мост с поворотными колесами
Классы МПК: | B62D7/14 с осями поворота, расположенными более чем в одной плоскости, поперечной к продольной оси транспортного средства, например управление всеми колесами B60B11/00 Колесные узлы с несколькими соосно расположенными колесами; колеса с несколькими ободьями или шинами B60B11/02 состоящие из разделенных колес, имеющих возможность независимого или совместного вращения B62D7/00 Рычажные механизмы рулевых приводов; поворотные цапфы и их установка |
Автор(ы): | Ширнин Ю.А. (RU), Лазарев А.В. (RU), Онучин Е.М. (RU), Соловьев Е.В. (RU) |
Патентообладатель(и): | Марийский государственный технический университет (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-04-02 публикация патента:
27.12.2005 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Мост включает несущую конструкцию, выполненную в виде балки с кронштейнами, на которых с помощью поворотных цапф установлены ходовые колеса, привод поворота ходовых колес, привод вращения ходовых колес, выполненный в виде двух бортовых редукторов, соединенных при помощи полуосей с дифференциалом и главной передачей и состоящих из верхней и нижней конических передач. Кронштейны балки несущей конструкции имеют высоту, обеспечивающую свободный и неограниченный поворот колеса вокруг оси кронштейна, а привод поворота ходовых колес выполнен в виде червячных колес, жестко установленных в верхней части поворотных цапф и находящихся в зацеплении с червяками, приводимыми во вращение гидромоторами. В результате обеспечивается неограниченный и независимый поворот ходовых колес. 1 ил.
Формула изобретения
Мост с поворотными колесами, включающий несущую конструкцию, выполненную в виде балки с кронштейнами, на которых с помощью поворотных цапф установлены ходовые колеса, привод поворота ходовых колес, привод вращения ходовых колес, выполненный в виде двух бортовых редукторов, соединенных при помощи полуосей с дифференциалом и главной передачей и состоящих из верхней и нижней конических передач, отличающийся тем, что кронштейны балки несущей конструкции имеют высоту, обеспечивающую свободный и неограниченный поворот колеса вокруг оси кронштейна, а привод поворота ходовых колес выполнен в виде червячных колес, жестко установленных в верхней части поворотных цапф и находящихся в зацеплении с червяками, приводимыми во вращение гидромоторами.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к узлам шасси транспортных и технологических машин и может быть использовано в транспортном и технологическом машиностроении.
Известен мост с поворотными колесами, включающий балку с жестко прикрепленными к ней кронштейнами, в которых шарнирно установлены поворотные цапфы, снабженные приводом поворота, к которым крепятся ходовые колеса.
Недостатком этого моста с поворотными колесами является отсутствие привода вращения колес, что снижает его эксплуатационные качества.
Наиболее близким решением является мост с поворотными колесами, включающий несущую конструкцию, выполненную в виде балки с кронштейнами, на которых с помощью поворотных цапф установлены ходовые колеса, привод поворота ходовых колес, выполненный в виде рычагов, жестко соединенных с поворотными цапфами, и продольных рулевых тяг, привод вращения ходовых колес, выполненный в виде двух бортовых редукторов, соединенных при помощи полуосей с дифференциалом и главной передачей и состоящих из верхней и нижней конических передач. (Тракторы. ч.1. Конструкции. Учеб. пособие для вузов /В.Т.Васильев, В.В.Будько, В.В.Гуськов и др. /Под общ. ред. В.В.Гуськова. - Мн.: Выш. школа, 1979. - 232 с., с.162, рис. 9.4.)
Недостатком этого моста с поворотными колесами является ограниченный угол поворота колес, что уменьшает его функциональные качества.
Указанный недостаток устраняется тем, что в мосте с поворотными колесами, включающем несущую конструкцию, выполненную в виде балки с кронштейнами, на которых с помощью поворотных цапф установлены ходовые колеса, привод поворота ходовых колес, выполненный в виде рычагов, жестко соединенных с поворотными цапфами, и продольных рулевых тяг, привод вращения ходовых колес, выполненный в виде двух бортовых редукторов, соединенных при помощи полуосей с дифференциалом и главной передачей и состоящих из верхней и нижней конических передач, кронштейны балки несущей конструкции имеют высоту, обеспечивающую свободный и неограниченный поворот колеса вокруг оси кронштейна, привод поворота ходовых колес выполнен в виде червячных колес, жестко установленных в верхней части поворотных цапф и находящихся в зацеплении с червячными колесами червяков, приводимых во вращение, например, гидромоторами.
Предложенная конструкция обеспечивает неограниченный и независимый поворот ходовых колес, что повышает функциональные качества моста с поворотными колесами.
В патентной и научно-технической литературе подобной конструкции моста с поворотными колесами нами не обнаружено.
На чертеже изображена кинематическая схема моста с поворотными колесами.
Мост с поворотными колесами состоит из балки 1 с жестко закрепленными на ней кронштейнами 2, на которых с помощью подшипников 3 шарнирно установлены поворотные цапфы 4. Внутри балки 1 смонтированы главная передача 5, состоящая из ведущей конической шестерни 6, установленной в подшипниках 7, и ведомой конической шестерни 8, жестко установленной на корпусе дифференциала 9, соединенного посредством полуосей 10, установленных в подшипниках 11, с бортовым редуктором 12. Бортовой редуктор 12 состоит из верхней конической передачи 13, включающей ведущую коническую шестерню 14, приводимую во вращение полуосью 10, и ведомую коническую шестерню 15, соединенную посредством вала 16, установленного в подшипниках 17, с ведущей конической шестерней 18 нижней конической передачи 19, установленной внутри поворотной цапфы 4, при этом передача крутящего момента от вала 16 к ведущей конической шестерне 18, приводящей во вращение ведомую коническую шестерню 20, жестко установленную на валу 21, вращающемся в подшипниках 22 внутри поворотной цапфы 4, осуществляется посредством шлицев 23. К фланцу 24 вала 21 жестко крепится ходовое колесо 25. В верхней части поворотной цапфы 4 установлено червячное колесо 26, входящее в зацепление с червяком 27, жестко установленным на валу 28 гидромотора 29, прикрепленного к балке 1 при помощи кронштейна 30.
Мост с поворотными колесами работает следующим образом. Ведущая коническая шестерня 6 главной передачи 5 получает вращение от внешнего источника и через ведомую коническую шестерню 8 главной передачи 5 передает его на корпус дифференциала 9, который равномерно распределяет получаемый крутящий момент и передает его через полуоси 10 бортовым редукторам 12, которые, преобразовав его в верхней 13 и нижней 19 конических передачах, приводят во вращение через вал 21 ходовое колесо 25. Таким образом осуществляется привод вращения ходового колеса 25. Привод поворота ходового колеса 25 осуществляется следующим образом. Червяк 27 получает вращение от гидромотора 29 и вращает червячное колесо 26 и жестко соединенную с ним поворотную цапфу 4, вместе с которой поворачивается и ходовое колесо 25, при этом ведомая коническая шестерня 20 нижней конической передачи 19 бортовых редукторов 12 как бы обегает ведущую коническую шестерню 18, что обеспечивает неограниченный и независимый поворот ходовых колес 25 вокруг вертикальной оси кронштейнов 2 без нарушения кинематики привода вращения.
Предложенная конструкция обеспечивает неограниченный и независимый поворот ходовых колес, что повышает функциональные качества моста с поворотными колесами.
Класс B62D7/14 с осями поворота, расположенными более чем в одной плоскости, поперечной к продольной оси транспортного средства, например управление всеми колесами
Класс B60B11/00 Колесные узлы с несколькими соосно расположенными колесами; колеса с несколькими ободьями или шинами
Класс B60B11/02 состоящие из разделенных колес, имеющих возможность независимого или совместного вращения
Класс B62D7/00 Рычажные механизмы рулевых приводов; поворотные цапфы и их установка