присадка к малосернистому дизельному топливу
Классы МПК: | C10L1/18 содержащие кислород |
Автор(ы): | Замулко Иван Данилович (BY), Митусова Тамара Никитовна (RU), Данилов Михаил Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Закрытое акционерное общество "Белая Вежа" (BY) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-03-02 публикация патента:
10.01.2006 |
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, а именно к присадкам к малосернистому дизельному топливу. Присадка на основе дистиллированного таллового масла дополнительно содержит 5-60% полиалкилбензолов. Используемая присадка улучшает противоизносные характеристики, а также низкотемпературные свойства малосернистых дизельных топлив. 3 табл.
Формула изобретения
Присадка к малосернистому дизельному топливу на основе дистиллированного таллового масла, отличающаяся тем, что дополнительно содержит полиалкилбензолы при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Дистиллированное талловое масло | 40-95 |
Полиалкилбензолы | 5-60 |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, а именно к присадкам к малосернистому дизельному топливу, улучшающим его противоизносные характеристики и низкотемпературные свойства.
Известно, что дизельные топлива должны обладать достаточной смазывающей способностью для предотвращения быстрого изнашивания прецизионных пар двигателей внутреннего сгорания.
Смазывающую способность дизельному топливу придают соединения серы и связанные с ними ароматические и полярные соединения. Однако ароматические углеводороды ухудшают процесс сгорания в цилиндре дизеля и способствуют отложению смолистых веществ на деталях топливо-вспрыскивающей аппаратуры.
Кроме того, евростандарт EN-590 предписывает содержание в топливе серы не выше 0,05 мас.% для того, чтобы снизить выделение загрязняющих окружающую среду выхлопных газов из дизельного транспорта. Поэтому смазывающие соединения на основе серы должны быть заменены другими соединениями, которые не являются загрязняющими с точки зрения экологии.
Известны противоизносные присадки к топливам, содержащие в качестве активных компонентов нафтеновые кислоты (А.М.Данилов. Применение присадок в топливах для автомобилей. М., Химия. 2000, с. 232).
Недостатком этих присадок является плохая совместимость содержащих их топлив с моторными маслами и водой. Такое требование в обязательном порядке предъявляется к дизельным топливам.
Известны также присадки на базе продуктов реакции моно- или поликарбоновых кислот С24-С 65 и многоатомных (2-10) спиртов (патент Норвегии №169660, МПК С 10 L 1/18, опубл. в 1992), моноэфиров дикарбоновых кислот (а.с. СССР №458252, МКИ С 10 L 1/18, опубл. в 1984 г.), солей щелочного или щелочноземельного металла и многоосновной кислоты (патент США 4804389, МПК С 10 L 1/10; 1/29; НКИ 44/70, опубл. в 1989 г.).
Недостатком вышеуказанных композиций является также их недостаточная противоизносная эффективность.
Наиболее близкой к заявляемой присадке по составу и назначению является присадка, представляющая собой кислоты таллового масла (патент РФ №2165447, МПК С 10 L 1/18, опубл. в 2001 г.).
Недостатком указанной присадки является ее сравнительно низкая противоизносная эффективность, вследствие чего она рекомендуется в сравнительно высокой концентрации: более 0,06% на топливо, а также достаточно высокая температура застывания.
Задачей, решаемой данным изобретением, является улучшение противоизносных характеристик присадок к малосернистому дизельному топливу, а также улучшение низкотемпературных свойств данных присадок.
Поставленная задача решается за счет того, что в присадку на основе дистиллированного таллового масла дополнительно включаются полиалкилбензолы, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
дистиллированное талловое масло | 40-95 |
полиалкилбензолы | 5-60 |
Новизной предлагаемого технического решения является изготовление и применение композиции указанного выше состава, компоненты которой проявляют синергетический эффект. Ранее подобная композиция в топливах не использовалась и не предлагалась.
Присадку получают, последовательно смешивая расчетные количества дистиллированного таллового масла и полиалкилбензолов при 20-70°С.
Для иллюстрации предлагаемого технического решения были приготовлены образцы присадки путем смешения указанных выше компонентов со следующими характеристиками:
Дистиллированное талловое масло ТУ 13-00281074-26-95 (Производство Сегежского ЦБК, Карелия, Российская Федерация)
Показатели | Норма по ТУ 13-00281074-26-95 | Фактически |
1 | 2 | 3 |
1 | 2 | 3 |
Внешний вид | Однородная жидкость от светло-желтого до коричневого цвета | Соответ. |
Плотность при 20°С, кг/м3 | 850-900 | 875 |
Массовая доля основного вещества, % | Не менее 95 | 97 |
Температура вспышки, °С | Не ниже 200 | 207 |
Температура застывания, °С | - | +7 |
Кислотное число, мг КОН/г | Не ниже 140 | 164 |
Полиалкилбензолы, ТУ 2414-040-04689375-95 (Производство ОАО «Кинеф». Кириши, Российская Федерация)
Показатели | Норма по ТУ 2414-040-04689375-95 | Фактически |
Внешний вид | Прозрачная жидкость, не содержащая взвешенных и осевших примесей, в том числе и воды | Соответ. |
Плотность при 20°С, кг/м3 | Не нормируется | 877 |
Температура начала кипения, °С | Не ниже 290 | 322 |
Температура конца кипения, °С | Не выше 500 | 466 |
Бромное число, мгBr 2/100 г | Не более 3,5 | 2,02 |
Для иллюстрации предлагаемого изобретения приготовлены образцы присадок (табл.1).
Таблица 1 | |||||||
Образцы присадок | |||||||
Компонент и его содержание в присадке, масс.% | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Дистил.талловое масло | 0 | 35 | 40 | 75 | 95 | 97 | 100 |
Полиалкилбензолы | 100 | 65 | 60 | 25 | 5 | 3 | 0 |
Эффективность присадок проверяли в дизельном топливе, содержащем от 0,005 до 0,05% предлагаемой присадки по методу американского стандарта ASTM D 6079, включенные в российские ТУ 38.401-58-296-2001. Топливо дизельное автомобильное.
Согласно этому методу стальной шарик под нагрузкой 20 кПа (0,2 кг/см2) посредством вибратора совершает возвратно-поступательное движение с амплитудой 1 мм и частотой 50 Hz по пластине, помещенной в испытуемую среду. Испытания проходят при температурах 60° и 25°С (учитывается, что в двигателе топливо находится в нагретом состоянии). Образующееся пятно износа замеряют по двум диаметрам (по направлению движения и поперек) и вычисляют среднее. Затем вносят поправку на температуру и влажность воздуха, и полученный конечный результат D является характеристикой данного образца. Точность метода - 5%. Нормой противоизносных свойств дизельного топлива по EN-590 и ТУ 38.401-58-296-2001 является D460 мкм.
Таблица 2 | |
Диаметр пятен износа при испытаниях топлива с 0,01% присадок (номера примеров соответствуют номерам композиций в табл.1) | |
Примеры | D, мкм |
Без присадки | 647 |
1 | 640 |
2 | 433 |
3 | 416 |
4 | 355 |
5 | 396 |
6 | 428 |
7(прототип) | 440 |
Согласно представленным в табл. 2 результатам наибольшую эффективность проявляют композиции 3-5, превосходящие прототип (пример 7). Присадка, содержащая до 3% полиалкилбензолов (пример 6), по эффективности приближается к прототипу (точность метода - 5 отн.%). Полиалкилбензолы, взятые отдельно (пример 1), противозносной эффективностью не обладает. Противозносная эффективность композиции, содержащей менее 40% талловых масел, также недостаточно велика (пример 2).
Дополнительным преимуществом предлагаемого изобретения является то, что присадка характеризуется пониженной температурой застывания, что упрощает ее использование в дизельном топливе при низких температурах.
Температура застывания присадки определяется по ГОСТ 20287, методу Б. В табл. 3 приведены результаты исследований для образцов 3, 5 и 7 из табл. 1.
Таблица 3 | |
Температура застывания противоизносных присадок | |
Образцы из табл.1 | Т з, °С |
3 | -30 |
5 | -5 |
7 (прототип) | +5 |
Из табл.3 мы видим, что наилучшими низкотемпературными свойствами по сравнению с прототипом обладает присадка, состоящая из 40 мас.% таллового масла и 60 мас.% полиалкилбензолов (пример 3).
Предлагаемая присадка найдет широкое применение на нефтеперерабатывающих заводах для получения экологически чистых топлив, обладающих высокими противоизносными характеристиками и наилучшими низкотемпературными свойствами.
Класс C10L1/18 содержащие кислород