тягово-сцепное устройство автопоезда
Классы МПК: | B60D1/06 сцепки шарового типа |
Автор(ы): | Сливинский Евгений Васильевич (RU), Пешков Илья Владимирович (RU), Перекалин Сергей Николаевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-06-23 публикация патента:
10.01.2006 |
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Тягово-сцепное устройство автопоезда содержит шаровую головку, состоящую из верхней и нижней частей, сопрягаемых между собой при помощи выступа и впадины, выполненных на последних, имеющих вертикальные соосные отверстия, в которых расположен соединительный палец цилиндрической формы, взаимосвязанный своим круговым пазом с фиксатором, расположенным в нижней части шаровой головки, верхняя часть которой размещена в корпусе дышла. Вертикальное отверстие нижней части шаровой головки снабжено продольным пазом, переходящим в его конце в круговой паз. Соединительный палец на этом же участке имеет с одной стороны выступ, по своей форме идентичный упомянутым пазам, а с другой - полусферическую впадину под фиксатор. В верхней части торцевой части соединительный палец снабжен поперечным пазом, а корпус дышла в его зоне имеет цилиндрическое отверстие. Технический результат - повышение надежности тягово-сцепного устройство автопоезда. 2 ил.
Формула изобретения
Тягово-сцепное устройство автопоезда, преимущественно легкового, содержащее шаровую головку, состоящую из верхней и нижней частей, сопрягаемых между собой при помощи выступа и впадины, выполненных на последних, имеющих вертикальные соосные отверстия, в которых расположен соединительный палец цилиндрической формы, взаимосвязанный с фиксатором, расположенным в нижней части шаровой головки, верхняя часть которой размещена в корпусе дышла, отличающееся тем, что вертикальное отверстие нижней части шаровой головки выполнено с продольным пазом, переходящим в его конце в круговой паз, а соединительный палец на этом же участке имеет с одной стороны выступ, свободно перемещаемый в продольном пазу для обеспечения в том же направлении перемещения соединительного пальца при расцеплении устройства, и полусферическую впадину под фиксатор, причем в верхней торцевой части соединительный палец снабжен поперечным пазом, а корпус дышла в его зоне имеет цилиндрическое отверстие.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях различных автопоездов, состоящих из легковых автомобилей и прицепов.
Известно тягово-сцепное устройство автопоезда, описанное в книге Мелик-Саркисянц А.С., Винокуров Ю.М. Прицепы для легковых автомобилей. - М., Транспорт, 1979 г., где на стр.51, рис.41, на стр.52, рис.43 и так далее показаны такие устройства, а на стр.64, рис.54 и рис.55, а также рис.56, стр.65 показаны замковые устройства к ним. Такие тягово-сцепные устройства состоят из шара, которым заканчивается тяговый стержень изогнутой формы взаимосвязанный с полусферической головкой, имеющейся на дышле прицепа. Для исключения расцепа автопоезда на дышле прицепа смонтирован замок, выполненный в виде подпружиненного рычага и снабженный фиксатором. Недостатком такого тягово-сцепного устройства является невысокая надежность его в условиях эксплуатации за счет возможного перемещения рычага замка под действием сил трения между шаром и полусферической головкой, забывчивости водителя, в части установки фиксатора в момент сцепа автомобиля с прицепом и т. д.
Известно также тягово-сцепное устройство автопоезда, описанное в патенте RU 2230675 C1. У такого устройства шаровая головка состоит из двух частей, связанных между собой через выступ и впадину, выполненных на сопрягаемых поверхностях, при этом в указанных частях шаровой головки имеются соосные отверстия, в которых раположен фиксируемый палец при помощи шарового фиксатора. Несмотря на свою более простую конструкцию в сравнении с аналогом и надежность такое устройство так же имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что при эксплуатации автопоезда в тяжелых дорожных условиях, под действием динамических нагрузок в вертикальной плоскости шаровой головки, возможен отказ фиксатора и тогда расцеп окажется возможным, что приведет к созданию аварийных ситуаций.
Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение надежности тягово-сцепного устройства автопоезда в эксплуатационных условиях.
Поставленная цель достигается тем, что вертикальное отверстие нижней части шаровой головки выполнено с продольным пазом, переходящим в его конце в круговой паз, а соединительный палец на этом же участке имеет с одной стороны выступ, свободно перемещаемый в продольном пазу для обеспечения в том же направлении перемещения соединительного пальца при расцеплении устройства, и полусферическую впадину под фиксатар, причем в верхней торцевой части соединительный палец снабжен поперечным пазом, а корпус дышла в его зоне имеет цилиндрическое отверстие.
На фиг.1 показан общий вид тягово-сцепного устройства с продольным его разрезом, а на фиг.2, его сечение по АА и по ВВ.
Тягово-сцепное устройство автопоезда состоит из корпуса 1 дышла, внутри которого подвижно расположена верхняя часть 2 шаровой головки, снабженная цилиндрической формы впадиной 3, взаимосвязанной с ответным выступом 4, выполненным на нижней части 5 шаровой головки жестко закрепленной на кронштейне 6. Верхняя часть 2 и нижняя часть 5 шаровой головки снабжены вертикальным отверстием 7, снабженным продольным пазом 8, переходящим в круговой паз 9. В отверстии 7 расположен цилиндрический палец 10, в нижней части которого выполнены выступ 11 и полусферическая впадина 12 и в последней размещен шарик 13, подпружиненный пружиной сжатия 14, контактирующейся с винтом 15. В верхней своей части цилиндрический палец 10 снабжен поперечным пазом 16, а в корпусе 1 дышла выполнено отверстие 17 с размещенной в нем заглушкой 18.
Работает тягово-сцепное устройство автопоезда следующем образом. На фиг.1 такое устройство показано в момент сопряжения между собой автомобиля, снабженного кронштейном 6, и прицепа, имеющего корпус 1 дышла (автомобиль и прицеп на чертеже не показаны). Для расцепки звеньев автопоезда удаляют заглушку 18, которая может выполнена из пластмассы и служит для предохранения частей устройства от попадания грязи, влаги и т.д., и с помощью, например, отвертки, вставляемой в поперечный паз 16 соединительного пальца 10, поворачивают последний по часовой стрелке С, (фиг.1 и фиг.2) преодолевая усилие, создаваемое пружиной сжатия 14 на шарик 13 фиксатора. За счет подвижного размещения выступа 11 соединительного пальца 10 в круговом пазу 9, выполненном в нижней части 5 шаровой головки, выступ 11 беспрепятственно доходит до продольного паза 8, расположенного в вертикальном отверстии 7 нижней части 5 шаровой головки. Как только это произойдет, водитель автопоезда вручную перемещает корпус 1 дышла по стрелке Д, и выступ 11, свободно перемещаясь в пазу 8, обеспечивает в том же направлении перемещение соединительного пальца 10 совместно с верхней частью 2 шаровой головки. В итоге расцеп звеньев автопоезда обеспечен. Для сцепки автомобиля и прицепа корпус 1 дышла совместно с верхней частью 2 шаровой головки и соединительного пальца 10 перемещают в направлении, противоположном стрелке Д, так чтобы выступ 11 вошел в продольный паз 8, выполненный в отверстии 7 нижней части 5 шаровой головки. Как только соединительный палец 10 дойдет до конца отверстия 7 нижней части 5 шаровой головки и утопит шарик 13 в направлении стрелки Е, а также произойдет сопряжение впадины 3 с выступом 4, расположенных на контактных поверхностях частей шаровой головки, с помощью отвертки вставленной в поперечный паз 16 поворачивают соединительный палец 10 в направлении, противоположном стрелке С, вследствие чего сопрягаемые детали устройства займут положение, показанное на фиг.1 и фиг.2 (по ВВ). Сцеп звеньев автопоезда завершен.
Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными очевидно, так как оно исключает саморасцеп автомобиля и прицепа в эксплуатационных условиях и, следовательно, повышает надежность и безопасность движения автопоездов.
Класс B60D1/06 сцепки шарового типа
сцепная петля - патент 2529709 (27.09.2014) | |
тягово-сцепное устройство для прицепа - патент 2521884 (10.07.2014) | |
седельно-сцепное устройство - патент 2514321 (27.04.2014) | |
тягово-сцепное устройство легковесного автопоезда - патент 2493974 (27.09.2013) | |
тягово-сцепное устройство автопоезда - патент 2493973 (27.09.2013) | |
шаровое сцепное устройство с подвижно установленным уплотнением - патент 2424914 (27.07.2011) | |
тягово-сцепное устройство - патент 2397883 (27.08.2010) | |
тягово-сцепное устройство автопоезда - патент 2397882 (27.08.2010) | |
тягово-сцепное устройство - патент 2397881 (27.08.2010) | |
тягово-сцепное устройство - патент 2314936 (20.01.2008) |