кафедра лекционная
Классы МПК: | A47B19/00 Столики для чтения; аналои; кафедры и тп |
Автор(ы): | Ройтбург Ю.С. (RU), Цецулин С.Н. (RU), Луценко В.Н. (RU), Валяев А.А. (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Научное конструкторско-технологическое бюро "Парсек" (НКТБ "Парсек") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-04-22 публикация патента:
27.12.2005 |
Изобретение относится к оргтехнике и предназначено для озвучивания помещений различных размеров и площадей. Задача, решаемая изобретением, - расширение функциональных и дидактических возможностей. Кафедра выполнена в виде закрепленной на основании стойки и закрывающей ее столешницы. Стойка выполнена в виде многогранной призмы, грани которой жестко связаны в ребрах, а в горизонтальном сечении представляет собой многогранник. Одна из граней стойки является съемной задней стенкой, связанной с передними гранями или с боковыми гранями. На передних гранях размещены динамики. Кафедра содержит усилитель мощности звуковой частоты, панель управления, установленную на столешнице, проводной микрофон и радиомикрофон. Столешница снабжена лампой подсветки. Включение кафедры осуществляется сетевым шнуром. 10 ил.
Формула изобретения
Кафедра лекционная, содержащая усилитель мощности звуковой частоты, панель управления, динамики, проводной микрофон, сетевой шнур и радиомикрофон, отличающаяся тем, что она выполнена в виде закрепленной на основании стойки и закрывающей ее столешницы, стойка выполнена в виде многогранной призмы с жестко связанными гранями, одна из которых выполнена в виде съемной задней стенки, динамики размещены на гранях, расположенных с тупыми углами между собой, а панель управления и проводной микрофон установлены на столешнице, снабженной лампой подсветки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к оргтехнике и может быть использовано при проектировании и разработке устройств, предназначенных для озвучивания помещений различных размеров и площадей и чтения лекций.
Известно приспособление для чтения, содержащее жестко связанную с основанием стойку, панель для размещения листового материала, установленную на стойке [1]. Недостатком данной конструкции являются узкие функциональные и дидактические возможности.
Также широко известны кафедры для чтения лекций в аудиториях, содержащие стойку, закрепленную на основании, и столешницу для размещения листовых материалов. Данные кафедры широко используются в различных аудиториях и конференцзалах. В патентных фондах Поволжского региона (г.Самара) аналогов не выявлено. Недостатками данных кафедр являются узкие функциональные и дидактические возможности.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является портативное устройство для озвучивания аудиторий [2], содержащее усилитель мощности звуковой частоты, панель управления, динамики, проводной микрофон, сетевой шнур и радиомикрофон.
Недостатком данного устройства являются пониженные функциональные и дидактические возможности, а именно:
- устройство предназначено для озвучивания помещений только до 100 м2;
- расположение громкоговорителей только на лицевой стороне не позволяет озвучить широкие аудитории, т.к. с боковых сторон слышимость будет хуже;
- отсутствие у лектора возможности разложить листы с лекционным материалом с достаточными удобствами и с локальным их освещением не позволяет, например, читать лекцию в темном помещении с сопровождающим ее показом киноматериалов на развернутом экране.
Все вышеперечисленное снижает функциональные и дидактические возможности.
Задача, решаемая изобретением, - расширение функциональных и дидактических возможностей.
Указанная задача решается за счет того, что кафедра лекционная выполнена в виде закрепленной на основании стойки и закрывающей ее столешницы, стойка выполнена в виде многогранной призмы с жестко связанными гранями, одна из которых выполнена в виде съемной задней стенки, динамики размещены на гранях, расположенных с тупыми углами между собой, а панель управления и проводной микрофон установлены на столешнице, снабженной осветительным прибором.
Приведенные выше признаки являются существенными и в своей совокупности позволяют решить задачу изобретения.
Выполнение стойки в виде многогранной призмы с размещением громкоговорителей на гранях обеспечивает совмещение ее функций как опорной подставки для столешницы, так и звуковоспроизводящей колонки.
Выполнение связи между гранями стойки жесткой позволяет обеспечить выполнение широкого спектра технических требований, предъявляемых к звуковоспроизводящим колонкам, например, таким как жесткость, обеспечивающая вибростойкость от дребезга, а при покрытии задней стенки изнутри звукопоглощающим материалом она становится демпфирующим нежелательное отражение звука элементом конструкции.
Выполнение одной из граней в виде съемной задней стенки обеспечивает ремонтопригодность и повышает технологичность при сборке и настройке. Для улучшения технических характеристик стенка крепится через уплотнительные элементы.
Расположение граней с динамиками с тупыми углами между собой позволяет проектировать стойку (как количество граней, так и углы между ними) таким образом, чтобы в зависимости от геометрических размеров и протяженности аудиторий диаграммы направленностей используемых в конкретных случаях громкоговорителей могли перекрываться и таким образом обеспечивать равномерную слышимость в озвучиваемых помещениях.
Закрепление стойки на основании обусловлено приданием достаточной устойчивости конструкции кафедры в целом. Кроме того, наличие устойчивого основания позволит в необходимых случаях выполнять стойку с наклоном к горизонту, например, для аудиторий с наклонным полом, обеспечивая равномерность озвучивания и предотвращая появление реверберации от отраженных наклонным полом сигналов.
Введение закрывающей стойку столешницы, выполненной с небольшим наклоном, замыкает объем звуковоспроизводящей стойки-колонки, позволяя обеспечить хорошие технические характеристики, например уровень мощности, четкость звука и т.п., а также повышает удобство лектора.
Установка на столешнице панели управления и проводного микрофона на гибкой стойке освобождает руки лектора, позволяя, например, пользоваться световой указкой для комментария развешенных графических материалов, а также создает удобство пользования панелью управления, т.к. она находится перед глазами лектора, и, наконец, позволяет достаточно расширить функции панели управления путем введения дополнительных органов управления и коммутации. Последнее возможно и на готовом изделии путем незначительных доработок. Это может быть обеспечено еще на этапе конструирования путем введения свободных зон на панели управления, что сложно сделать в законченном, предельно минимизированном изделии, каковым является прототип.
Введение осветительного прибора, выполненного в виде точечного светильника на стойке, закрепленной на столешнице, повышает удобство лектора, т.к. далеко не везде соблюдаются требуемые СНИП нормы освещения, и позволяет работать при выключенном в аудитории свете, например, когда требуется сопровождать лекцию показом киноматериалов или слайдов.
Все вышеперечисленные признаки в своей совокупности расширяют возможности лектора как при подготовке к лекции, так и во время ее проведения. Кроме того, расширяются функциональные возможности при проектировании кафедр лекционных.
Таким образом, приведенная совокупность признаков, характеризующих заявленный объект, обуславливает появление такого технического результата, который обеспечивает решение задачи изобретения.
Анализ уровня техники показывает, что не известна кафедра, которой присущи признаки, идентичные всем существенным признакам данного изобретения, что свидетельствует о его неизвестности и, следовательно, новизне.
Что касается признаков, отличающих предложенный объект от ближайших аналогов, то они в них не обнаружены, что позволяет заключить о соответствии предложенного решения изобретательскому уровню.
Наконец, при осуществлении изобретения действительно реализуется наличие предложенного объекта, что свидетельствует о промышленной применимости изобретения.
На фиг.1 изображен вид сбоку на кафедру лекционную; на фиг.2 - горизонтальный разрез А-А, фиг.1.; на фиг.3 - вид сверху (вид Б на фиг.1); на фиг.4 - несколько вариантов исполнения стойки (горизонтальные сечения): а) трехгранная стойка, б) четырехгранная стойка, в) шестигранная стойка с боковыми гранями без громкоговорителей, г) семигранная стойка; на фиг.5 - вариант выполнения кафедры с наклонной стойкой (для аудиторий с наклонным полом); на фиг.6, 7 представлены фото экспериментального образца кафедры лекционной, разработанной и изготовленной в НКТБ «Парсек».
Кафедра лекционная (фиг.1) состоит из стойки 1, закрепленной на основании 2 и закрытой столешницей 3 (фиг.1, 3). Стойка 1 выполнена в виде многогранной призмы, грани которой жестко связаны в ребрах 4, и в горизонтальном сечении представляет собой многогранник (фиг.2, 4). Одна из граней стойки 1 является съемной задней стенкой 5, связанной с передними гранями 6 (фиг.4 а), б)) или с боковыми гранями 7 (фиг.4 в), г)). На фиг.4 показаны несколько вариантов горизонтальных сечений стойки с различным количеством граней. На передних гранях 6 стойки 1, расположенных с тупыми углами между собой, установлены динамики 8. Панель управления 9 (фиг.3) и проводной микрофон 10 на гибкой стойке (фиг.1, 3) установлены на столешнице 3. На ней же установлена лампа подсветки 11 на стойке. Усилитель мощности 12 звуковой частоты размещен внутри стойки 1 и может быть установлен как сверху (фиг.1), так и внизу ее (не показано). Возможна его установка и на задней стенке 5, и на основании 2. Электропитание кафедры осуществляется сетевым шнуром 13, как правило, подводимым через основание 2. Радиомикрофон (не показан) или располагают внутри стойки на какой-либо полке, в зажимах и т.п. (съемная задняя стенка 5 в этом случае может быть выполнена с захватами и замком), или, как правило, он хранится в преподавательской и используется только во время чтения лекционного материала. Вариант кафедры лекционной (фиг.5) с наклонной стойкой 1 может быть использован в аудиториях с наклонным (со ступеньками вверх) полом. Возможно крепление основания 2 к полу, например, анкерными болтами. Представленный на фиг.6, 7 экспериментальный образец кафедры лекционной выполнен со стойкой в виде призмы из четырех передних 6 и пятой 5 (задней стенкой) граней. Динамики 8 установлены на всех передних гранях 6 в два ряда по высоте. Проведенные испытания подтвердили перспективность выбранной концепции конструирования кафедр. Количество граней стойки 1, их конфигурация и ширина в сечении, углы между ними, а также общее количество динамиков 8, их расположение и количество в рядах, как правило, задается при конструировании, так как зависит от многих факторов, например, таких как требуемая площадь озвучивания, протяженность аудитории (как в длину, так и в ширину) и т.д. В зависимости от задаваемых исходных параметров рассчитывается и конфигурация сечения стойки 1, и мощность усилителя 12, и мощности и параметры динамиков 8.
Устройство работает следующим образом.
Кафедра лекционная сетевым шнуром 13 подключается к электропитанию. Лектор раскладывает на столешнице 3 листы с лекционным материалом. С помощью органов коммутации, управления и настройки, размещенных на панели управления 9, производится включение и настройка аудиосистемы (тембр, громкость и т.п.). В зависимости от способа чтения включается или радиомикрофон, или проводной микрофон 10, установленный на столешнице 3. В необходимых случаях включается лампа подсветки 11, установленная на столешнице 3.
Источники информации
1. А.с. СССР №1769848, МКИ А 47 В 19/00, опубл. 23.10.92 г., бюл. №39 (аналог).
2. «Портативное устройство для озвучивания аудиторий». Электронный каталог РНПО Росучприбор, ttp://www.rosuchpribor.ru/DB2001/tso/dipl-zvuk/html (прототип).