена газохода также сообщены между собой щелевыми каналами, а в перемычке выполнены ребра для образования щелевых каналов.

Впускной патрубок и впускное колено газохода могут быть размещены по центру корпуса, что делает конструкцию жестче. В торцах корпуса глушителя могут быть установлены прокладки из звукопоглощающего материала, которые одновременно служат звукоизоляторами между коленами газохода.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид глушителя, разрез;

на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1;

на фиг.3 - сечение В-В на фиг.1;

на фиг.4 - общие вид при центральном впускном патрубке;

на фиг.5 - сечение Б-Б на фиг.4.

Глушитель шума газового потока содержит корпус 1 прямоугольной формы с торцевыми стенками и параллельными впускными 2 и выпускными 3 патрубками и продольные перегородки 4, образующие лабиринтный газоход с входным 5, промежуточным 6 и выходным 7 коленами. Перегородки 4 снабжены полками 8, в которых выполнены ребра 9, образующие со стенкой корпуса 1 щелевые каналы 10. В перемычке 11 выполнены ребра 9, которые со стенкой корпуса 1 образуют щелевые каналы 10, посредством которых колена 5 и 7 газохода сообщаются между собой.

Корпус 1 может быть выполнен с центральным впускным 2 патрубком, при этом перемычка 8 образует со стенкой корпуса 1 окно 12, которое соединяет промежуточное 6 и выходное 7 колена газохода.

В месте стыка перегородок 4 с торцевыми стенками корпуса 1 глушителя могут быть установлены звукопоглощающие прокладки 13, которые снижают шум и упрощают сборку конструкции.

Глушитель работает следующим образом. Поток отработавших газов поступает через впускной патрубок 2 во входное колено 5 газохода, в котором звуковые волны от стенок корпуса 1 перегородки 4 стекают в щелевие каналы 10, при этом выпускное 7 и промежуточное 6 колена газохода становятся активными резонансными камерами. Эффективность резонансного поглощения звуковой энергии обеспечивается за счет множества щелевых каналов 10, где колебательная скорость частиц газа, обусловленная звуковыми волнами, снижается за счет трения о стенки. Принципом интерференционного поглощения звуковой энергии обусловлена конструкция лабиринтной схемы газохода, все колена 5; 6; 7 которого сообщаются между собой посредством щелевых каналов 10.

Такая конструкция глушителя обеспечивает высокую эффективность работы при наименьших габаритах корпуса 1, так как все колена 5, 6, 7 лабиринтного газохода одновременно служат резонансными камерами, при этом глушитель имеет небольшое гидравлическое сопротивление потоку газов.

При центральном расположении впускного патрубка глушитель обладает повышенной жесткостью конструкции и высокой звукопоглощающей способностью, т.к. снижается шум от поверхности корпуса. При этом изменяется последовательность работы колен газохода. Шумопоглощающие прокладки повышают звукопоглощающие свойства глушителя и облегчают сборку.

Класс F01N1/02 с использованием резонанса 

резонатор гельмгольца для камеры сгорания газовой турбины -  патент 2511939 (10.04.2014)
резонансный шумоглушитель отражательного типа -  патент 2468217 (27.11.2012)
глушитель шума выпуска отработавших газов двигателя внутреннего сгорания автотранспортного средства -  патент 2460889 (10.09.2012)
двигатель внутреннего сгорания, транспортное средство, морское судно и способ выпуска для двигателя внутреннего сгорания -  патент 2439341 (10.01.2012)
многоцилиндровый двигатель внутреннего сгорания, транспортное средство, морское судно и способ выпуска для многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания -  патент 2438020 (27.12.2011)
двигатель внутреннего сгорания, транспортное средство, морское судно и способ подачи вторичного воздуха для двигателя внутреннего сгорания -  патент 2436970 (20.12.2011)
двигатель внутреннего сгорания, транспортное средство, морское судно и способ очистки отработанного газа двигателя внутреннего сгорания -  патент 2434148 (20.11.2011)
способ снижения шума системы выпуска двигателя внутреннего сгорания -  патент 2362892 (27.07.2009)
устройство и способ для воздействия на вихревые структуры в турбулентной воздушной струе -  патент 2357109 (27.05.2009)
глушитель системы выпуска отработавших газов -  патент 2351773 (10.04.2009)
Наверх