пластичная смазка
Классы МПК: | C10M125/04 металлы; сплавы |
Автор(ы): | Фришберг Ирина Викторовна (RU), Кишкопаров Николай Владимирович (RU), Ландау Михаил Борисович (RU) |
Патентообладатель(и): | Фришберг Ирина Викторовна (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-02-16 публикация патента:
10.01.2006 |
Использование: в качестве защитного средства для узлов качения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмов различного назначения. Сущность: смазка содержит в мас.%: высокодисперсный порошок металлического наполнителя с размером частиц не более 20 мкм 0,05-0,1, смазка литол - остальное. В качестве металлического наполнителя используют цветные металлы или их сплавы. Технический результат - улучшение противоизносных свойств и расширение рабочего интервала температур. 4 табл.
Формула изобретения
Пластичная смазка, включающая основу, в качестве которой используют литол, и высокодисперсный порошок металлического наполнителя из цветных металлов или их сплавов с размером частиц не более 20 мкм, отличающаяся тем, что она содержит указанные компоненты при следующем соотношении, мас.%:
Высокодисперсный порошок металлического наполнителя | |
из цветных металлов или их сплавов | 0,05 - 0,1 |
Литол | Остальное |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к пластичным металлоплакирующим составам, применяемым в качестве защитного средства для узлов качения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмов различного назначения.
Известна смазка для тяжело нагруженных механизмов, содержащая, мас.%: канальная сажа 11-13, коллоидный графит 6-8 и защитная смазка на основе минерального масла, загущенного алюминиевым мылом синтетических жирных кислот фракции С10-C16 - остальное (см. SU 1810385, С 10 М 169/04 // С 10 N 30/06, 1993 г.).
Действие вышеназванной смазки направлено на повышение ее работоспособности в широком диапазоне температур и нагрузок.
Известен состав пластичной антифрикционной многоцелевой смазки, получаемой загущением нефтяных масел 12-оксистеаратом лития и содержащей антиокислительную присадку (Химический энциклопедический словарь под ред. И.Н.Кнунянца, М., Советская энциклопедия, 1983 г., с.304). Известная пластичная смазка выпускается в промышленном масштабе под маркой "Литол" - ГОСТ 21150-87.
Известная смазка обладает хорошей водостойкостью, механической стабильностью и работоспособностью в широком интервале температур. Однако применение ее в узлах трения, в частности в узлах качения, не позволяет предотвратить их износ и обеспечить показатели, повышающие ресурс работы.
Наиболее близкой к патентуемой является пластичная смазка, содержащая основу, в качестве которой используют литол, и высокодисперсный металлический порошок с размером частиц не более 20 мкм в количестве 5-20 мас.% (см. RU 2139920, С 10 М 125/04, 1999).
Известные смазочные материалы обладают хорошими триботехническими характеристиками, однако не эффективны для предотвращения износа высокоскоростных пар трения, в частности высокоскоростных подшипников качения закрытого типа, а также имеют недостаточно широкий температурный диапазон использования.
Задачей патентуемого изобретения является обеспечение безизносной работы высокоскоростных пар трения в интервале температур от -50 до +150°С.
Поставленная задача решается пластичной смазкой, включающей основу, в качестве которой используют литол, и высокодисперсный порошок металлического наполнителя из цветных металлов или их сплавов с размером частиц не более 20 мкм, за счет того, что она содержит указанные компоненты при следующем соотношении, мас.%: высокодисперсный порошок металлического наполнителя из цветных металлов или их сплавов - 0,05-0,1; литол - остальное.
Заявляемое количество металлического порошка обеспечивает получение смазки с улучшенными защитными свойствами, способствующей предотвращению износа в процессе эксплуатации высокоскоростных пар трения в широком диапазоне температур.
Введение заявляемых порошков цветных металлов в указанных количествах непосредственно в пластичную смазку позволяет не только достичь хорошего металлоплакирующего действия при работе в высокоскоростных парах трения, но и сохранить ее основные технологические показатели при работе на больших скоростях вращения и при больших нагрузках в интервале температур от -50 до +150°С.
Заявляемый металлоплакирующий состав готовят следующим способом.
Компоненты состава взвешивают в необходимых соотношениях и загружают в лопастной смеситель. Длительность перемешивания 2-3 часа для получения гомогенной по составу смазки.
Для приготовления металлоплакирующих составов в качестве основы используют смазку Литол-24 по ГОСТ 21150-87, в качестве наполнителей - высокодисперсные порошки цветных металлов или их сплавов, например, цинка марки ПЦВД по ТУ 1721-002-12288779-99, бронзы марки ПБВД по ТУ 1790-007-12288779-2000, свинца марки ПСВД по ТУ 0165-05-93. Высокодисперсные порошки цветных металлов с размером частиц не более 20 мкм могут быть получены, например, методом испарения и конденсации в атмосфере нейтрального газа на вакуумной установке.
В табл. 1 приведены составы патентуемых металлоплакирующих пластичных смазок и контрольных смазок с соотношением компонентов за пределами патентуемых соотношений.
Оценка качества смазки проводилась по методике лабораторно-стендовых испытаний, принятой в подшипниковой промышленности, в два этапа:
1. Определение физико-механических показателей.
2. Сравнительные стендовые испытания.
По первому этапу проведены лабораторные исследования представленных образцов. Определен ряд физико-механических показателей, непосредственно влияющих на работоспособность смазок в подшипниках качения, результаты физико-механических испытаний представлены в табл.2.
По полученным данным (см. табл.2) температура каплепадения, предел прочности при 20 и 50°С испытуемых образцов, коллоидная стабильность образцов укладываются в показатели ГОСТ на смазку Литол-24. Показатель коллоидной стабильности патентуемых образцов превышает соответствующий показатель для Литола-24.
Работоспособность образцов смазки оценивалась ускоренными стендовыми испытаниями в подшипниках 180204 на режимах, приведенных в табл.3.
Указанные режимы ускоренных стендовых испытаний пластичных смазок общего назначения (см. табл. 3), форсированные по нагрузке (I) и температуре (II), позволяют оценивать противоизносные и высокотемпературные свойства смазок. Выбранные величины параметров режимов дают возможность сравнительной оценки работоспособности пластичных смазок (скорость вращения подшипников близка к предельной, нагрузки подобраны экспериментально).
Оценочными показателями в этих испытаниях являются время до потери смазкой работоспособности, состояние смазки и подшипников после испытаний.
В табл.4 представлены результаты стендовых испытаний образцов смазок для двух режимов I и II.
Как следует из табл.4, патентуемая пластичная смазка обеспечивает увеличение безизносного периода работы высокоскоростных пар трения в интервале температур от -50 до +150°С
Таблица 1 | |||||||||||||
Составы, мас.% | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
Цинк | 0,1 | 4,9 | 0,05 | 5,5 | 10 | ||||||||
Бронза | 0,1 | 4,9 | 0,05 | 5,5 | |||||||||
Свинец | 0,1 | 4,9 | 0,05 | 5,5 | |||||||||
Литол | 99,9 | 95,1 | 99,9 | 95,1 | 99,9 | 95,1 | 99,95 | 94,5 | 99,95 | 94,5 | 99,95 | 94,5 | 90 |
Таблица 2 | ||||||
Наименование показателя | Состав | Литол-24 ГОСТ 21150 | ||||
1 | 2 | 13 | ||||
Температура каплепадения, °С | 202 | 201 | 200 | 202 | ||
Предел прочности, Па, при 20°С | 790 | 800 | 820 | 500-1000 | ||
при 50°С | 500 | 490 | 470 | 760 | ||
Коллоидная стабильность, % выделенного масла | 13,95 | 8,75 | 5,85 | 11,2 (<12,0) | ||
Температурный интервал применения | -50-(+150°С) | -50-(+150°С) | -40-(+120°С) | -40-(+120°С) | ||
Таблица 3 | ||||||
Параметры режима | I | II | ||||
Частота радиальная, мин -1 | 8000 | 8000 | ||||
Нагрузка радиальная, Н | 1500 | 500 | ||||
Температура на наружном кольце подшипника, °С | Установившаяся, без дополнительного обогрева (при температуре окружающего воздуха -50°С |
Таблица 4 | ||||||||||||||
Составы | ||||||||||||||
Режим | Параметры | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
I | Работоспособность, час | 5770 | 4960 | 3575 | 3215 | 3970 | 3517 | 2570 | 1856 | 1960 | 2115 | 1017 | 1210 | 989 |
II | Работоспособность, час | 1400 | 1210 | 1260 | 1075 | 1210 | 1117 | 560 | 510 | 686 | 617 | 245 | 237 | 225 |
Класс C10M125/04 металлы; сплавы
смазочная композиция - патент 2525238 (10.08.2014) | |
антифрикционная смазка - патент 2524267 (27.07.2014) | |
электропроводный пластичный материал - патент 2523911 (27.07.2014) | |
пластичная смазка - патент 2514919 (10.05.2014) | |
смазочная композиция - патент 2507243 (20.02.2014) | |
металлоплакирующая присадка к смазочным материалам - патент 2503713 (10.01.2014) | |
металлоплакирующая восстановительная добавка к пластичным смазочным материалам - патент 2432386 (27.10.2011) | |
пластичная смазка - патент 2414504 (20.03.2011) | |
состав противоизносного препарата - патент 2385898 (10.04.2010) | |
способ получения нанокластеров металлов и устройство для его осуществления - патент 2382069 (20.02.2010) |