катапультное кресло

Классы МПК:B64D25/10 катапультируемые сиденья 
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Звезда" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-06-28
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата. Катапультное кресло содержит кислородную систему с аварийным источником кислорода и механизм ее включения. Аварийный источник кислорода представляет собой, например, твердотельный генератор кислорода. Механизм включения содержит передаточный механизм для выдергивания предохранительной чеки генератора кислорода, связанный с рукояткой ручного включения, а через качалку - с фалом и с пиротолкателем с электропиропатроном, электрически связанным с системой автоматики бортового кислородного оборудования самолета. Технический результат - улучшение эксплуатационных характеристик катапультного кресла. 1 ил. катапультное кресло, патент № 2266239

катапультное кресло, патент № 2266239

Формула изобретения

Катапультное кресло, содержащее кислородную систему с аварийным источником кислорода и механизм ее включения, отличающееся тем, что аварийный источник кислорода представляет собой, например, твердотельный генератор кислорода, а указанный механизм включения содержит передаточный механизм для выдергивания предохранительной чеки генератора кислорода, связанный с рукояткой ручного включения, а через качалку - с фалом и с пиротолкателем с электропиропатроном, электрически связанным с системой автоматики бортового кислородного оборудования самолета.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата.

Известно катапультное кресло К-36ДМ сер.2 (см. Руководство по технической эксплуатации ЗАБ-9200-ООРЭ, Издание ОАО «НПП Звезда», 1976 г.), содержащее кислородную систему с аварийным источником кислорода и механизм включения, обеспечивающий ручное (летчиком) и автоматическое (только при катапультировании) включение системы. Такое кресло позволяет обеспечить снабжение кислородом летчика в процессе катапультирования и при отказе в процессе полета бортового кислородного оборудования летательного аппарата.

В качестве аварийного источника кислорода может использоваться баллон со сжатым кислородом или твердотельный генератор кислорода.

Недостатком такого кресла является наличие механизма, обеспечивающего только ручное включение кислородной системы летчика в процессе полета, что в определенных аварийных ситуациях, например боевое повреждение бортового кислородного оборудования самолета и ранение летчика, внезапный отказ в сложных условиях пилотирования и т.п., может не обеспечить своевременное ее включение и восстановление снабжения кислородом и приведет к тяжелым последствиям для здоровья летчика или катастрофе.

Целью данного изобретения является исключение указанного недостатка, т.е. улучшение эксплуатационных характеристик катапультного кресла.

Цель достигается тем, что в предлагаемом катапультном кресле аварийный источник кислорода представляет собой, например, твердотельный генератор кислорода, а механизм его включения содержит передаточный механизм для выдергивания предохранительной чеки генератора кислорода, связанный с рукояткой ручного включения, а через качалку - с фалом и с пиротолкателем с электропиропатроном, электрически связанным с системой автоматики бортового кислородного оборудования самолета.

Предлагаемое катапультное кресло изображено на чертеже. Генератор кислорода 1 представляет собой баллон с размещенным внутри него специальным зарядом, в котором после начального инициирования, возникает самоподдерживающаяся химическая реакция с выделением большого количества кислорода. Для обеспечения запуска (инициирования заряда) в генераторе предусмотрен капсюль ударного типа, срабатывающий при его наколе бойком пружинного затвора после выдергивания предохранительной чеки.

Механизм включения кислородной системы состоит из фала 7, один конец которого зафиксирован на части стреляющего механизма остающейся в кабине самолета при катапультировании, качалки 2 и передаточного механизма 8, соединенного гибкой связью с предохранительной чекой генератора кислорода. В состав механизма включения входят также рукоятка ручного включения системы 9 и пиротолкатель 3 с электропиропатроном 10, электрически связанным кабелем 4 с системой автоматики бортового кислородного оборудования самолета.

Работа механизма включения кислородной системы происходит следующим образом:

- при катапультировании происходит натяжение фала 7, вызывающего поворот качалки 2 и через передаточный механизм 8 выдергивание предохранительной чеки генератора кислорода;

- при ручном включении летчиком производится вытягивание рукоятки ручного включения 9 и через передаточный механизм 8 выдергивание предохранительной чеки генератора кислорода;

- при отказе бортового кислородного оборудования самолета система автоматики бортового кислородного оборудования самолета вырабатывает электрическую команду, передаваемую по кабелю 4 на электропиропатрон 10, образующиеся при его срабатывании газы приводят в движение поршень пиротолкателя 3, который поворачивает качалку 2 и через передаточный механизм 8 выдергивает предохранительную чеку генератора кислорода.

После выдергивания чеки происходит запуск генератора кислорода и осуществляется подача кислорода по шлангу 5 в кислородное оборудование летчика через объединенный разьем коммуникаций 6.

Класс B64D25/10 катапультируемые сиденья 

способ торможения катапультного кресла и система для его осуществления -  патент 2500583 (10.12.2013)
система аварийного спасения экипажа самолета методом катапультирования -  патент 2480380 (27.04.2013)
способ и система высотной стабилизации катапультного кресла -  патент 2457156 (27.07.2012)
стреляющее устройство для катапультного кресла пилотируемого летательного аппарата -  патент 2390471 (27.05.2010)
маневренный высотный самолет с бортовой кислорододобывающей установкой и кислородной системой катапультируемого кресла экипажа -  патент 2328415 (10.07.2008)
устройство парного катапультирования -  патент 2286288 (27.10.2006)
способ выработки команды на ввод парашюта катапультного кресла -  патент 2280592 (27.07.2006)
сиденье летчика с узлами крепления к самолету -  патент 2255870 (10.07.2005)
катапультное кресло -  патент 2238222 (20.10.2004)
катапультное кресло -  патент 2236990 (27.09.2004)
Наверх