ремонт дорожных асфальтобетонных покрытий по способу чернопятова
Классы МПК: | E01C7/08 из щебня с применением вяжущих материалов |
Патентообладатель(и): | Чернопятов Владимир Сергеевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-02-21 публикация патента:
10.01.2006 |
Изобретение относится к эксплуатационному содержанию автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием, в частности к профилактическому ремонту. Технический результат: исключение последующего ремонта с применением энергоемкой техники и большого количества расходных материалов до периода, когда естественное истирание покрытия автомобильным транспортом не достигнет соответствующих показателей, вследствие чего дорожное полотно будет нуждаться в повторном покрытии асфальтобетоном или капитальном ремонте. Способ профилактического ремонта дорог с асфальтобетонным покрытием заключается в том, что появившаяся на покрытии трещина шириной 1-10 мм заливается жидким нефтепродуктом, выбранным из группы: отработанное масло, мазут, разжиженный битум, сырая нефть, с вязкостью, достаточной для смачивания поверхности стенок трещины и просачивания во все полости до уровня в 2-3 мм от поверхности покрытия, затем трещина засыпается сухим песком высотой естественного осыпания песка до кромок трещины и прикатывается ручным или механическим катком с шириной катка не более 200 мм, причем каток перемещается своей серединой по трещине вдоль ее распространения. 1 н.п.ф-лы.
Формула изобретения
Способ профилактического ремонта дорог с асфальтобетонным покрытием, заключающийся в том, что появившаяся на покрытии трещина шириной 1-10 мм заливается жидким нефтепродуктом, выбранным из группы: отработанное масло, мазут, разжиженный битум, сырая нефть, с вязкостью, достаточной для смачивания поверхности стенок трещины и просачивания во все полости до уровня в 2-3 мм от поверхности покрытия, затем трещина засыпается сухим песком высотой естественного осыпания песка до кромок трещины и прикатывается ручным или механическим катком с шириной катка не более 200 мм, причем каток перемещается своей серединой по трещине вдоль ее распространения.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к эксплуатационному содержанию автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием, в частности к профилактическому ремонту.
Известен способ ремонта трещины на дороге с асфальтобетонным покрытием, в котором трещины шириной до 5 мм очищают от пыли и грязи, промазывают жесткой кистью жидким битумом СГ-15/25 или дегтем Д1, а затем заполняют битумом СГ-130/200, МГ-130/200, БНД-200/300, нагретым до рабочей температуры, или битумной мастикой соответствующей консистенцией, нагретой до 160-170о С (кн. Чумакова Ю.Л. и др., Автомобильные дороги, часть 2, М.: Транспорт, 1967, стр.177).
Способ Чернопятова позволяет исключить всякий последующий ремонт с применением энергоемкой техники и большого количества расходных материалов до периода, когда естественное истирание покрытия автомобильным транспортом не достигнет соответствующих показателей по сохранности грузов при перевозках и безопасности проезда, вследствие чего дорожное полотно будет нуждаться в повторном покрытии асфальтобетоном или капитальном ремонте.
Поставленная цель достигается тем, что профилактический ремонт асфальтобетонного покрытия осуществляется с появлением первых незначительных трещин, так как с них и начинается разрушение покрытия. В образовавшиеся трещины попадает вода, которая пагубно влияет на состояние покрытия. Летом при движении автотранспорта в заполненных водой трещинах возникают гидродинамические удары, достигающие значительных величин. Эти удары расширяют, углубляют и удлиняют трещины, приводят к возникновению новых. Вода начинает проникать в нижние слои дорожного покрытия, что еще больше провоцирует разрушение. При отрицательных температурах процесс разрушения идет незаметно, но при оттаивании грунта разрушение покрытия становится еще более очевидным. Профилактический ремонт по способу Чернопятова позволяет устранить причину разрушения асфальтобетонного покрытия. Для этого появившаяся трещина шириной 1-10 мм заливается жидким нефтепродуктом, выбранным из группы: отработанное моторное масло, мазут, разжиженный битум, сырая нефть с вязкостью, достаточной для смачивания поверхности стенок трещины и просачивания жидкости во все полости, трещина заливается по всей длине до уровня в 2-3 мм от поверхности покрытия, при быстром падении уровня жидкости заливка повторяется, затем трещина засыпается сухим песком высотой естественного осыпания песка до кромок трещины и прикатывается ручным или механическим катком, ширина которого не более 200 мм, причем каток перемещается своей серединой по трещине вдоль ее распространения, трещина шириной 10-20 мм аналогичным образом заливается, но засыпается гравием или другим заменителем с зернистостью 1-3 мм и прикатывается более тяжелым катком. При таком способе покрытие становится гладким и ровным, в нем не развиваются старые трещины и почти совсем не появляются новые - процесс разрушения останавливается благодаря обеспечению водонепроницаемости покрытия.
Способ Чернопятова осуществляется следующими вариантами.
1. Ручной вариант.
Для реализации этого варианта используются полиэтиленовые емкости на 1,5-2 литра, в крышки которых вмонтированы по две трубки диаметром 3-5 мм: одна короткая, упругая длиной 6-10 см, желательно из прозрачного материала, для визуального наблюдения и контроля выхода расходного материала; другая гибкая и длиннее (60-80 см) со срезом под углом на конце, упирающаяся этим концом в дно емкости, которая служит для выравнивания давления или его увеличения в емкости с целью регулирования скорости потока материала; другой конец трубки может быть снабжен индивидуальным мундштуком. Одна емкость заполняется жидким нефтепродуктом, выбранным из группы: отработанное моторное масло, мазут, разжиженный битум, сырая нефть, с вязкостью, достаточной для смачивания поверхности стенок трещины и просачивания жидкости во все полости, другая - сухим песком. Пространство вокруг трещины освобождается от предметов, мешающих катку. Емкость с жидкостью подносится к трещине и через короткую трубку она заливается по всей длине до уровня в 2-3 мм от поверхности покрытия. Длинной трубкой регулируется скорость заполнения. Если уровень быстро падает, то жидкость доливается до указанного уровня. Это надо делать для того, чтобы вся полость трещины хорошо пропиталась жидкостью. Не теряя времени на пропитку этой трещины, приступают к наполнению соседней трещины и т.д. Убедившись, что в первой трещине уровень жидкости не падает, ее засыпают через короткую трубку сухим песком из другой емкости, высота насыпи должна соответствовать высоте естественного осыпания песка до кромок трещины. Засыпанная трещина прикатывается катком с шириной не более 200 мм. Для создания наибольшего давления на песок перемещение катка следует осуществлять строго по трещине серединой катка и вдоль ее распространения. Прикатка таким образом позволяет хорошо уплотнить песок в трещину. Наличие свободной жидкости в трещине помогает хорошо пропитать песок - он не вымоется неожиданным дождем. Со временем содержимое трещины становится монолитным и хорошо сцепленным с покрытием. При таком варианте обрабатываются трещины малой ширины и небольшой длины. Трещины значительной длины и ширины могут обрабатываться и другим вариантом.
2. Механизированный вариант.
Для этого варианта можно использовать легкую, например, садовую двуручную, тележку с закрепленными на ней двумя емкостями по 5-20 л. Одна емкость снабжена подпружиненным краном для регулирования скорости струи, другая - подпружиненной заслонкой для регулирования потока песка или мелкого гравия. К корпусу крана и заслонке крепятся трубки для направления потока жидкости и песка в трещину. Длина трубок должна быть такой, чтобы концы были приподняты над поверхностью покрытия на высоту 3-5 мм. От крана тросик протянут к рычагу другой ручки. Тележка подводится так, чтобы трубка от емкости с жидкостью была над трещиной. Нажав рычаг, заполняют трещину жидкостью до необходимого уровня, отпустив - прекращают слив. Затем эта трещина аналогичным образом засыпается песком из другой емкости. Трещины шириной 10-20 мм заливаются указанным образом, но засыпать нужно гравием или другим заменителем с зернистостью в 1-3 мм и прикатывать более тяжелым катком. Освобождающиеся емкости пополняются соответствующим материалом.
Трехлетний период эксплуатации участка дорожного покрытия показал, что трещины, обработанные по способу Чернопятова, не развиваются, не появились и новые. Поверхность покрытия этого участка выглядит ровной, монолитной, а небольшие трещины и вовсе незаметны.
К недостаткам предложенного способа можно отнести то, что им нельзя пользоваться в дождливую погоду, когда покрытие мокрое или если трещины заполнены водой, нельзя пользоваться в мороз. Его нельзя использовать для бетонных покрытий, так как нефтепродукты разрушают бетон, приготовленный на основе цемента. Конечно, способом можно воспользоваться, если имеются соответствующие заменители.
Использование предлагаемого способа обеспечивает следующие преимущества:
- продлевается срок службы асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог до нескольких десятков лет без капитального ремонта или иного, например, ямочного, так как износ будет определяться истиранием покрытия, и только его толщина будет определять пригодность покрытия к дальнейшей эксплуатации;
- исчезает необходимость частого применения тяжелой дорожной техники, компрессоров, значительно увеличивается их моторесурс;
- резко сокращается расход горючесмазочных и других расходных материалов, что позволяет наращивать строительство новых дорог с твердым покрытием;
- экономятся денежные средства дорожно-ремонтных предприятий;
- сокращается аварийность, время доставки грузов и пассажиров;
- могут отменяться ограничения на проезд большегрузных автомобилей в весенний период при оттаивании грунта.
Простота и легкость применения способа дает возможность за летний период произвести профилактический ремонт дорожного покрытия на больших площадях, быстро внедрить этот способ на всей территории страны.
Экономический эффект способа Чернопятова обладает свойством роста экономии не только от расширения масштабов применения, но и по прошествии времени.