способ вытеснения нефти
Классы МПК: | E21B43/22 с применением химикалий или бактерий |
Автор(ы): | Толстунов Сергей Андреевич (RU), Мозер Сергей Петрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-03-25 публикация патента:
10.01.2006 |
Изобретение относится к геотехнологическим способам добычи полезных ископаемых, в частности к способам вытеснения нефти за счет снижения проницаемости породы и увеличения охвата пласта заводнением. Техническим результатом является повышение глубины обработки пласта и снижение стоимости используемых реагентов с попутной утилизацией полимерных отходов автомобильных шин. В способе вытеснения нефти, включающем определение перед закачкой размера - диаметра пор Dпор нефтяного пласта, закачку через нагнетательную скважину воды с добавлением резиновой крошки и отбор продукции через добывающую скважину, после полного обводнения нефтяного пласта осуществляют закачку в него воды с добавлением крошки из автомобильных шин с диаметром Dкрошки более или равным 1,3 Dпор, массовое соотношение вода:крошка принимают от 1:0,3 до 1:0,1, при этом большее количество крошки подают на начальном этапе, а меньшее - на завершающем этапе отработки запасов нефтяного пласта. 1 табл.
Формула изобретения
Способ вытеснения нефти, включающий определение перед закачкой размера диаметра пор Dпор нефтяного пласта, закачку через нагнетательную скважину воды с добавлением резиновой крошки и отбор продукции через добывающую скважину, отличающийся тем, что после полного обводнения нефтяного пласта осуществляют закачку в него воды с добавлением крошки из автомобильных шин с диаметром Dкрошки более или равным 1,3 Dпор , массовое соотношение вода:крошка принимают от 1:0,3 до 1:0,1, при этом большее количество крошки подают на начальном этапе, а меньшее - на завершающем этапе отработки запасов нефтяного пласта.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к геотехнологическим способам добычи полезных ископаемых, в частности к способам вытеснения нефти за счет снижения проницаемости породы и увеличения охвата нефтяного пласта заводнением.
Известен способ разработки нефтяных месторождений (патент РФ №2127802, МПК Е 21 В 43/22). Способ включает заводнение, закачку водного раствора полиакриламида с щелочной добавкой и солевого раствора через нагнетательную скважину и добычу нефти через добывающую скважину, при этом в качестве щелочной добавки берут водный раствор силиката натрия, а солевой раствор содержит водный раствор смеси хлористого кальция и технического лигносульфата. Недостатком данного способа является низкий показатель прироста нефтеотдачи, недостаточная глубина обработки пласта, высокая стоимость реагентов и низкий фактор остаточного сопротивления.
Известен способ вытеснения нефти (патент РФ №2134774, МПК Е 21 В 43/22). В способе вытеснения нефти заводнением заканчивают водный раствор биологического поверхностно-активного вещества био ПАВ-КШАС-М с добавкой каучукоподобного полимера-латекса при массовом соотношении от 1:1 до 1:5. Недостатком данного способа является недостаточная глубина обработки пласта и высокая стоимость используемых реагентов.
Известен способ разработки нефтяной залежи, принятый за прототип (патент РФ №2085710, МПК Е 21 В 43/20, опубл. 1997.07.27). Сущность изобретения: способ состоит в том, что перед проведением гидроизоляции пластов в добывающих скважинах производят гидроизоляцию высокопроницаемых интервалов одноименных пластов в нагнетательных скважинах путем закачки суспензии резиновой крошки на основе полимерного раствора при давлении раскрытия в пласте трещин порциями с последовательным увеличением в каждой порции, в первой порции по отношению к вязкости пластовой нефти и каждой последующей порции к предыдущей должна находиться в соотношении 1:3. Закачку порций прекращают после резкого снижения приемистости пласта. Затем скважину промывают. После проведения всего комплекса работ в добывающих скважинах, нагнетательные скважины пускают в эксплуатацию при давлениях меньших, чем давление закачки. Недостатком данного способа является недостаточная глубина обработки пласта и высокая стоимость используемых реагентов.
Техническим результатом изобретения является повышение глубины обработки пласта и снижение стоимости используемых реагентов с попутной утилизацией полимерных отходов автомобильных шин.
Технический результат достигается тем, что в способе вытеснения нефти, включающем определение перед закачкой размера - диаметра пор Dпор нефтяного пласта, закачку через нагнетательную скважину воды с добавлением резиновой крошки и отбор продукции через добывающую скважину, согласно изобретению после полного обводнения нефтяного пласта осуществляют закачку в него воды с добавлением крошки из автомобильных шин с диаметром Dкрошки более или равным 1,3 Dпор, массовое соотношение вода:крошка принимают от 1:0,3 до 1:0,1, при этом большее количество крошки подают на начальном этапе, а меньшее - на завершающем этапе отработки запасов нефтяного пласта.
Применение предлагаемого способа по сравнению с прототипом позволит повысить глубину обработки пласта и снизить стоимость используемых реагентов с попутной утилизацией полимерных отходов автомобильных шин.
Автомобильные шины на 30% состоят из резины - эластичного материала, образующегося в результате вулканизации каучука. Каучук синтетический - эластичный синтетический полимер. Крошку получают путем дробления автомобильных шин с удалением частей металлокорда и нитей. Эффективность предлагаемого способа вытеснения нефти из обводненного пласта достигается тем, что вода с добавленной крошкой из отработанных автомобильных шин, попадая в нефтяной пласт, проникает в его наиболее проницаемые зоны. Перед закачкой воды определяют диаметр пор Dпор нефтяного пласта. Так как диаметр Dкрошки из автомобильных шин принимают 1,3 Dпор диаметра пор нефтяного пласта, то крошка создает "пробки" в порах. За счет воздействия остаточных нефтепродуктов (продукции нефтяного пласта) на крошку из шин она растворяется и превращается в гелеобразную массу, проникающую вглубь нефтяного пласта. Таким образом, в нефтяном пласте на месте высокопроницаемых, а следовательно, высокообводненных зон, по которым вода, закачиваемая по нагнетательной скважине, идет по кратчайшему пути к добывающей скважине, создаются низкопроницаемые участки, способствующие увеличению охвата пласта заводнением.
Способ вытеснения нефти осуществляют следующим образом: нефтяной пласт вскрывают нагнетательными и добывающими скважинами. Перед закачкой вытесняющего агента, например воды, определяют диаметр пор Dпор нефтяного пласта (например, с помощью исследований керна). Затем с помощью подачи вытесняющего агента по нагнетательным скважинам вытесняют нефть и отбирают продукцию через добывающие скважины. После полного обводнения в нефтяной пласт закачивают через нагнетательные скважины вытесняющий агент в виде суспензии резиновой крошки из автомобильных шин в воде. После полного обводнения нефтяного пласта осуществляют закачку в него воды с добавлением крошки из автомобильных шин с диаметром Dкрошки более или равным 1,3 Dпор. Массовое соотношение вода:крошка принимают от 1:0,3 до 1:0,1. Подаваемая периодически крошка из автомобильных шин в воде создает "пробки" за счет проникновения в поры нефтяного пласта и взаимодействия с остаточными нефтепродуктами. Большее количество крошки из отработанных автомобильных шин подают на начальном этапе, меньшее - на завершающем этапе отработки запасов нефтяного пласта для обеспечения наиболее высокой нефтеотдачи благодаря созданию гидрофобной поверхности с разными характеристиками гидравлического сопротивления.
Массовое соотношение вода:крошка от 1:0,3 до 1:0,1 обеспечивает наиболее рациональное использование крошки из автомобильных шин и повышение нефтеотдачи до 7% (см. таблицу). При соотношении крошка:вода менее 1:0,1 наблюдается незначительное увеличение нефтеотдачи при высоких затратах на крошку из автомобильных шин. При соотношении вода:крошка более 1:0,3 наблюдается интенсивное выпадение крошки в осадок, что вызывает необходимость повышения расхода воды, подаваемой в нагнетательную скважину. Это приводит в свою очередь к значительным гидравлическим потерям на преодоление сопротивления труб и повышает возможность закупорки нагнетательных скважин.
Таблица | |||||||
Вода, частей | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Крошка, частей | 3,5 | 3 | 2,5 | 2 | 1,5 | 1 | 0,5 |
Этапы отработки нефтяного пласта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Размер Dкрошки при Dпор=1 мм | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 1,9 |
Прирост нефтеотдачи, % | 7 | 7 | 6,5 | 6 | 5 | 4 | 2 |
Применение данного способа вытеснения нефти обеспечивает следующие преимущества:
- повышение глубины обработки пласта;
- снижение стоимости используемых реагентов;
- утилизация полимерных отходов отработанных автомобильных шин.
Класс E21B43/22 с применением химикалий или бактерий