способ управления работой двигателя внутреннего сгорания
Классы МПК: | F02D21/08 выхлопного газа двигателя F02B17/00 Двигатели со средствами для распределения топливного заряда в цилиндрах слоями |
Автор(ы): | ФОЛЬЦ Дитер (DE), ВИЛЬД Эрнст (DE), ПФИТЦ Манфред (DE), МЕЦГЕР Вернер (DE), ПАНТРИНГ Юрген (DE), ОДЕР Михаэль (DE), ХЕСС Вернер (DE), МАЛЛЕБРАЙН Георг (DE), КЁЛЕР Кристиан (DE), ЭБЕРЛЕ Кристина (DE), ХЕРИНЕК Роланд (DE), ХАЙНРИХ Детлеф (DE) |
Патентообладатель(и): | РОБЕРТ БОШ ГМБХ (DE) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-01-09 публикация патента:
20.12.2005 |
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способу управления работой двигателя внутреннего сгорания, прежде всего транспортного средства. Изобретение позволяет разработать способ управления ДВС, который надежно исключал бы возможность перехода ДВС на работу в недопустимых режимах при возникновении неисправности или сбоя в работе системы рециркуляции отработавших газов. Способ управления работой двигателя внутреннего сгорания (ДВС), прежде всего ДВС транспортного средства, заключающийся в том, что топливо впрыскивают в камеру сгорания ДВС в первом режиме работы на такте сжатия и во втором режиме работы на такте впуска и осуществляют переключение между указанными режимами, переводя ДВС с работы в одном из этих режимов на работу в другом режиме. ДВС оснащен системой рециркуляции отработавших газов, имеющей обратный клапан. При заедании или заклинивании обратного клапана в открытом положении ДВС переводят на работу в первом режиме. В способе использован блок управления для двигателя. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Способ управления работой двигателя (1) внутреннего сгорания (ДВС), прежде всего ДВС транспортного средства, заключающийся в том, что топливо впрыскивают в камеру (4) сгорания ДВС в первом режиме работы на такте сжатия и во втором режиме работы на такте впуска и осуществляют переключение между указанными режимами, переводя ДВС с работы в одном из этих режимов на работу в другом режиме, при этом ДВС (1) оснащен системой рециркуляции отработавших газов (ОГ), имеющей обратный клапан (14), отличающийся тем, что при заедании или заклинивании обратного клапана (14) в открытом положении ДВС (1) переводят на работу в первом режиме.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при заедании или заклинивании обратного клапана (14) в закрытом положении ДВС (1) переводят на работу во втором режиме.
3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что при возникновении иной неисправности или иного сбоя в работе системы рециркуляции ОГ обратный клапан (14) устанавливают в закрытое положение, а ДВС (1) переводят на работу во втором режиме.
4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что заедание или заклинивание обратного клапана (14) выявляют с помощью датчика.
5. Блок (18) управления для двигателя (1) внутреннего сгорания (ДВС), прежде всего ДВС транспортного средства, при этом указанный ДВС (1) имеет камеру (4) сгорания с возможностью впрыскивания в нее топлива в первом режиме работы на такте сжатия и во втором режиме работы на такте впуска, блок (18) управления выполнен с возможностью перевода ДВС с работы в одном из указанных режимов на работу в другом режиме, а ДВС (1) оснащен системой рециркуляции ОГ, имеющей обратный клапан (14), отличающийся тем, что он при заедании или заклинивании обратного клапана (14) в открытом положении выполнен с возможностью перевода ДВС (1) на работу в первом режиме.
Описание изобретения к патенту
Уровень техники
Настоящее изобретение относится к способу управления работой двигателя внутреннего сгорания (ДВС), прежде всего ДВС транспортного средства, заключающемуся в том, что топливо впрыскивают в камеру сгорания ДВС в первом режиме работы на такте сжатия и во втором режиме работы на такте впуска и осуществляют переключение между указанными режимами, переводя ДВС с работы в одном из этих режимов на работу в другом режиме, при этом ДВС оснащен системой рециркуляции отработавших газов (ОГ), имеющей обратный клапан. Изобретение относится далее к соответствующему ДВС, а также к блоку управления для подобного ДВС.
Подобные способ, ДВС и блок управления известны по применению, например, так называемых систем с непосредственным впрыскиванием бензина. В таких системах топливо впрыскивается в камеру сгорания ДВС на такте впуска в режиме с гомогенным смесеобразованием или на такте сжатия в режиме с послойным смесеобразованием. Режим с гомогенным смесеобразованием предусмотрен преимущественно для работы ДВС при полной нагрузке, тогда как режим с послойным смесеобразованием используется при работе ДВС на холостом ходу и в диапазоне частичных нагрузок.
При работе такого ДВС возможно возникновение неисправностей или сбоев. Так, например, может произойти заедание или заклинивание обратного клапана системы рециркуляции ОГ, который в результате окажется заблокированным и не сможет перемещаться между открытым и закрытым положениями. В этом случае необходимо надежно исключать переход ДВС в недопустимый режим работы.
Задача и преимущества изобретения
В основу настоящего изобретения была положена задача разработать такой способ управления ДВС, который надежно исключал бы возможность перехода ДВС на работу в недопустимых режимах при возникновении неисправности или сбоя в работе системы рециркуляции ОГ.
Эта задача в отношении способа указанного в начале описания типа решается согласно изобретению благодаря тому, что при заедании или заклинивании обратного клапана системы рециркуляции ОГ в открытом положении ДВС переводят на работу в первом режиме. В отношении ДВС и блока управления указанных в начале описания типов эта задача решается аналогичным образом.
При заедании обратного клапана в открытом положении ДВС согласно изобретению переводят на работу в режиме с послойным смесеобразованием. В режиме с послойным смесеобразованием можно без каких-либо проблем учитывать нахождение обратного клапана в открытом положении при управлении и/или регулировании ДВС. Поэтому в такой ситуации ДВС не может перейти на работу в недопустимом режиме. Таким образом, благодаря выбору режима с послойным смесеобразованием в качестве аварийного режима обеспечивается надежная работа ДВС. Тот недостаток, что при работе в режиме с послойным смесеобразованием ДВС может развивать лишь пониженный крутящий момент, в значительной степени компенсируется преимуществом, состоящим в обеспечении надежной работы ДВС.
В одном из предпочтительных вариантов осуществления изобретения при заедании или заклинивании обратного клапана в закрытом положении ДВС предлагается переводить на работу во втором режиме. Иными словами, при заедании или заклинивании обратного клапана в закрытом положении ДВС согласно настоящему изобретению переводится на работу в режиме с гомогенным смесеобразованием. В режиме с гомогенным смесеобразованием ДВС без каких-либо проблем может работать и при закрытом обратном клапане и прежде всего без превышения предельных показателей выброса ОГ. Тем самым и при возникновении подобной неисправности обеспечивается надежная работа ДВС.
В другом предпочтительном варианте осуществления изобретения при возникновении иной неисправности или иного сбоя в работе системы рециркуляции ОГ обратный клапан закрывают, а ДВС переводят на работу во втором режиме. При этом наиболее предпочтительно выявлять заедание или заклинивание обратного клапана с помощью соответствующего датчика.
Особое значение имеет реализация предлагаемого в изобретении способа на базе элемента управления, предназначенного для блока управления ДВС, прежде всего ДВС транспортного средства. При этом в памяти такого элемента управления хранится программа, ориентированная на выполнение в вычислительном устройстве, прежде всего в микропроцессоре, и пригодная для осуществления предлагаемого в изобретении способа. Таким образом, в этом случае предлагаемое в изобретении решение реализуется с помощью хранящейся в памяти элемента управления программы, и поэтому подобный элемент управления с заложенной в него программой также является одним из объектов изобретения аналогично описанному выше способу, для осуществления которого предназначена эта программа. В качестве элемента управления можно использовать прежде всего электрический носитель данных, например постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) или флэш-память.
Другие отличительные особенности, возможности применения и преимущества изобретения рассмотрены ниже на примере некоторых вариантов его осуществления со ссылкой на прилагаемые чертежи. При этом все рассмотренные в описании или представленные на чертежах отличительные признаки индивидуально и в любых сочетаниях характеризуют объект изобретения независимо от их компоновки в пунктах формулы изобретения или ссылки на них, а также независимо от их формулировки, соответственно представления в описании и на чертежах.
Ниже изобретение более подробно рассмотрено со ссылкой на прилагаемый чертеж, на котором схематично изображен один из вариантов выполнения предлагаемого в изобретении двигателя внутреннего сгорания.
На чертеже схематично показан устанавливаемый на транспортном средстве двигатель 1 внутреннего сгорания (ДВС), в цилиндре 3 которого с возможностью возвратно-поступательного движения установлен поршень 2. В цилиндре 3 имеется камера 4 сгорания, которая ограничена, в частности, поршнем 2, впускным клапаном 5 и выпускным клапаном 6. Впускной клапан 5 управляет соединением цилиндра с впускным трубопроводом 7, а выпускной клапан 6 управляет его соединением с выпускным трубопроводом 8.
В зоне впускного клапана 5 и выпускного клапана 6 в камеру 4 сгорания выступают клапанная форсунка 9 и свеча 10 зажигания. Клапанная форсунка 9 служит для впрыскивания топлива в камеру 4 сгорания. Свеча 10 зажигания предназначена для воспламенения топлива в камере 4 сгорания.
Во впускном трубопроводе 7 расположена поворотная дроссельная заслонка 11, регулирующая поступление воздуха в этот впускной трубопровод 7. Количество поступающего воздуха зависит от углового положения дроссельной заслонки 11. В выпускном трубопроводе 8 расположен каталитический нейтрализатор 12, служащий для нейтрализации ОГ, образующихся при сгорании топлива.
От выпускного трубопровода 8 отходит обратный трубопровод 13, ведущий обратно во впускной трубопровод 7. В этом обратном трубопроводе 13 установлен обратный клапан 14, позволяющий регулировать количество возвращаемых назад во впускной трубопровод 7 ОГ. Указанные обратный трубопровод 13 и обратный клапан 14 образуют так называемую систему рециркуляции ОГ.
От топливного бака 15 отходит проходящий к впускному трубопроводу 7 вентиляционный трубопровод 16. В этом вентиляционном трубопроводе 16 установлен вентиляционный клапан 17, позволяющий регулировать количество паров топлива, подводимое во впускной трубопровод 7 из топливного бака 15. Указанные вентиляционный трубопровод 16 и вентиляционный клапан 17 образуют так называемую систему улавливания испарений бензина или систему вентиляции топливного бака.
При сгорании топлива в камере 4 сгорания поршень 2 приводится в возвратно-поступательное движение, которое передается на не показанный на чертеже коленчатый вал и создает на нем крутящий момент.
На вход блока 18 управления поступают сигналы 19, характеризующие измеряемые различными датчиками рабочие параметры ДВС 1. Так, например, с блоком 18 управления соединены расходомер воздуха, кислородный датчик, датчик частоты вращения и т.п. Помимо этого с блоком 18 управления соединен датчик положения педали акселератора, формируемый которым (датчиком) сигнал пропорционален положению нажимаемой водителем педали акселератора, а тем самым и требуемому крутящему моменту. Блок 18 управления формирует выходные сигналы 20, которые в виде управляющих воздействий, подаваемых на приводные и/или исполнительные механизмы, позволяют влиять на режим работы ДВС 1. При этом блок 18 управления соединен, например, с клапанной форсункой 9, свечой 10 зажигания, приводом дроссельной заслонки 11 и т.п. и формирует необходимые для управления ими сигналы.
Блок 18 управления предназначен, в частности, для управления рабочими параметрами ДВС 1 и/или для их регулирования. Так, например, блок 18 управления с учетом уменьшения расхода топлива и/или снижения выброса вредных веществ управляет количеством и/или регулирует количество впрыскиваемого клапанной форсункой 9 в камеру 4 сгорания топлива. Для этой цели в блоке 18 управления предусмотрен микропроцессор, в памяти которого, выполненной, в частности, в виде флэш-памяти, хранится программа, на основании которой осуществляются указанные процессы управления и/или регулирования.
Показанный на чертеже ДВС 1 может работать в различных режимах. Так, например, ДВС может работать в режиме с гомогенным смесеобразованием, в режиме с послойным смесеобразованием, в режиме с гомогенным смесеобразованием на обедненной горючей смеси и т.п.
В режиме с гомогенным смесеобразованием топливо впрыскивается клапанной форсункой 9 непосредственно в камеру 4 сгорания ДВС на такте впуска. В результате топливо до момента воспламенения дополнительно существенно завихряется, благодаря чему в камере 4 сгорания образуется практически однородная топливовоздушная смесь или однородный заряд. Создаваемый при этом крутящий момент в существенной мере зависит от положения дроссельной заслонки 11, регулируемого блоком 18 управления. В режиме с гомогенным смесеобразованием управление и/или регулирование рабочих параметров ДВС 1 осуществляется таким образом, чтобы коэффициент избытка воздуха (лямбда) горючей смеси равнялся единице. Режим с гомогенным смесеобразованием предназначен главным образом для работы ДВС при полной нагрузке.
Режим с гомогенным смесеобразованием на обедненной горючей смеси в основном соответствует режиму с гомогенным смесеобразованием, однако коэффициент избытка воздуха (лямбда) устанавливается при этом на значение меньше единицы.
В режиме с послойным смесеобразованием топливо впрыскивается клапанной форсункой 9 непосредственно в камеру 4 сгорания на такте сжатия. В результате при воспламенении горючей смеси свечой 10 зажигания топливо распределяется в присутствующем в камере 4 сгорания заряде не однородно, а послойно. Вне зависимости от конкретных требований, предъявляемых, например, к рециркуляции ОГ или улавливанию паров топлива, дроссельная заслонка 11 в этом режиме может быть полностью открыта, а ДВС 1 тем самым может работать в незадросселированном режиме. В режиме с послойным смесеобразованием создаваемый крутящий момент в основном регулируется изменением количества впрыскиваемого топлива. Режим с послойным смесеобразованием предназначен главным образом для работы ДВС 1 на холостом ходу и в диапазоне частичных нагрузок.
ДВС 1 можно переводить, соответственно переключать, с одного из указанных режимов работы на другой. Подобное переключение осуществляется блоком 18 управления.
При работе ДВС 1 в системе рециркуляции ОГ могут возникнуть неисправности или сбои, приводящие к активизации различных соответствующих ответных мер. При этом подобные неисправности можно классифицировать по меньшей мере на три типа.
1) К первому типу неисправностей можно отнести неисправности, когда обратный клапан 14 заедает в открытом положении и поэтому не может более установиться в закрытое положение. При обнаружении с помощью датчика положения или иных мер подобного заклинивания или заедания обратного клапана 14 в открытом положении ДВС 1 переводится на работу в режиме с послойным смесеобразованием. В режиме с послойным смесеобразованием ДВС 1 может работать с ограниченной мощностью и при открытом обратном клапане 14, благодаря чему ДВС может продолжать работу в аварийном режиме с неисправным обратным клапаном. При этом соблюдаются нормы по предельным показателям выброса ОГ.
2) Ко второму типу неисправностей можно отнести неисправности, когда обратный клапан 14 заедает в закрытом положении и поэтому не может более установиться в открытое положение. При обнаружении подобного заклинивания или заедания обратного клапана 14 в закрытом положении ДВС 1 переводится на работу в режиме с гомогенным смесеобразованием. В этом режиме с гомогенным смесеобразованием ДВС 1 может без каких-либо проблем продолжать работу при закрытом обратном клапане 14 без превышения предельных показателей выброса ОГ. В принципе в подобной ситуации возможна также работа ДВС в режиме с послойным смесеобразованием, однако при этом уже невозможно соблюсти нормы по предельным показателям выброса ОГ.
3) К третьему типу неисправностей можно отнести иные сбои или неисправности, обнаруживаемые в работе системы рециркуляции ОГ или системы управления рециркуляцией ОГ и/или регулирования рециркуляции ОГ, при этом обратный клапан 14 остается работоспособным и может установиться в закрытое положение. В этом случае ДВС 1 переводится на работу в режиме с гомогенным смесеобразованием, а обратный клапан 14 закрывается. Как и в предыдущем случае, ДВС 1 может в этой ситуации без каких-либо проблем продолжать работу в режиме с гомогенным смесеобразованием и при закрытом обратном клапане 14 без превышения предельных показателей выброса ОГ.
Неисправности или сбои в работе системы рециркуляции ОГ или обратного клапана 14 блок 18 управления может выявлять непосредственно или опосредованно с помощью соответствующих датчиков и/или путем диагностики привода, управляющего срабатыванием обратного клапана 14, либо с помощью иных технических и технологических мер. В зависимости от выявленной неисправности блок 18 управления в соответствии с рассмотренными выше ситуациями выбирает и активизирует необходимый аварийный режим. После этого информация об обнаруженной неисправности сохраняется в предназначенной для этой цели памяти или области памяти блока 18 управления.
Класс F02D21/08 выхлопного газа двигателя
Класс F02B17/00 Двигатели со средствами для распределения топливного заряда в цилиндрах слоями