способ перевозки пассажиров и грузов с помощью монорельсовой транспортной системы
Классы МПК: | B61B1/00 Общее устройство станций, платформ или запасных путей; железнодорожные сети; системы для сортировки вагонов B61B3/02 с самодвижущимися транспортными средствами |
Автор(ы): | Зайцев Борис Иванович (RU), Кабанов Эдуард Николаевич (RU), Пивоваров Владимир Михайлович (RU), Трофимов Николай Алексеевич (RU), Уткин Алексей Федорович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Конструкторское бюро специального машиностроения" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-06-30 публикация патента:
10.01.2006 |
Изобретение относится к пассажирским транспортным системам, а именно к способам перевозки пассажиров и грузов с помощью монорельсовой транспортной системы. Способ перевозки пассажиров и грузов с помощью монорельсовой транспортной системы заключается в том, что подвесные транспортные средства перемещают вдоль ходовой балки и останавливают в заданных местах путевой структуры монорельсовой транспортной системы. После остановки подвесного транспортного средства в заданном месте кузов подвесного транспортного средства без отрыва колес ходовых тележек подвесного транспортного средства от ходовой балки опускают посредством системы подъема-спуска подвесного транспортного средства до касания с основанием посадочной площадки. После касания кузовом подвесного транспортного средства основания посадочной площадки колеса ходовых тележек подвесного транспортного средства отсоединяют от ходовой балки, после чего посредством упомянутой системы подъема-спуска ходовую часть опускают на кузов подвесного транспортного средства. В результате повышается удобство обслуживания подвесных транспортных средств при возникновении нештатных ситуаций в пути и при нахождении поезда в депо. 4 ил.
Формула изобретения
Способ перевозки пассажиров и грузов с помощью монорельсовой транспортной системы, при котором подвесные транспортные средства перемещают вдоль ходовой балки и останавливают в заданных местах путевой структуры монорельсовой транспортной системы, причем после остановки подвесного транспортного средства в заданном месте кузов подвесного транспортного средства без отрыва колес ходовых тележек подвесного транспортного средства от ходовой балки опускают посредством системы подъема-спуска подвесного транспортного средства до касания с основанием посадочной площадки, отличающийся тем, что после касания кузовом подвесного транспортного средства основания посадочной площадки колеса ходовых тележек подвесного транспортного средства отсоединяют от ходовой балки, после чего посредством упомянутой системы подъема-спуска ходовую часть опускают на кузов подвесного транспортного средства.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к пассажирским транспортным системам, а именно к способам перевозки пассажиров и грузов с помощью монорельсовой транспортной системы.
Известен способ перевозки пассажиров и грузов с помощью монорельсовой транспортной системы эстакадного типа, который осуществляется устройством по патенту RU №2188775 С1 (В 61 В 13/04, 2002). Составной частью монорельсовой транспортной системы является подвижной состав, который содержит головной, хвостовой и промежуточный вагоны. Подвижной состав с помощью ходовой части перемещают по трассе, выполненной в виде ходовой балки коробчатого сечения. Для выхода пассажиров в вагонах с каждой стороны оборудованы двухстворчатые автоматические раздвижные двери, таким образом, посадка-высадка пассажиров на станциях остановки предполагается на уровне посадочных площадок (платформ), соответствующем высоте эстакады монорельсовой транспортной системы.
Однако монорельсовая транспортная система эстакадного типа для организации посадки и высадки пассажиров предполагает необходимость строительства станций, по своим функциям и техническому оснащению напоминающих станции метрополитена. Это не позволяет иметь большого числа станций по причине их высокой стоимости, ограничивает возможность размещения станций в историческом центре мегаполиса с плотной застройкой, требует наличия сравнительно большого количества персонала для обслуживания станций и дополнительных энергозатрат на работу эскалаторов, освещение, отопление и вентиляцию станций. Вместе с этим остается достаточно сложным обеспечение безопасности пассажиров при их нахождении на платформе станции, а также при подъеме пассажиров на платформу и при спуске с нее. Сложности с организацией станций ограничивают густоту транспортной сети.
Известен способ перевозки грузов с помощью подвесной транспортной системы, который осуществляется устройством по патенту ЕР 1157960 А1 (В 62 D 65/00, 2001). В указанном способе с помощью подвесного роликового конвейера транспортировочный ангар (подвеску) для автомобилей перемещают вдоль роликового конвейера. В заданных местах роликового конвейера ангар с грузом останавливают и с помощью трособлочной системы подъема-спуска ангар с грузом опускают на заданную высоту. Ангар (подвеска) содержит верхнюю часть, зафиксированную в положении перемещения вдоль роликового конвейера, и нижнюю часть для поддержания груза, соединенную с верхней частью посредством трособлочной системы подъема-спуска. Между двумя указанными частями располагают конструкцию для увеличения жесткости против колебаний, включающую три узла жесткости, один из которых предусматривает наличие двойного параллелограмма и размещен в вертикальной срединной плоскости ангара, а два других предусматривают наличие осциллирующих стержней и расположены с боковых сторон центрального узла. По существу в известном способе подъем-спуск груза осуществляют посредством системы подъема-спуска с ужесточающей конструкцией, обеспечивающей исключение «блужданий» подвижной нижней части (платформы) по отношению к фиксированной верхней части.
Однако известный способ имеет ограниченную область использования и целевые характеристики известного способа не отвечают требованиям, предъявляемым к транспортным средствам для перевозки пассажиров.
Известен способ перевозки пассажиров и грузов с помощью подвесной транспортной системы, который осуществляется устройством по патенту US №4641587 (В 61 В 3/02, 1987). В известном способе перевозки подвесное транспортное средство, включающее кузов с ходовым тележками, имеющими приводные колеса, перемещают по двум разнесенным рельсовым путям с постоянной колеей. Транспортное средство подвешено к путям центральными вилками с двумя ветвями каждая. Ветви направлены вверх за пределы плоскости путей, охватывая их. Посадка-высадка пассажиров на станциях остановки предполагается на уровне посадочных площадок (платформ), соответствующем уровню грузовой площадки транспортного средства.
Однако известный способ перевозки пассажиров и грузов предполагает необходимость строительства посадочных площадок (платформ) на уровне, на котором перемещается транспортное средство (поезд), что усложняет и удорожает подвесную транспортную систему.
Также известен способ перевозки пассажиров и грузов с помощью монорельсовой транспортной системы, который осуществляется устройством по патенту DE №3503504 (В 61 В 3/02, 1986). В известном способе перевозки подвесные транспортные средства перемещают вдоль ходовой балки и останавливают в заданных местах путевой структуры монорельсовой транспортной системы, где производят посадку-высадку пассажиров и загрузку-выгрузку грузов. Ходовая балка смонтирована на опорах основания, имеет П-образное сечение и может иметь два конструктивных исполнения: в виде решетчатой металлоконструкции или железобетонной балки.
Однако известный способ также как и вышерассмотренные способы перевозки пассажиров предполагает необходимость строительства посадочных площадок (платформ) на уровне, на котором перемещается транспортное средство (поезд), что усложняет и удорожает подвесную транспортную систему. Кроме того, в случае нештатной остановки в пути следования одного поезда возникает препятствие для движения других поездов, следующих тем же путем. При этом в случае остановки поезда вне станции (например, при прекращении подачи электроэнергии или при возникновении аварийной ситуации) возникают проблемы, связанные с необходимостью быстрой и безопасной эвакуации пассажиров из транспортного средства, находящегося на достаточной высоте.
Наиболее близким по совокупности существенных признаков к заявляемому способу перевозки является способ перевозки пассажиров и грузов с помощью монорельсовой транспортной системы, который осуществляется устройством по патентной заявке GB №2305645 А (В 61 В 1/00, 3/02 // В 65 G 63/06, Е 01 В 25/24, 25/26, 1997 г.). В известном способе подвесные транспортные средства перемещают вдоль ходовой балки и останавливают в заданных местах путевой структуры монорельсовой транспортной системы. После остановки подвесного транспортного средства в заданном месте кузов подвесного транспортного средства без отрыва колес ходовых тележек подвесного транспортного средства от ходовой балки опускают посредством системы подъема-спуска подвесного транспортного средства до касания с основанием посадочной площадки для принятия или выгрузки пассажиров (груза). Затем кузов подвесного транспортного средства поднимают для функционирования в качестве транспортного средства.
Недостатком известного способа является то, что в случае нештатной остановки в пути следования одного поезда возникает препятствие для движения других поездов, следующих тем же путем, что отрицательно сказывается на пропускной способности линии.
Задачей, решаемой изобретением, является создание гибкой монорельсовой транспортной системы, обеспечивающей возможность повышения удобства обслуживания подвесных транспортных средств при возникновении нештатных ситуаций в пути и повышения удобства обслуживания при нахождении поезда в депо.
Указанная задача решается благодаря тому, что в известном способе перевозки пассажиров и грузов с помощью монорельсовой транспортной системы, при котором подвесные транспортные средства перемещают вдоль ходовой балки и останавливают в заданных местах путевой структуры монорельсовой транспортной системы, причем после остановки подвесного транспортного средства в заданном месте кузов подвесного транспортного средства без отрыва колес ходовых тележек подвесного транспортного средства от ходовой балки опускают посредством системы подъема-спуска подвесного транспортного средства до касания с основанием посадочной площадки, согласно изобретению после касания кузовом подвесного транспортного средства основания посадочной площадки колеса ходовых тележек подвесного транспортного средства отсоединяют от ходовой балки, после чего посредством упомянутой системы подъема-спуска ходовую часть опускают на кузов подвесного транспортного средства. Это позволяет освободить ходовую балку от подвесного транспортного средства и таким образом исключить влияние неисправного поезда на пропускную способность линии. Кроме того, это повышает удобство обслуживания транспортного средства (поезда), в частности, при возникновении нештатной ситуации (например, неисправности) в пути и удобство обслуживания при нахождении поезда в депо.
На фиг.1 схематично показан участок путевой структуры монорельсовой транспортной системы, общий вид; на фиг.2 - подвесное транспортное средство в поднятом рабочем положении, а также при остановке в заданном месте путевой структуры монорельсовой транспортной системы, общий вид; на фиг.3 - то же, вид со стороны кабины управления подвесного транспортного средства; на фиг.4 - подвесное транспортное средство в поднятом рабочем положении и в нерабочем положении, когда колеса ходовых тележек опущены на кузов транспортного средства, вид со стороны кабины управления транспортного средства.
Подвесное транспортное средство (поезд) 1 снабжено системой 2 подъема-спуска транспортного средства, смонтированной между ходовой частью 3 транспортного средства и его кузовом 4. В варианте осуществления изобретения система спуска-подъема подвесного транспортного средства, по существу, представляет собой подвеску, включающую поступательно направляющий механизм, например, из нескольких последовательно соединенных пантографов, оснащенный средствами для обеспечения необходимой жесткости против колебаний. Упомянутый механизм приводится в движение, например, посредством исполнительного гидроцилиндра 5. Колеса 6 ходовых тележек 7 подвесного транспортного средства установлены на ходовой балке 8 таким образом, что обеспечивают возможность отделения подвесного транспортного средства от ходовой балки 8, когда транспортное средство опирается на основание посадочной площадки 9. Для отделения транспортного средства от ходовой балки 8 колеса 6 ходовых тележек 7 разводят в стороны от ходовой балки с помощью предусмотренных для этой цели гидроцилиндров (на чертеже не показано), шарнирно закрепленных на раме 10. Ходовую балку 8 монтируют на опорах 11.
В варианте осуществления изобретения способ перевозки пассажиров и грузов с помощью монорельсовой транспортной системы реализуется следующим образом.
При перевозке пассажиров и груза подвесные транспортные средства (поезда) 1 перемещают вдоль подвешенной на опорах 11 ходовой балки 8 монорельсовой транспортной системы. В заданных местах путевой структуры монорельсовой транспортной системы (т.е. в местах по пути следования, оборудованных как посадочные площадки) транспортные средства останавливают. После остановки подвесного транспортного средства (поезда) 1 в заданном месте (над посадочной площадкой 9) кузов 4 транспортного средства освобождают от фиксации относительно рамы 10, после чего без отрыва колес 6 ходовых тележек 7 от ходовой балки 8 кузов 4 опускают посредством системы 2 подъема-спуска транспортного средства до уровня, соответствующего уровню посадочных площадок наземного транспорта. Это может быть, например, уровень, при котором корпус кузова своими амортизационными опорами доходит до упора в основание посадочной площадки 9 или уровень, когда корпус кузова находится на некоторой высоте над основанием посадочной площадки 9. Для опускания транспортного средства задействуют исполнительный гидроцилиндр 5. Производят посадку-высадку пассажиров и/или загрузку-выгрузку грузов. По окончании посадки-высадки пассажиров (погрузки-разгрузки грузов) кузов 4 посредством системы 2 подъема-спуска поднимают в исходное рабочее положение и фиксируют на раме 10. Подвесное транспортное средство вновь готово к движению.
Когда подвесное транспортное средство (поезд) 1 необходимо остановить и отделить от ходовой балки 8, т.е. необходимо снять с маршрута следования, например, в случае неисправности ходовой части транспортного средства или при необходимости эвакуации пассажиров, кузов 4 подвесного транспортного средства аналогичным образом опускают до касания амортизационных опор кузова с основанием посадочной площадки. Производят, например, эвакуацию пассажиров. Колеса 6 ходовых тележек 7, установленные с возможностью качения по ходовой балке, с помощью соответствующих исполнительных гидроцилиндров (на чертеже не показано) разводят в стороны от ходовой балки 8 и, таким образом, отсоединяют от ходовой балки. После чего посредством системы 2 подъема-спуска транспортного средства раму 10 совместно с колесами 6 ходовых тележек 7 (ходовой частью) опускают на кузов 4 подвесного транспортного средства. Таким образом, подвесное транспортное средство переводят в нерабочее положение. Установку транспортного средства 1 на ходовую балку 8 осуществляют в обратной последовательности.
Таким образом, заявляемый способ перевозки пассажиров и грузов с помощью монорельсовой транспортной системы позволяет исключить влияние неисправного поезда на пропускную способность линии и обеспечивает возможность повышения удобства обслуживания подвесных транспортных средств при возникновении нештатных ситуаций в пути, а также удобство обслуживания при нахождении поезда в депо.
Класс B61B1/00 Общее устройство станций, платформ или запасных путей; железнодорожные сети; системы для сортировки вагонов
Класс B61B3/02 с самодвижущимися транспортными средствами